20-21 апреля 2013 года, в Неделю пятую Великого поста, посвященную памяти преподобной Марии Египетской, в домовом храме СПбПДА совершены всенощное бдение и Божественная литургия.
Воскресное всенощное бдение совершил проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук в сослужении архимандрита Софрония (Смука), иеромонахов Серафима (Бубнова) и Илариона (Резниченко), священников Александра Кузнецова, Алексия Красавина и Дионисия Харина, диакона Иоанна Тарасова.
Перед чтением первого часа проповедь произнес магистрант II курса библейского отделения академии Олег Пушин.
В воскресенье служение Божественной литургии святителя Василия Великого возглавил архимандрит Софроний (Смук). Его Высокопреподобию сослужили: иеромонахи Серафим (Бубнов) и Иларион (Резниченко); священник Дионисий Харин; диакон Иоанн Тарасов и иеродиакон Сергий (Иванов).
Богослужения Недели пятой Великого поста — окончание длительного сугубо покаянного периода Великого поста. На полиелее всенощного бдения последний раз в этом году поются покаянные тропари Постной Триоди «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче». Святая Церковь готовится встретить Христа Спасителя грядущего на вольные страдания. Об этом нам рассказывается в сегодняшнем евангельском чтении. Иисус Христос открывает ученикам, что уже совсем скоро Сыну Человеческому надлежит войти в Иерусалим, предстать перед нечестивым судилищем и совершить искупительный подвиг Крестных страданий.
Восхождение по великопостной покаянной лествице Святая Церковь венчает замечательным и особенно близким для нас примером: воспоминанием подвига преподобной Марии Египетской. Об этом в своей проповеди после окончания Божественной литургии сказал иеромонах Иларион (Резниченко).
Отец Иларион напомнил, что в Неделю вторую мы чтили память святителя Григория Паламы, через богословие которого человеческому уму в некоторой степени приоткрывается великая тайна того, как падшее существо, через Таинства Церкви и общение с Богом, становится причастником Вечной Божественной жизни. Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы празднуем в 4-ю Неделю поста, примером добродетельной жизни и своими письменными трудами оставил нам ясное руководство по восхождению к Богу и Небесным обителям. И, наконец, наиболее близкий нам пример мы видим в житии преподобной Марии Египетской. Он особенно близок нам, так как это пример не «врожденной» святости, а трудной, долгой и упорной работы над собой, которая началась с решительного движения воли навстречу Христу, поворота от служения греху и сладостям временной жизни к поиску вечного блаженного бытия в Боге. Это путь из глубокой бездны падения к высоте совершенства.
Но это пример и великого непостижимого милосердия Божия. Милосердия, которое никогда не поймут те, кто стремится смотреть на Бога, как на судью, действующего исключительно в рамках закона. Такие люди подобны распявшим Христа иудеям, которые не понимали, почему в притче Господней рабочий, пришедший в одиннадцать, получил столько же, сколько и рабочие, пришедшие с утра. Но Господь волен делать то, что волен делать. И терпит Он нас столько, насколько терпит.
Мы не можем понять, почему Господь одних терпит, а других очень рано забирает. И Мария Египетская является примером того, как кардинально может измениться человек. Измениться в плане святости. В плане стремлений, цели. В процессе покаяния (в греческом языке «покаяние» означает «изменение ума») личность человека, его характер не меняются. Меняется лишь направление всех сил его существа — от служения царству тьмы к служению Божественному Свету. Мария, с какой ревностью она грешила, полагая в грехе смысл своего земного бытия, с такой же ревностью позже она служила Богу. Она полностью изменила свою жизнь, повернула свой взор к Богу. Но это все тот же человек, та же Мария. Она осталась той же, но преображенной, спасенной и святой.
Пресс-служба СПбПДА