«Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии: начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное (Мф. 4:17). Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди. <…> Господь, умилосердившись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью»[1] [2]. Таково значение покаяния в жизни христианина. Не покаявшись, невозможно стать членом Церкви. Без постоянного покаяния, раскаяния и сокрушения пред Богом о своих грехах невозможна и жизнь христианина. Между тем, в наше время многие, приходящие в Церковь, не осознают нужды в покаянии и не стремятся раскаяться в совершенных прежде ошибках. Этим определяется актуальность выбранной темы.
Покаяние не было совершенно новым установлением Спасителя мира. Им, как спасительным врачевством и средством примирения с Богом, пользовались люди и до пришествия на землю Обетованного Мессии. Образы покаявшихся грешников мы находим в Ветхом Завете. Среди них можно назвать блудницу Раав, царя Манассию, жителей столицы ассирийского царства — Ниневии. Отдельное место занимает покаяние царя Давида. Его 50-й псалом на протяжении трех тысяч лет остается эталоном плача грешника о своем согрешении. Недаром эта покаянная песнь заняла значительное место в новозаветном богослужении и доныне читается в православных храмах по нескольку раз за сутки на протяжении всего года. Предметом нашего исследования стало покаяние царя Манассии и его место в православном богослужении.
Наиболее авторитетные святоотеческие комментарии на покаяние Манас- сии мы встречаем у святителя Иоанна Златоуста в гомилиях на книгу Бытия и послании к Феодору падшему. Из современных комментаторов можно назвать профессора А. П. Лопухина («Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Бытие — притчи Соломона.»), епископа Виссариона (Нечаева) («Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний»), П. А. Юнгерова («Введение в Ветхий Завет. Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги») и Р. З. Ороховатскую («Новый Библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 1. Ветхий Завет. Книга Бытие — Книга Иова»).
Святитель Иоанн Златоуст приводит в пример благое произволение Манассии к богоугождению, несмотря на множество предшествовавших покаянию согрешений: «Манассия дерзнул на бесчисленные злодеяния, потому что простер свои руки на святыню, внес в храм мерзости, наполнил город убийствами и совершил многие другие непростительные беззакония. И однако после
таких великих преступлений он от всего того очистился. Каким же образом? Покаянием и добрым произволением»[3]. Манассия является примером того, что не нужно отчаиваться в возможности исправления для себя, насколько бы грешен ты не был: «Если бы он, посмотрев на величину своих беззаконий, отчаялся в своем обращении и исправлении, то лишился бы всего, что получил после того. А теперь, воззрев вместо преизбытка своих грехов на беспредельность Божия благоутробия и расторгнув дьявольские оковы, он восстал, подвизался и совершил добрый путь»[4].
Можно сказать, что покаяние Манассии вполне соответствует тем «критериям» покаяния, которые были выработаны преподобными отцами периода золотого века христианского монашества. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит изречение преподобного Пимена Великого, из которого мы можем выявить условия покаяния, необходимые для члена новозаветной Церкви: «Что значит покаяться? Значит сознаться в своих грехах, раскаяться в них, оставить их и уже более не возвращаться к ним»[5]. Таким образом, можно выделить четыре основных критерия покаяния:
- осознание своих грехов;
- раскаяние в них;
- оставление их;
- недопущение их впредь.
У Манассии мы видим исполненными все эти требования. Об осознании царем своего греха в Писании говорится: «И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:13). (Ибо что еще нужно для идолопоклонника, чтобы сознать свое нечестие и заблуждение, как не признание истинным Богом Бога Израилева, а не богов языческих?) О раскаянии его говорится: «Он стал умолять лицо Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих» (2 Пар. 33:12). А для того, чтобы оставить своей грех и никогда уже более к нему не возвращаться, Манассия «низверг чужеземных богов и идола из дома Господня и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господ, Богу Израилеву» (2 Пар. 33:15-16). Так царь своим идолопоклонством не только сам прогневал Бога, но еще и ввел в грех подвластный ему народ (4Цар. 21:11), то при своем покаянии он позаботился не только об уврачевании своей раны, но и обращением к Богу народа, некогда отвращенного им о Него.
