22 марта 2013 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершен чин Великопостного богослужения – утрени, часов (1-й, 3-й, 6-й, 9-й), изобразительных, Литургии Преждеосвященных Даров и молебна вмч. Феодору Тирону с освящением колива.
Центральным событием богослужебного дня стало служение Литургии Преждеосвященных Даров, которую возглавил ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий.
Его Преосвященству сослужили: первый проректор заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, архимандриты Софроний (Смук) и Георгий (Гурчиани); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и Иларион (Резниченко); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Глеб Санюк, Александр Зиновкин и Алексий Красавин; диаконы Кирилл Журавлев, Герман Ранне, Иоанн Тарасов, Константин Аристов, Владислав Туманов; иеродиаконы Виталий (Морозов) и Афанасий (Букин).
Литургия Преждеосвященных Даров начинается с предначинательного 103-го псалма и великой ектении. Затем следует 18 кафизма, читаемая на три антифона, разделяемые малыми ектениями.
Эта кафизма также называется «псалмами степени». Традиция связывает количество псалмов степени с 15 ступенями Иерусалимского храма. Во время первого антифона священник извлекает из дарохранительницы прежде освящённые Дары и помещает Их на дискос, во время второго — кадит престол и находящиеся там Дары, во время третьего — переносит Дары с престола на жертвенник. В связи с этим во время третьего антифона все присутствующие в алтаре, а по благочестивой традиции и все молящиеся в храме, преклоняют колена.
После третьей краткой ектении поются стихиры на «Господи, воззвах», осуществляется вечерний вход с кадилом, поётся «Свете тихий» и читаются две паремии, предваряемые прокимнами.
Характерной особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является благословение предстоятелем молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» зажжённой свечой в руках, происходящее между чтениями паремий. По обычаю, все молящиеся принимают благословение коленопрелоненно. Это благословение связано с раннехристианской традицией зажжения светильника на вечерне.
Далее совершается пение избранных стихов 140-го псалма с припевом «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…». По установившейся традиции стихи и припев исполняют студенты академии. При этом все молящиеся преклоняют колена.
На Литургии Преждеосвященных Даров верные причащаются Дарами, освящёнными ранее, поэтому в чинопоследовании этой литургии нет евхаристического канона.
В связи с тем, что Дары уже освящены ранее, молитвы верных посвящены не просьбе о принятии и освящении Даров, а о достойном их причащении. Великий вход на Литургии Преждеосвященных Даров кардинально отличается от аналогичного входа на «полной» литургии тем, что переносятся с жертвенника на престол уже освящённые Дары, то есть Тело Христово. В связи с этим, чашу и дискос несут священники, диаконы предшествуют им, обратив лицо к Дарам и часто кадят, а молящиеся преклоняют колена. Великий вход сопровождается особенным песнопением: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо выходит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится». Особенно торжественно этот Великий вход происходит в греческих церквах, где сохранился обычай совершать полный вход, то есть священник и диакон выходят из алтаря северными вратами, идут по храму вплоть до западных врат и затем возвращаются в алтарь через царские врата.
После запричастного стиха проповедь произнес магистрант II курса богословского отделения академии Александр Привалко.
В пятницу первой седмицы Великого поста Литургия Преждеосвящённых Даров оканчивается молебным пением святому великомученику Феодору Тирону, память которого Церковь молитвенно почитает в субботу первой седмицы Великого поста. Благословляется коливо — смесь из варёной пшеницы и мёда.
Память великомученика Феодора Тирона отмечается Церковью на следующий день. Феодор Тирон скончался мученической смертью около 306 года нашей эры. Затем, уже спустя 50 лет после его кончины, император Юлиан Отступник решил надругаться и посмеяться над христианами и приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Господь через своего святого мученика решил защитить христиан. Феодор, явившись во сне архиепископу Антиохийскому Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал пищу на рынках, а вместо этого все ели варёную пшеницу с мёдом – коливо. Именно это чудо и вспоминает Церковь в первую седмицу поста.
После освящения колива епископ Амвросий прочитал молитвы из чинопоследования общей исповеди и поздравил всех присутствующих с окончанием первой седмицы Великого поста.
Пресс-служба СПбПДА