17 марта 2013 года, вечером в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий совершил вечерню и чин прощения в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В алтаре молились архимандриты Софроний (Смук) и Амвросий (Хорозидис); протоиерей Кирилл Копейкин, секретарь Ученого совета СПбПДА; протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и Иларион (Резниченко); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Глеб Санюк, Александр Зиновкин и Алексий Красавин; диаконы Кирилл Журавлев, Герман Ранне, Иоанн Тарасов, Владислав Туманов; иеродиаконы Виталий (Морозов) и Афанасий (Букин).
За богослужением молились студенты, сотрудники и прихожане академического храма.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
В этот день, по традиции, после вечернего богослужения православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху.
По окончании вечерни с архипастырским словом и испрашивая у присутствующих прощения к молящимся обратился владыка ректор. По примеру епископа Амвросия, следуя древней христианской традиции, духовенство, студенты и прихожане также испросили прощение друг у друга. Во время чина прощения академические хоры исполняли песнопения Подготовительных недель и Великого поста, а в завершении пропели стихиры Святой Пасхи.
Справка
Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом, или 7-е воскресенье перед Пасхой.
В этот день верующие, стоя за литургией, имеют возможность слышать евангельское чтение, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (Мф 6:14-19).
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Пресс-служба СПбПДА