13 сентября проректор по научно-богословской работе СПбПДА протоиерей Димитрий Юревич принял участие в Научно-богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Русская церковная наука до 1917 года и ее наследие в наши дни».
Форум посвящен осмыслению наследия русской дореволюционной церковной науки, изучению успехов и неудач исследователей-богословов указанного периода в различных сферах, а также рассказу о подготовке к публикации работ ряда памятников богословской мысли. В конференции, помимо преподавателей ПТСТГУ, принимают участие представители Российской академии наук, Московского государственного университета, Московского педагогического государственного университета, Высшей школы экономики, Казанского государственного университета, Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, Университета им. Альберта и Людвига во Фрайбурге.
Протоиерей Димитрий Юревич представил доклад на тему «Полемика относительно толкования Ин 8:37-47 («сыны Авраамовы» и «сыны диавола») в русской дореволюционной библеистике». Он рассказал о дискуссии, развернушейся между профессорами Московской и Киевской духовных академий М.М. Тареевым и Д.И. Богдашевским относительно перевода и объяснения 44 стиха 8-ой главы Евангелия от Иоанна. Проф. М.М. Тареев обратил внимание, что в греческом тексте последней части стиха, переводимом традиционно «когда говорит он [диавол] ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи», стоит «ибо лжец есть и отец его», а не «отец лжи», как это принято передавать в русском и многих европейских переводах. Он предложил выделить здесь в качестве подлежащего «отец его», а сказуемого – «лжец есть». Отцом же диавола, по мысли московского профессора, является Бог как его создатель. Тогда получается, что клевета диавола на Бога заключается в том, что Бог сам является обманщиком. В подтверждение своей мысли он привел свидетельства ряда славянских рукописей. Против такого подхода выступили Д.И. Богдашевский и (в определенный момент) К.И. Торопов. Киевский ученый обратил внимание на то, что именование Бога отцом диавола противоречит библейской традиции, а славянские рукописи не поддерживают оригинальное понимание М.М. Тареева, но всего лишь дают буквально-калькированный перевод. Последующие исследования в библеистике XX века показали справедливость позиции Д.И. Богдашевского.
14 сентября конференция продолжил работу.
Текст: протоиерей Димитрий Юревич