20 марта 2013 года, в среду первой седмицы Великого поста,
епископ Петергофский Амвросий совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В алтаре молились: архимандрит
Софроний (Смук);
протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и
Иларион (Резниченко); священники
Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Глеб Санюк, Александр Зиновкин и Алексий Красавин; диаконы
Кирилл Журавлев, Герман Ранне, Иоанн Тарасов, Владислав Туманов; иеродиаконы Виталий (Морозов) и Афанасий (Букин).
На богослужении присутствовали студенты, сотрудники и прихожане академического храма.
Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно соответствует духу Великого поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории — от падения праотца Адама до вознесения Господня. Святой Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению. Весь Ветхий Завет делает святитель Андрей Критский школой покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, он говорит и о злых и жестоких делах, побуждая подражать добрым и отвращаться злых. В Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания душе, разсуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, взял нас за руку, ввел в свою келью и стал беседовать, рассказывать, делиться своим опытом, вместе с нами смиренно и горячо молиться.
Великий покаянный или, как его еще называют, умилительный канон исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан. «Мистагог покаяния», т.е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея Православная Церковь. «Покаяния учитель преизряднейший», «светом сияя Святыя Троицы» — это слова о святом Андрее.
«Но облобызай покаяние!» — так восклицает святой Андрей в одном из тропарей Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.
«Извращение, подмена образа бытия состоит в установлении новых отношений между душой и тварью — отношений взаимного обладания, исключающего и отвергающего бытие Бога. Вместо приобщения к мировому древу, сияющему Божественной славой, душа позволила себе «обольститься красотою древа», подчинившись «страстному помыслу, который кажется сладким, но плоды его горьки». «Хитрость дьявола, — говорит преподобный Максим Исповедник, — состояла и состоит в том, чтобы отвратить человеческий ум от Бога, устремляя его к чувственным вещам». Отныне он всего лишь владыка вселенной, но не священник. Великий канон проводит параллель между преступлением Адама, изгнанного из Эдема (чтобы бессмертие и состояние отделенности от Бога не стало для него вечной мукой), и судьбой каждого человека, моей личной судьбой, ведь я тоже «отвергаю животворные слова» Бога…» [Оливье Клеман. Канон Андрея Критского — пробуждение души. Пер. с французского Арины Кузнецовой].
После окончании великого повечерия священник Александр Зиновкин совершил заупокойную литию.
Пресс-служба СПбПДА