В удивительном времени мы с вами находимся сейчас, вновь и вновь переживая вместе с Господом Иисусом Христом, близкими Его учениками и спутниками дни, часы, мгновения Страстной седмицы. Богослужения наполнены чтением Священного Писания, и мы, вслушиваясь в его слова, оказываемся в вечности. Время исчезает, мы находим себя среди тех, кто были свидетелями страданий Господа. Все наши заботы остались за порогом храма, а все наши помышления устремлены к вспоминаемым ныне величайшим событиям. Ныне мы не вспоминаем, нет, мы переживаем, мы участвуем в тех страшных моментах жизни Господа Иисуса Христа. И потому сердца наши наполняются непередаваемой тишиной, все наше существо приходит в особый трепет, ведь мы прикасаемся к величайшим страданиям, а вместе с тем – к необъемлемой Любви, к непознаваемой тайне смерти Господа, к тайне нашего спасения.
Вместе с Господом поднимаемся мы на Голгофу и стоим возле Его Креста. Здесь, на Голгофе, – вершина человеческой истории, здесь происходит самое главное в жизни человеческого рода, и мы со страхом и трепетом находимся подле Господа в эти моменты. Но это – не страх перед страданием или римскими воинами, нет, эти страх и трепет есть осознание нашего ничтожества перед свершениями евангельских событий, осознание того, что мы не можем сделать ничего иного, кроме как в молчании, стоя возле Креста, созерцать и переживать в своих сердцах последние дни земной жизни нашего Господа.
Но это вовсе не мало – созерцать и переживать. Открыв сердца для всех этих событий, мы наполняемся Любовью Божией, а ведь именно Она, никто другой, действовала в Кресте Иисусовом. По слову святителя Филарета Московского, не Пилат, не первосвященники, не народ еврейский распинают Господа (что не означает, конечно, что нет виновных в смерти Невинного), но, говорит святитель Филарет, «не лукавые рабы перехитряют Господа: Всеблагой Отец не щадит Сына, дабы не погубить рабов лукавых». Любовь небесная сокрывается во вражде земной, и через это побеждает саму вражду и смерть. Мы только и можем открыть свои сердца перед этой Любовью, прикоснуться к величайшей Тайне и в молчании хранить Ее; нам и следует это сделать, ведь для того Она и пришла на землю.
Любовь Божия сообщила Кресту Христову божественную силу, действие которой явно для нас, стоящих возле него. Возле Креста, в страданиях и смерти Спасителя является торжество, пусть еще и неявное, происходящее внутри человеческих сердец. Вот, здесь торжество обращения к истине римского сотника, который воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:54), который конечно знал, Кого ведут на распятие, но уверовал в Него только возле Креста. Здесь торжество правды в одном из разбойников, который воскликнул: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» (Лк 23:42), который, конечно, слышал, знал о Христе Иисусе, но уверовал в Него только тогда, когда увидел Его распятого. Здесь торжество Иосифа Аримафейского и Никодима, которые, отбросив свой страх, идут к Пилату, просят тело Умершего, и тем самым становятся уже не тайными, но явными Его учениками. Господь, вознесенный на Крест, с неудержимой силой повлек за собой многих, и нас в том числе, нас, которым подобает в молчании и трепете следовать за ним.
Удивительные мгновения переживаем мы сейчас, удивительное чувство наполняет наши сердца. Настолько удивительно это чувство, что мы, быть может, стоя возле плащаницы, подобно Никодиму, сотнику, разбойнику готовы вдруг измениться и воскликнуть внутри себя: «И я, Господи, и я с Тобой понесу Крест!», и далее, все жизнь хранить в сердце память о нынешних святых днях, через эту память оставаться причастниками божественной силы Креста Господня, поднявшись со Христом на Голгофу любви более никогда не сходить с нее. Поистине, не тяжел крест, который мы собираемся взять на себя, хоть иногда и устрашает он нас. Наш крест, подобно страшному Кресту Христовому, «весь из любви состоять должен». Любовью, любовью наполняются наши сердца в эти дни и мгновения, и нам следует всю жизнь сохранять внутри себя обретенный страх Божий, обретенный трепет, обретенную любовь.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонаха Кирилла (Порубаева), произнесенное на великой вечерне 29 апреля 2016 года в Страстную Пятницу в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.