1-2 марта в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, в храмах Духовной академии прошли богослужения. Всенощное бдение и Божественную литургию в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил архиепископ Петергофский Амвросий. За Литургией владыка, духовенство и прихожане храма коленопреклоненно молились о скорейшем прекращении противостояния на Украине.
Накануне за всенощным бдением Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Софроний (Смук); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; священник Остоя Кнежевич, клирик Сербской Православной Церкви (г. Никшич, Черногория), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии; духовенство академического храма. Богослужение в храме Двенадцати апостолов совершил иеромонах Геннадий (Поляков).
Воскресную Божественную литургию архиепископ Амвросий совершил в сослужении архимандрита Софрония (Смука); священников Александра Кузнецова, Глеба Санюка; иеромонахов Сергия (Иванова) и Виталия (Морозова); протодиакона Кирилла Журавлева; архидиакона Тимофея (Цисмалидиса); диаконов Германа Ранне, Евгения Миози и Владимира Первушина-фон-Дитц.
В храмах Духовной академии продолжают молиться о мире на Украине. После сугубой ектении архиепископ Амвросий, духовенство и прихожане храма коленопреклоненно вознесли молитву о скорейшем прекращении противостояния среди братского народа.
По окончании богослужения и славления архиепископ Амвросий обратился к молящимся сархипастырским словом. Владыка напомнил, что сегодня, вступая на поприще Великого поста, православные христиане должны сделать «самый первый и самый главный шаг – испросить друг у друга прощения». Владыка отметил, что именно от нежелания простить происходит «все то, что выстраивает огромную стену непонимания между людьми», все то, что мешает преодолению конфликтов. Архипастырь подчеркнул, что мы не можем не сопереживать тому, что происходит сегодня на Украине и тому, что сегодня происходит на пространстве Святой Православной Руси: «Это наш братский народ. У многих, кто находится здесь, в этом храме, в том числе и у меня, течет как русская, так и украинская кровь. Это единая кровь, соединяющая нас самой главной и самой драгоценной для нас в этой жизни скрепой – скрепой Православного вероисповедания Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа». Владыка напомнил о том, как в трудные и опасные времена благочестивые люди добровольно возлагали на себя сугубый пост и молитву. «Мы находимся на пороге Великого поста. И именно от того, как мы поведем себя в предстоящие дни Четыредесятницы, как изменимся по отношению к Богу, друг к другу, к Церкви и к миру, будет зависеть свершение истории наших государств, народов и всего мира в эти сложные и опасные дни. Поэтому мы должны как никогда собрать все свои душевные и духовные силы, понять, что от нашего внутреннего состояния, от нашей жизни, от наших поступков зависят судьбы народов. Да умудрит нас всех и поможет нам Господь!» –пожелал архипастырь.
Богослужение в храме Двенадцати апостолов совершил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослужении священника Александра Зиновкина и диакона Александра Нефедова.
Воспоминание Адамова изгнания
Устав богослужений последней Недели перед началом Великого поста повторяет особенности двух предшествовавших: последний раз поется псалом 136-ой «На реках Вавилонских», а по прочтении покаянные тропари. Вновь литургическая поэзия переносит нас в трагическое начало истории человеческой жизни на проклятой земле. Богослужебные тексты потрясающе передают всю боль, всю горечь утраты: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго». В юдоли плача напротив рая сладости вселяется согрешивший человек. (Быт 3:24) Но зачем дано нам это тягостное воспоминание, раздирающее душу и сердце от скорби? Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что Господь, изгнав человека на землю, вселил его прямо рая сладости для того, чтобы он, непрестанно обращая взоры к раю и вместе с тем питаясь надеждою возвращения в рай, пребывал в непрестанном плаче покаяния. Вселение у врат рая сладости показывает, что Адаму было дано живое воспоминание о рае. Сама земля красотами своими сохранившимися в некоторой степени и после ее проклятия напоминала рай, но вместе с тем и то, что земная жизнь – лишь краткое время, данное милосердием Всевышнего на покаяние. В преддверии Великого поста, времени усиленной покаянной молитвы, Святая Церковь напоминает нам не только о горечи утраты, но и о возможности вновь обрести покой и блаженство.
«Моему созданию не хощу погибнути, – повторяем мы слова Спасителя – но хощу сему спастися, и в познание истины прийти, яко грядущаго ко мне не изгоняю вон». (Стихиры на вечерне).