Одной из форм покаяния Манассии была его молитва. Подобно своему дальнему предшественнику — царю Давиду, он сокрушается пред Богом о своем грехе и облекает свой покаянный плач в форму молитвенной песни. В нашей работы мы будем приводить текст молитвы на церковнославянском языке, поскольку именно в этом варианте она звучит в православном богослужении. «Господи, Вседержителю, Боже отец наших», — с сокрушением взывает прежний идолопоклонник и ярый противник веры отцов. — Согреших паче числа песка морскаго» (это выражение, ярко показывающее глубину сознания своей греховности, знакомо нам по изречениям преподобных отцов-пустынников, но, как видим, корни его нужно искать еще в Ветхом Завете). «Умножишася беззакония моя, Господи, умножишася беззакония моя, и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную от множества неправд моих». Эти слова являются лучшей иллюстрацией глубочайшего смирения и нищеты духа (не побоимся этого новозаветного термина), в которые был приведен промыслом Божиим прежний нечестивец. Вслед за сознанием греха следует просьба о помиловании: «Приклоняю колена сердца, требуя от тебе благости. Согреших, Господи, согреших, и беззакония моя аз вем (возможно, параллель с 50-м псалмом), но прошу, моляся: ослаби ми, Господи, ослаби ми и не погуби мене со беззаконьми моими». И, как следствие глубочайшего смирения и плача, у грешника появляется надежда на милосердие Божие: «На мне явиши всю благость твою, яко недостойна суща, спасеши мя, по мнозей милости твоей, и восхвалю тя выну во днех живота моего»[6].
В настоящее время среди библеистов не существует единого мнения, является ли молитвой Манассии, о которой сказано во второй книге Паралипоменон (2 Пар. 33:18), именно эта молитва, или она была утрачена, и имеющийся у нас текст иного происхождения. Мы не располагаем толкованиями или комментариями на нее как древних, так и новейших экзегетов. Однако одно то, что ее текст мы имеем уже в «Апостольских постановлениях», свидетельствует о том огромном авторитете, которым пользовался этот текст на протяжении многих столетий, начиная как минимум с VI века[7]. Занял он свое место и в православном богослужении. Молитвословие «Молитва Манассии царя Иудейска» входит в состав великого повечерия наряду с псалмами и возбуждает покаянные чувства христиан в период Великого поста.
Образ покаяния Манассии встречается в классических покаянных богослужебных текстах. В каноне Иисусу Сладчайшему Манассия стоит наряду с блудным сыном, блудницей, мытарем, разбойником и ниневитянами, т.е. традиционными библейскими образами кающихся грешников, принятых Богом. Автор канона просит Господа спасти и ущедрить его, «якоже Манассию»[8].
Здесь необходимо сказать о том, что библейский текст, строго говоря, не говорит о том, что покаяние Манассии имело достаточную силу, и Бог отвратил свой гнев от Иудейского царства. Напротив, подводя итоги благочестивого царствования Иосии — сына Манассии — повествователь утверждает: «Однако ж Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия. И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: «будет имя Мое там»» (4Цар. 23: 26-27). Можно было бы сказать, что 4 книга Царств вообще ничего не говорит о покаянии Манассии, поэтому для автора этой книги вполне естественно предполагать отрицательное отношение к Манассии и связывать последующие беды Иудейского царства с последствиями его согрешений. Но то же утверждение мы находим и во 2 книге Паралипоменон, уже после повествования о покаянии Манассии и весьма благочестивом правлении его сына (2 Пар. 35:20). Можно утверждать, что именно нечестие Манассии окончательно определило разрушение Иерусалима и вавилонский плен. «Грех Манассии был так велик, утверждает Книга Царств, что сделал неизбежным разрушение Иудеи и Иерусалима, которое произошло через пятьдесят лет после его смерти»[9].
Однако литургическое предание Церкви все-таки утверждает, что покаяние Манассии было великим делом в очах Божиих. Именно на этой уверенности основана просьба автора канона Иисусу Сладчайшему «спаси, ущедри, о Иисусе благодетелю, якоже, благоутробне, Манассию». Эта же уверенность еще более ясно выражена в «Последовании о исповедании»: «Манассиину в покаянии молитву приемый»[10]. Кающийся, убежденный в том, что Господь принял покаяние много согрешившего Манассии и оставил ему грехи, надеется на то, что Господь примет и его покаяние. Этот пример еще раз напоминает нам о том, что любой библейский текст обретает свой подлинный смысл только в контексте Предания Церкви и сам по себе не является самодостаточным.
В Великом покаянном каноне Манассия ставится в пример благого покаяния после множества грехов: «Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти, и умноживши, душе, негодование: но того покаяние ревнующи тепле, стяжи умиление»[11] [12]. Епископ Виссарион (Нечаев), толкуя Великий канон, говорит, что в этом тропаре канона, Церковь, вспоминая Манассиию, призывает к покаянию тех, которые, не являясь непосредственными идолопоклонниками, вместо идолов ставят в своем сердце страсти и в служении им доходят до полного самозабвения, будучи готовы пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить свою страсть. Таким людям, чтобы избегнуть гнева Божия, нужно подражать покаянию Манассии — приносить Богу покаянные молитвы и деятельно стараться об уврачевании ран, нанесенных себе удалением от Бога, а также заботиться о спасении тех, кого своим примером небогоугодной жизни они удалили от Бога, подобно как Манассия был причиной отпадения от Бога народа Израильского11.
