29 января 2013 года в Санкт-Петербургской православной духовной академии состоялась региональная конференция по вопросам средств массовой информации на приходском уровне.
Инициатором и организатором проведения конференции стала кафедра церковно-практических дисциплин СПбПДА совместно с информационно-издательским отделом Санкт-Петербургской и Ладожской епархии.
Тема конференции касалась средств массовой информации на уровне прихода, их целей и задач, а также норм, которым они должны соответствовать. В программу конференции также входило выступление, посвященное социальным сетям, которые в последнее время стали неотъемлемой частью жизни современного общества, опыту их использования в церковной среде.
Конференцию провел клирик Санкт-Петербургской епархии, директор по развитию журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» священник Алексий Волчков. На мероприятии присутствовали более шестидесяти человек — представители приходов, профессиональные работники СМИ, студенты СПбПДА.
В ходе конференции были прочитаны доклады на темы, касающиеся различных сторон осуществления проектов приходских СМИ, начиная от целей и задач, перед ними поставленных, и заканчивая перечнем сервисов и инструментов, которые могут быть полезны в осуществлении информационного служения прихода.
Во вступительном слове священник Алексий Волчков отметил важность приходских СМИ, так как зачастую они являются тем единственным, что может реально помочь объединению людей на большом приходе. Верно ориентированные СМИ помогают интенсифицировать, углубить приходскую жизнь, сделать ее более общественной, открытой, соответствующей евангельскому идеалу. На примере журнала «Вода живая» отец Алексий отметил, что деятельность церковных СМИ должна осуществляться ненавязчиво и быть направлена на взаимодействие с заинтересованными лицами. Также о. Алексий высказал пожелание, чтобы в дальнейшем среди приходских СМИ было создано единое информационное поле.
Следующее выступление было посвящено опыту издания приходского СМИ. На примере газеты «Спасо-Паргаловский листок» был продемонстрирован возможный вариант печатного издания в рамках приходских СМИ. Докладчик Ирина Кузина отметила, что издание должно быть интересно для читателя и содержать различную информацию.
Вторая часть конференции была посвящена электронным СМИ. Сотрудник Синодального информационного отдела Евгения Жуковская рассказала о том, как может выглядеть приходской сайт, о целях и задачах сайта, о том, какую на нем размещать информацию. Также Е. Жуковская озвучила рекомендации по созданию сайтов для приходов строящихся храмов. Говоря об информационном контенте сайта, докладчик отметила, что необходимой частью приходского сайта должен стать катехизаторский блок.
Интересен был доклад Михаила Фатеева — информационного директора сайта католического собора св. Екатерины города Петербурга. По его мнению, главная задача церковных СМИ — заинтересовать человека публикуемой информацией и привести его в храм. Для этого необходимо соблюдать необходимые правила, позволяющие быть заметными в информационном пространстве.
Преподаватель Санкт-Петербургского государственного экономического университета и создатель группы «Православие» в социальной сети «Вконтакте» Дмитрий Федоров выступил с презентацией на темы, посвященные проблемам социальных сетей и возможностям миссии на их информационных просторах. Основная цель этой миссии — вывести человека из виртуальной реальности социальной сети в реальность действительной приходской церковной жизни.
В разделе «Электронные СМИ» обсуждалась техническая сторона вопроса – проблемы, связанные с созданием сайтов, информационной безопасностью, размещением информации на хостингах.
В заключительной части конференции о. Алексий Волчков рассказал о сервисах и инструментах, помогающих информационному служению на приходе, в частности, быстрому обмену важной информацией.
Несомненно, что в ближайшее время церковные СМИ будут играть значительную роль в церковной жизни. Как отметил протоиерей Александр Сорокин, вопрос развития приходских СМИ очень важен для Церкви, и это развитие имеет прекрасные перспективы в будущем. И здесь необходимо помнить, что основная задача приходских информационных служб не только рассказать о новостях приходской жизни и расписании служб, но, прежде всего, максимально способствовать человеку в деле воцерковления и спасения. Церковные СМИ — это и социальное служение, и нравственное воспитание молодого поколения. Соответствие этим задачам позволит оказывать положительное влияние на современное общество, поможет духовно-нравственному возрождению человека.
Состоявшаяся конференция дала прекрасную возможность студентам СПбПДА – будущим пастырям – получить наглядное представление об организации действительной и эффективной работы приходских СМИ. Можно надеяться, что полученный ими опыт в дальнейшем будет использован во благо Церкви и послужит на пользу верующим.
Пресс-служба СПбПДА