2 мая 2013 года в домовом храме СПбПДА епископ Петергофский Амвросий возглавил служение утрени Великой Пятницы – службы «Двенадцати Евангелий».
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе СПбПДА; иеромонахи Геннадий (Поляков) и Иларион (Резниченко); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Глеб Санюк, Алексий Красавин, Александр Зиновкин и Иоанн Тарасов; протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Герман Ранне, Андрей Волков, Сергий Мороко; иеродиаконы Виталий (Морозов), Афанасий (Букин) и Сергий (Иванов).
Служба «Двенадцати Евангелий» – великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга.
В своем содержании оно имеет благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи. Такое разделение указывает на то, что раньше верующие всю ночь проводили в слушании евангельских зачал, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
В нем Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию Креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.
Прочитанные сегодня Страстные Евангелия возводят верующих к таким событиям последних дней земной жизни Спасителя, как:
1) Ин. 13:31-18:1 – Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них.
2) Ин. 18:1-28. – Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны.
3) Мф. 26:57-75. – Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра.
4) Ин. 18:28-40, 19:1-16. – Страдания Господа на суде у Пилата.
5) Мф. 27:3-32. – Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие.
6) Мк. 15:16-32. – Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания.
7) Мф. 27:34-54. – Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть.
8) Лк. 23:32-49. – Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника.
9) Ин. 19:25-37. – Слова Спасителя с Креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания о Его смерти и прободении.
10) Мк. 15:43-47. – Снятие тела Господа с Креста.
11) Ин. 19:38-42. – Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя.
12) Мф. 27:62-66. – Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба.
Чтение Страстных Евангелий имеет некоторые особенности: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением. Перед чтением каждого евангельского отрывка поется припев: «Слава страстем Твоим, Господи!», а по окончании – «Слава долготерпению Твоему, Господи!» По традиции, верующие слушают двенадцать Страстных Евангелий с зажженными свечами в руках.
В промежутках между Евангелиями поются 15 антифонов, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. Один из них имеет такие слова:
«Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. — От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился».
И далее, как бы от лица Господа, хор обращается к древним иудеям:
«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».
После шестого Евангелия и пения «Блаженных» с тропарями следует трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и страдания Господа.
По окончании богослужения владыка ректор обратился к молящимся с такими словами: «После чтения Страстных Евангелий постарайтесь сохранить то настроение, которое вы обрели за сегодняшним богослужением, и не потерять его за лишними разговорами и внешним шумом. Постараемся осмыслить то, что сегодня пелось и читалось, дабы действительно быть причастниками тех событий, которые произошли две тысячи лет назад ради нас и ради нашего спасения».
Завтра, 3 мая 2013 года, в домовом храме СПбПДА будут совершены Царские Часы и изобразительны. Начало богослужения в 8:30.
Пресс-служба СПбПДА