Итак, величайшее нечестие, идолопоклонство, жестокое гонение на служителей и почитателей Истинного Бога были изглажены в очах Божиих покаянием царя, хотя оно и произошло в конце его жизни. Вывод о покаянии Манассии можно сделать словами святителя Иоанна Златоуста: «Манассия, который всех превзошел безумием и жестокостью, ниспроверг законное богослужение, затворил храм, способствовал процветанию заблуждения и был нечестивее всех предшественников, после последующего раскаяния был причислен к друзьям Божьим»[13]. На нем в полной мере исполнилось слово Господне, возвещенное через пророка: «Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет!» (Иез. 18:21, 22).
Своим покаянием царь Манасия учит нас с усердием подвизаться в своем исправлении, стремиться к примирению с Богом и никогда не отчаиваться в Его человеколюбии, какими бы греховными пятнами и язвами мы себя не покрыли. Поэтому Церковь каждый раз предлагает приступающему к таинству Покаяния вспомнить о Манассии, много согрешившем, но помилованном Богом за искреннее раскаяние. Отцы Церкви согласны во мнении, что его покаяние было вполне удовлетворяет критериям новозаветного покаяния и может использоваться в качестве примера.
В православном богослужении покаяние Манассии ставится в образец для христиан, а на протяжении Великого поста покаянная молитва этого царя читается каждый день за великим повечерием.
«В наше время <…> боговдохновенных наставников нет у нас! целомудрие, простота, евангельская любовь удалились с лица земли. <…> Довольно, предовольно, если сподобимся принести Богу единое, существенно нужное для спасения нашего делание — покаяние»[14].
Доклад, прочитанный на VIII международной студенческой научно-богословской конференции 19 мая 2016 года.
[2] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т 1. М.: «Благовест», 2001. С. 274-275.
[3] Иоанн Златоуст, сет. Гомилии на Книгу Бытия // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том V: Исторические книги (часть 2). Книги Царств (3-я и 4-я ), Паралипоменон (1-я и 2-я ); Ездры (1-я), Неемии и Есфири / Под редакцией Джона Р. Фрэнки / Русское издание под редакцией Ю. Н. Варзонина / Пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 336.
[4] Иоанн Златоуст, сет. К Феодору падшему // Там же. С. 336.
[5] Игнатий (Брянчанинов), сет. Указ. соч. С. 105.
[6] Часослов. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 199-202.
[7] Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003. С. 459-460.
[8] Канонник. Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2013. С. 158, 170-171, 188.
[9] Новый Библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 1. Ветхий Завет. Книга Бытие — Книга Иова: Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2000. 646 с, ил. (Энцикл. Христианства). С. 558.
[10] Требник. СПб., 1995. С. 40.
[11] Триодь Постная. М.:«Правило веры», 2003. С. 617.
[12] Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. М.: «Отчий дом», 2008. С. 242-246.
[13] Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. С. 336.
[14] Игнатий (Брянчанинов), свят. Указ. соч. С. 306-307.
Источники и литература
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — Изд. 4-е. — М.: Издательство Московской патриархии Русской православной Церкви, 2013. — 1376 с.
- Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т 1. — М.: «Благовест», 2001. — 672 с.
- Канонник. Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2013. — 536 с.
- Требник. — СПб., 1995. — 629 с.
- Триодь Постная. М.: Издательство «Правило веры», 2003. — 1110 с.
- Часослов. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. — 352 с.
- Литература:
- Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том V: Исторические книги (часть 2). Книги Царств (3-я и 4-я ), Паралипоменон (1-я и 2-я ); Ездры (1-я), Неемии и Есфири / Под редакцией Джона Р. Фрэнки / Русское издание под редакцией Ю. Н. Варзонина / Пер. с англ., греч., лат. и сир. — Тверь: Герменевтика, 2011. — 512 с.
- Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. — М.: «Отчий дом», 2008. — 478 с.
- Новый библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 2. Ветхий Завет. Псалтирь — Книга Пророка Малахии: Пер. с англ. / Гл. ред. Р. З. Ороховатская. — СПб.: Мирт, 2000. — 571 с. — (Энцикл. Христианства).
- Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003. — 476 с.