Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня на паремии Вечерни мы слышали повествование книги Бытия о шестом и седьмом днях творения, в которые Господь сотворил животный мир и венец творения – человека, и почил, тем не менее, продолжая промышлять о мире.
Человек сотворен по образу Божию и призван к богоподобной жизни. «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев 11:44), – говорит Господь через пророка Моисея в книге Левит. По мысли святых отцов человек был создан совершенным, но не всесовершенным. Он был призван к еще большему совершенству, к богоподобию через исполнение первых заповедей. Но происходит грехопадение: Ева вступает в диалог со змеем, смотрит на плод познания добра и зла, и говорит, что он хорош. Если ранее в конце каждого акта творения Господь говорил, что то или иное хорошо, то теперь Ева решает, что «хорошо» – это нарушить заповедь Божию, то есть она ставит себя на место Бога. То же делает и Адам.
Однако еще до творения мира, на Предвечном Совете Пресвятой Троицы было принято решение о воплощении Сына Божия для спасения падшего человека. После Крестной смерти и Воскресения Спасителя каждому из нас вновь открыт путь к богоподобию.
В период Великого Поста нам полезно задуматься над тем, как же восходить к Богу. Святые отцы называют пост «духовной весной», а нам он порой кажется тяжким бременем, и, может быть, не особенно нужным. Мы не понимаем, как цель поста – преображение души – относится к нам. Мы подобны богатому юноше, который спросил у Господа Иисуса Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 18:18). При этом он исполнял ветхозаветный закон и считал себя праведным перед Богом. Это подобно тому, как если бы какой-нибудь человек, собираясь на торжественный прием, надевает пиджак, шляпу, чистит туфли и думает: «Что же добавить еще? Разве что цветок в петлицу пиджака…» То есть что-то дополнительное, ненужное, без чего вполне можно обойтись. Но после слов Христа: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и… следуй за Мною» (Лк 18:22), богатый юноша понимает, что сделать этого не может – не может самого главного – последовать за Христом.
Мы, как и этот юноша, плохо знаем себя, а пост приближает нас к пониманию самих себя настоящих. Видим ли мы свои недостатки и прежде всего самость и гордыню? Вспоминается случай, произошедший на военно-морских учениях флота США у берегов Канады. На американский флагман по радио поступила просьба изменить курс на 15 градусов, чтобы избежать столкновения. С корабля ответили: «Это капитан военного судна Соединенных Штатов, и это мы вам советуем немедленно изменить курс». В ответ он услышал: «А мы – канадский маяк, так что сворачивайте сами!»[1] Также и у нас: часто наше «я» выходит на первое место, и мы идем по жизни напролом, только в противоположном Богу направлении, к сожалению. Мы, как и Ева, ставим себя на место Бога.
Мы считаем себя вполне хорошими, но может ли каждый из нас в конце прожитого дня сказать, что он исполнил все, что было возможно, был непорочен в мыслях, не упустил ни одного поступка, который нужно было совершить? Если человек не видит своих недостатков, это значит, он никогда не задумывался над тем, к чему его призывает Господь, чем он должен быть, а сравнивает себя с собой вчерашним или другими людьми[2].
Современный христианин часто не многим отличается от обычного порядочного нецерковного человека. Последний живет по принципу: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это золотое правило этики сформулировал еще Конфуций в VI в. до Р.Х., содержится оно и в Новом Завете (Деян 15:29). Христианин сравнивает себя с людьми, находящимися за порогом Церкви, живущими по страстям, и думает, что у него самого уже все хорошо. Но это состояние можно худо-бедно поддерживать и самому. Тогда Господь становится ненужным. В духовной жизни наступает скука, человек не чувствует духовного роста, не ощущает близости Бога и Его помощи. А чему помогать, если нет усилий самого человека, ведь и под лежачий камень вода не течет?
Господь же дает нам новую заповедь: «Во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Мф 7:12). Исполнение этой заповеди требует постоянной работы над собой, переступания через себя, эту заповедь в полной мере не осуществить без помощи Божией. Можно ли, например, только своими усилиями любить врагов? Или от сердца простить человеку, который обидел до глубины души? Но только на этом пути человек уподобляется Богу.
Лица Пресвятой Троицы пребывают в единстве совершенной любви, когда каждое Лицо без остатка отдает свою жизнь двум другим Лицам, являясь при этом совершенно открытым для Их ответного действия, то есть принимая Их в Себя[3]. Мы также призваны расширять свои сердца, открывать их для других с их достоинствами и недостатками. Если человек замыкается на себе, он сужает свою личность, условно говоря, в точку. И наоборот, когда он направлен на других, то расширяет ее, реализует свою личность в Боге, его бытие становится богоподобным.
Дорогие отцы, братья и сестры, давайте во время поста, и на протяжении всей жизни, будем заглядывать в свою душу, постараемся честно оценивать ее состояние, и будем стараться с помощью Божией становиться теми, кого желает видеть в нас Господь! Аминь.
Проповедь студента I курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Алексия Черникова, произнесенная в храме Двенадцати апостолов по окончании великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста 16 марта 2016 года.
[1] Уступи дорогу // Притчи о смысле жизни / URL: http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/97-gordosti-i-smirenii/693-ustupit-dorogu (дата обращения: 15.02.2016).
[2] Антоний (Блум), митр. О покаянии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. С. 26.
[3] Давыденков О., прот. Катехизис // Азбука веры / URL: http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/katehizis/3_3_33 (дата обращения: 15.02.2016).