19 марта 2013 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Петергофский Амвросий совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского.
В алтаре молились: архимандрит Софроний (Смук); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и Иларион (Резниченко); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Глеб Санюк, Александр Зиновкин и Алексий Красавин; диаконы Кирилл Журавлев, Герман Ранне, Иоанн Тарасов, Владислав Туманов; иеродиаконы Виталий (Морозов) и Афанасий (Букин).
В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии читается канон Андрея Критского. По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося грешника с собственной душой. Основные особенности Великого канона — широкое использование образов и сюжетов из Священного Писания. На этих примерах постоянно происходит увещание человеческой души.
Канон прп. Андрея Критского являет собой прекрасный пример аллегорического толкования Священного Писания. Святой Андрей использует персонажи и события Ветхого и Нового Заветов как образы сил и стремлений человеческой души, благородных и низких. Он не только побуждает нас заглянуть вглубь своего сердца, но и научает подлинно святоотеческому, духовному прочтению Слова Божия.
Основное утверждение Великого канона — это богословие грехопадения: «Идолом я сделал сам себя (Самоистукан бых)». Значит, первоначальное и постоянное воспроизводимое отклонение — это самообожествление. Этот разрыв связи с Богом парадоксальным образом придает плотность тому «небытию», черной дыре, откуда человек был извлечен, пронзает небытием благое творение, окутывает его непрозрачною тьмой, дробит человечество на независимых индивидов, которые противостоят друг другу, подменяя общение в Духе войной всех против всех или жаждой обладания.
Тропари читаемой сегодня второй части Великого канона призывают нас вспомнить, какой долгий путь порабощения греху прошло человечество. Мы обращаемся ко временам, когда Каин убивает своего брата, а Хам насмехается над своим отцом; когда Лот бежит из города, потонувшего во грехе; видим, как мужественно праведный Иов сидит на гноище, осуждаемый своими ближними; как Исав продает драгоценное первородство за тарелку супа и кипит во гневе на брата; как, наконец, псалмопевец Давид и премудрый Соломон — и те впали в грех.
Душа человека находится в столь бедственном положении! Её можно уподобить разбитому сосуду, осколки которого разбросаны на необозримом пространстве грешной земли. И кажется, уже невозможно восстановить этот сосуд. Естество человеческое укоренилось в бездне греховной и служит отцу лжи. Узами железными сковал дьявол всякое доброе хотение нашей души. Об этом нам говорят первые восемь песней канона.
Но тропари девятой песни канона заставляют нашу истерзанную душу ликовать: Христос пришел к людям, разрушил вражьи оковы, скрепил сосуды человеческой души и наполнил их Своею благодатью. Нужно только позвать Его на помощь, с плачем открыть Ему своё сожженное огнем страстей сердце.
После прочтения Великого покаянного канона было продолжено последование великого повечерия.
Чин великого повечерия состоит в основном из псалмов и распадается на три части. Первая часть включает шесть псалмов и яркое песнопение «С нами Бог» из книги пророка Исайи. Вторая часть также включает псалмы и взятую из 2-й книги Паралипоменон молитву царя Манасии. В третью часть входят псалмы и славословие, после которого поется Богородичный канон и особое песнопение «Господи сил, с нами буди…» со стихами 150 псалма. Устав указывает петь их «велегласно и косно», то есть, очень громко и медленно.
По окончании повечерия иеромонах Иларион (Резниченко) отслужил заупокойную литию.
20 марта, в среду первой седмицы Великого поста, будет служиться особый чин литургии, совершаемый только в великопостный период — Литургия Преждеосвященных Даров. Тело Христово для её совершения освящается в предшествующий воскресный день. Служение Литургии Преждеосвященных Даров возглавит епископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, в сослужении клириков академического храма.
Пресс-служба СПбПДА