В 2015 году в России и в странах, генетически связанных с Православием и русской цивилизацией, празднуется 1000-летний юбилей со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира
Многие помнят, с каким удивительным воодушевлением в 1988 году в СССР отмечалось 1000-летие Крещения Руси. А ведь еще за полвека до этого события торжественное народное празднование юбилея ключевого момента русской истории было немыслимо в Советском Союзе.
Однако в странах «русского рассеяния», в 1938 году, когда исполнилось 950 лет с момента крещения Руси, эту дату широко и активно вспоминали различные общества русских эмигрантов.
Во многих очагах «Русского мира» возникли специальные Комитеты по проведению юбилейных мероприятий, и эти Комитеты отлично выполнили возложенную на них миссию.
Так в братской Сербии Владимирский Комитет в Белграде непосредственно занимался подготовкой «Владимирского сборника», были найдены сотрудники по всей Европе, и между ними были распределены темы статей. В итоге получился сборник на 220 страницах (помимо 12 страниц вступления и 12 таблиц с рисунками). В него вошли научные статьи семнадцати авторов, а также небольшое художественное произведение – «Баллада о былом».
Известный геральдик, правовед и славист Александр Васильевич Соловьев в 1940 году заметил по поводу издания памятного сборника: «Изящно изданный в Белграде “Владимирский Сборник” достойным образом отмечает юбилей крещения Руси, который по условиям нашего времени был замолчан на нашей родине и отпразднован лишь в странах русского рассеяния».
Приведем имена и названия работ участников «Владимирского сборника», как они представлены в его содержании: митрополит Анастасий Грибановский (Белград) – «Значение Владимирского юбилейного года» (вступление); приват-доцент В.А. Мошин (Белград) – «Христианство в России до Св. Владимира»; проф. А.Л.Погодин (Белград) – «Варяжский период в жизни князя Владимира»; проф. Г.А. Острогорский (Белград) – «Владимир Святой и Византия»; проф. А.В. Карташев (Париж) – «Крещение Руси Святым Князем Владимиром и его национально-культурное значение»; проф. Е.В. Спекторский (Любляна) – «Своеобразие крещения Руси»; проф. И.И. Лаппо (Ковно) – «Держава Владимира Святого»; проф. А.Н. Грабар (Париж) – «Крещение Руси в истории искусства»; проф. барон М.А. Таубе (Мюнстер) – «Родовой знак семьи Владимира Святого в его историческом развитии и государственном значении для древней Руси»; А.А. Никольский (Белград) – «Начало храмостроительства на Руси»; Б.Н. Сергиевский (Белград) – «Время Владимира Святого»; Л.А. Расовский (Прага) – «Русь и кочевники в эпоху святого Владимира»; проф. В.А. Розов (Загреб) – «Личность Владимира Святого в русской литературе»; Л.М. Сухотин (Белград) – «Брачные союзы ближайших потомков святого князя Владимира»; проф. Г.П. Федотов (Париж) – «Канонизация святого князя Владимира»; И.Н. Окунева (Прага) – «Изображение святого Владимира»; проф. А.В. Соловьев (Белград) – «Владимир Святой в изображении польского историка XVI века»; К.Н. Николаев (Белград) – «Памятники святого князя Владимира на Волыни»; Г.П. Гребенщиков (С.А.С. Шт.) – «Баллада о былом».
Уже упоминавшийся А.В. Соловьев, один из авторов сборника, в своей аннотации, написанной для библиографического раздела научного журнала «Annales de l’Institut Kondakov» (бывший «Seminarium Konakovianum»), дает ряд интересных характеристик ключевым статьям. Процитируем его:
«Г.А. Острогорский в яркой статье “Владимир Святой и Византия” подчеркивает между прочим, что, получив руку порфирородной Анны “государь молодого русского княжества удостоился чести, которой напрасно добивался германский император”, ибо Феофано, с которой обвенчался в 972 году Оттон II, не была порфирородной».
