16 апреля 2012 г., в Светлый понедельник, ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий совершил Божественную литургию.
Владыке сослужили первый проректор СПбПДА, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков,архимандрит Софроний (Смук), настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Александр (Арва), секретарь Ученого совета академии протоиерей Кирилл Копейкин, проректор по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич, проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, священники Андрей Парафенюк, Илия Макаров, Артемий Наумов, Александр Кузнецов и Дионисий Харин, иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и Амвросий (Мацегора), диаконы Кирилл Журавлев, Александр Ямков, иеродиаконы Матфей (Шаров) и Иларион (Резниченко).
За богослужением звучали песнопения в исполнении трех академических хоров.
После Херувимской песни иеродиакон Матфей (Шаров) был рукоположен во пресвитера.
После заамвонной молитвы торжественным крестным ходом, возглавляемым епископом Амвросием, молящиеся направились вокруг академического храма.
По окончании богослужения протоиерей Василий Стойков обратился к ректору с пасхальным приветствием от лица профессорско-преподавательской корпорации. Архиерей поблагодарил отца Василия за добрые пожелания и обратил ко всем слова пасхального поздравления:
«Действительно, вчера, сегодня и в предшествующие дни каждый, кто во время Святой Четыредесятницы, особенно во время Страстной седмицы, готовил себя к встрече Воскресшего Господа, по-особому переживает эти события. Когда мы собирались в течение многих предшествующих дней здесь, в храме, это очень сильно чувствовалось. Об этом можно было не говорить, это передается на каком-то особом уровне – на уровне сердец человеческих. Подходя к Празднику Светлого Воскресения, я думал о том, что именно в эти последние дни Страстной седмицы, которые являются уже преддверием света и радости, воссиявших из живоносного гроба Господня, наша духовная школа составляла действительно христианскую семью. Она представляла собой единство во Христе, в молитве, в добродетелях. Чувствовался такой особый дух, такая особая атмосфера, что невольно я размышлял о том, что именно это и есть та самая, пока еще временная, земная, цель, к которой мы все должны стремиться. И все те знания, лекции, весь тот учебный процесс, который осуществляется здесь, в стенах Духовной академии, абсолютно не имеет никакой ценности, если он не будет направлен на стремление человека приблизиться к Богу, осознать свою немощь, понять свою греховность и по-детски доверить свою судьбу, свою жизнь Воскресшему ныне Господу.
Мне хотелось бы пожелать, чтобы все наши деяния, которые мы осуществляем, – учимся ли, учим или что-то делаем ради послушания Церкви – были направлены, прежде всего, не на какой-то внешний эффект, не на достижение сиюминутных и преходящих целей, а на стремление к главному – единству Божиих творений, доверивших себя Христу. Я хочу поблагодарить сегодня всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, за наши совместные молитвы, которые мы осуществляли в течение подготовки к Пасхе, в день Светлого Христова Воскресения и которые будем еще разделять в послепасхальный период.
Молитва как ничто другое объединяет людей, воссоздает человека, обновляет его душевные и телесные силы, убеляет его судьбу и удаляет пятна грехов и ошибок. Мне хотелось бы пожелать, чтобы именно эта добродетель была в первую очередь перед глазами у каждого из вас, потому что для священнослужителя это является самым главным и важным. Без этого все остальное, чему мы пытаемся наших студентов обучить, не представляет никакой ценности. Если мы что-то делаем ради Бога, с упованием на Него созидаем и молитвой свой труд освящаем, тогда он приобретает ценность и в очах Божиих и имеет огромные результаты в человеческом обществе.
Церковь пребывает сегодня в том самом состоянии, в каком она, наверное, и должна быть. С одной стороны, она выполняет свою миссию и пытается по мере человеческих сил и немощей составляющих ее людей сделать все, чтобы эта миссия достигла тех, кто еще не познал Господа. С другой стороны, стрелы врага человеческого пытаются уязвить нашу Церковь именно потому, что она сегодня, наверное, более активно осуществляет свое служение в обществе, пытается, может быть не всегда умело, но, тем не менее, искренне и честно доносить весть о Христе Распятом и Воскресшем до людей, не познавших счастья радоваться и жить в Боге.
Когда Церковь гонима, значит она благоденствует. В XX столетии эти гонения носили ярко выраженный характер, сегодня они носят уже более изощренный характер. Подчас, конечно, стрелы эти летят в нас по нашей собственной вине, но в большинстве случаев Церковь уязвляется именно теми людьми, которые изначально враждебно настроены к ней – духовенству, осуществляющему свое служение, и мирянам, осуществляющим свою миссию. На Страстной седмице мы слышали ответ на этот вопрос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19). В этой атмосфере ненависти и непонимания мы будем пребывать еще долго, наверное, до самого второго пришествия Господа и Спасителя нашего. Но та пасхальная радость, та огромная сила, которая даруется немощному человеку Воскресшим Господом, является неуязвимой броней против всех этих вражьих стрел, против козней врага человеческого, осуществляющего свои планы через недобросовестных людей. Пусть эта сила, пусть эта броня, пусть эта радость никогда не отступает от нас! Христос Воскресе!»
Пресс-служба СПбДА