Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Вспоминаемое сегодня нами событие Благовещения Пресвятой Богородице по особенному отмечено Церковью в богослужебном цикле, поскольку оно неразрывно связано с делом спасения человеческого рода – воплощением Сына Божия в мире. И название сегодняшнего праздника удивительно созвучно с главными книгами нашего Священного Писания – с Евангелием, ведь Евангелие, как все мы знаем, это благая, радостная весть.
Это радостная весть о спасении, о том, что Бог входит в этот мир, чтобы дать возможность человеку разделить жизнь с Богом. Мы слышали, как пелось вчера в одной из богослужебных стихир на утрени: «От века сокрытая тайна сегодня открывается и Сын Божий Сыном человеческим становится, чтобы худшее приняв, преподать мне лучшее. Был обманут в древности Адам и, возжелав стать Богом, не стал; человеком становится Бог, чтобы богом Адама соделать…». И в тропаре сегодняшнего праздника мы поем о том, что этот день, это событие – главизна, то есть начало нашего спасения.
Ту благую весть, которую архангел Гавриил возвестил Деве Марии, род человеческий ожидал на протяжении тысячелетий. Еще на заре человеческой истории, сразу после грехопадения Господь дал обещание падшим прародителям о том, что семя Жены сотрет главу змия. Но всем хорошо понятно, что у женщины не может быть семени, и эти слова означали только одно – что Тот, который будет рожден чудесным, сверхъестественным образом, искупит грех Адама и вернет людям потерянное Отечество. Впоследствии эти слова с еще большей ясностью были повторены пророком Исаией царю Ахазу: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.»
И вот сегодняшним радостным благовестием архангела исполнилось древнее обещание Господа о том, что в мир придет Тот, Который сотрет главу змия, то лишит его главенства, власти над родом человеческим.
Но вот читая сегодняшний евангельский рассказ, и размышляя, казалось бы, о радости, мы не видим, чтобы Дева Мария была переполнена этой радостью. Мы не видим ликования, не видим восторга, нет. Напротив, она недоумевает, она не понимает, как это может быть? «Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел; – говорится в одном из тропарей канона, – как будет то, что ты сказал? Как зачну Я, Дева непорочная? И как же сделаюсь Я матерью моего Создателя?». Она понимает всю серьезность происходящего, она понимает, что для того, чтобы осуществилось то, с чем Бог обращается к ней, ей многое придется понести, многое придется принять на себя. Тут не до радости и ликования – тут огромная ответственность, страх. Архангел говорит ей: «Не бойся, Мария!». Но ведь все равно страшно! И когда она понимает, что то, что ей возвещено через архангела реальность, а не очередная злая насмешка над людьми врага рода человеческого, она говорит, как мы отмечаем, со смирением, но можно сказать, что и с большим доверием Богу говорит: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему».
Благая весть, которую некогда услышала Пречистая от архангела, имеет отношение ко всем людям. И сегодня к каждому из нас обращено это приветствие: «Радуйся!», но готовы ли мы принять эту радость вместе со всей той ответственностью, которая ложится на нас? Понимаем ли мы, что для того, чтобы задуманное о нас Богом стало реальностью, мы должны быть готовы многим пожертвовать и многое понести. Иногда мы думаем о Благовещении лишь в связи с той радостью, которая вошла в мир вместе с обещанием воплощения Сына Божия. Но мы редко задумываемся о том, что дары Божии в нашем мире всегда трагичны и жертвенны. И эти трагичность и жертвенность, которые практически всегда в нашем мире соприсутствуют божественной радости, особенно остро ощущаются и переживаются Церковью сейчас, в свете креста Господня, в дни крестопоклонной седмицы.
Эти дни с особой силой свидетельствуют нам, что если целью всей нашей жизни является вечное спасение, если мы хотим идти к этой цели путем праведности и святости, то это будет крестный путь – узкий путь и тесные врата, ведущие в Царствие Божие. Конечно, мы все прекрасно знаем призыв Господа: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною», но как невероятно трудно порой осуществить этот призыв в нашей жизни на практике! Но именно от этого выбора, от этой нашей решимости полностью предать себя в руки благого божественного промысла зависит, сможем ли мы от всего сердца ответить Господу: «Вот, я раб Твой, я раба Твоя, Господи, да будет мне по слову Твоему!». Аминь.
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской Духовной Академии священника Глеба Санюка, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2016 года.