«Капитальное значение имеет статья барона М.А. Таубе “Родовой знак семьи Владимира Святого в его историческом развитии и государственном значении для древней Руси”. …Автор привлекает много нового материала (из Полоцка, Гродно и Ливонии) и дает картину широкого распространения “трезубца Рюриковичей” во всех концах русской земли в XI-XIII веках. Это распространение родового знака “красноречиво говорит о тройном единстве в государственном и социальном строе древней Руси” Он указал на единство княжеского рода, на единство Земли Русской и на единство культурное».
Про свою же статью Соловьев пишет следующее:
«А.В.Соловьев описывает “Владимира Святого в изображении польского историка XVI века”. Пользовавшийся русскими источниками М. Стрыйковский запечатлел величавый образ равноапостольного Владимира, “царя и монарха всех Русских земель”, украшенный легендарными подробностями. Это была та окраска русской истории, которая в XVI веке была привычна всякому образованному русину, литвину или поляку».
«Владимирский Сборник» 1938 года давно уже стал библиографической редкостью, но справедливости ради нужно отметить, что 8-ми из 17-ти его авторов повезло быть переизданными в России в 2000 году в сборнике «Cвятой Креститель: из наследия русской эмиграции». Это – проф. А.Л. Погодин, проф. Е.В. Спекторский, проф. И.И. Лаппо, проф. А.Н. Грабар, Б.Н. Сергиевский, проф. В.А. Розов, проф. Г.П. Федотов и поэт Г.П. Гребенщиков. По авторам это больше половины, а по страницам – чуть больше трети «Владимирского сборника», в котором их статьи занимали 85 страниц. Остальные же авторы юбилейного труда до сих пор ожидают «возвращения» на Родину.
Для нас и сейчас могут быть насущны и актуальны идеи, высказанные в Белградском «Владимирском сборнике». Так, например, символично, что будущий академик и основатель Византологического института в Белграде (1948) Г.А. Острогорский в 1938 году (за год до начала Второй мировой войны!) напоминает всему Русскому Миру о значимости деяний святого равноапостольного великого князя Владимира и о высоком предназначении Русского Православного Московского государства:
«В культурном и в государственно-политическом отношении принятие христианства означало для Руси начало новой эры. Русь перестала быть “варварским скифским племенем”, каким она раньше представлялась культурной Византии; она стала, в глазах той же Византии, “христианнейшим народом”. Еще в середине X в. византийская дипломатия отводила Руси низший “ранг” среди независимых народов, ставя ее на одну ступень с мадьярами и печенегами. Но вот уже за первого христианского государя Руси византийский царь выдает свою порфирородную сестру, удостаивая его чести, которой дотоле ни один чужеземный государь не казался Византии достойным. Пусть эта честь была оказана нехотя, под давлением обстоятельств, – несомненно, что никакие обстоятельства не принудили бы Византию оказать ее русскому князю до крещения, когда Русь, наравне с Печенегами, считалась диким скифским народом. В той сложной иерархии государств, которую представлял собою средневековый мир, Русь после крещения занимает совершенно новое, высокое место. Совершенно по новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага византийской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные – римские и эллинские – начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии христианством. Вместе с христианством Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого византийского наследия и, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного миpa».
Славься ныне, Земля, ты, Свято-Русская! Вы ликуйте, дети ее добронравные! Вспоминая деянья свет-Владимира, князя Киевского, равноапостольного!
Ой, да вы, сыны русские, поникли что? Али честь вам, молодцам, не в батюшках? Не в дедах да прадедах со предками? Иль не русский тот, кто не любит Русь? Собирайся, народ, на почестен пир! Братству-обществу не в раздоре жить! Не себя хулить, не с врагом юлить, А растить свой Дом словно дуб могуч! Ныне чествуем мы вхожденье в Рай, князя дивного день успения! Он молитвою да поможет нам смуту-пагубу извести навек! Славься ныне Земля, ты, Свято-Русская! Вы ликуйте, дети ее добронравные! Вспоминая деянья свет-Владимира, князя Киевского, равноапостольного!(Автор стихов прот. Игорь Иванов)
Опубликовано в журнале НЕБО № 18