Протоиерей Вячеслав Харинов. Опасность релятивизма

Протоиерей Вячеслав Харинов. Опасность релятивизма

«Мы как споспешники умоляем вас, да не тщетно будет принята вами благодать Божия. Теперь время благоприятное» (2 Кор 6:1-2). Так в сегодняшнем рядовом апостольском чтении апостол напоминает нам о благодатных дарах, которые все мы получаем. Одним из этих даров помимо дара любви, дружбы и творчества является дар познания. Сегодня начинается учебный год, и вспомнить об ответственности за этот дар нам предлагает апостол. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил, что все мы живем в совершенно удивительное время. Мы живем в информационном обществе, где поток информации способен полностью размыть, снести культурную, духовную и национальную самобытность человека. Для того чтобы существовать в этом информационном обществе, для того, чтобы правильно усваивать все, что нам преподают, чтобы ориентироваться в этом информационном потоке и не быть снесенным им, нужны критерии, инструменты по которым мы судим о важности или неважности, об опасности или неопасности той информации, которую мы получаем. И самым главным здесь становится сердце.

«Ум только слуга сердца», – говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Преподобный Нил Синайский называл сердце внутренней Церковью человека и без устроения сердца, без этого сложения себя правильным образом очень трудно фильтровать информацию, очень трудно отсеивать ненужное и лишнее, что неминуемо нам будет предлагать мир. Кроме этого важна система ценностей. Мы живем во времени, когда ценностями торгуют. Информационный поток, который несется на нас, – это настоящий рынок ценностей, и то, что больше пропагандируется, что больше рекламируется и больше упоминается, то, вроде бы, становится более привлекательным. Нам очень важно помнить, что ценности неизменны. Ценности, которые лежат во главе нашей духовной традиции складывались веками. Это ценности, которые сложили удивительный этнос, поразительную духовную традицию, поразительную культуру в которой русскими становятся Чингиз Айтматов и Федор Достоевский композиторы Цезарь Кюи и Петр Чайковский, художники Исаак Левитан и Валентин Перов. Поразительная традиция. И эти ценности неизменны.

Очень важно понимать, что эти ценности являются частью традиции, на которой мы стоим, и изучение традиции, следование ей, следование Преданию становятся важнейшей частью усвоения информации и всего того, что нам будет предлагать мир. Не стоит думать, что традиция сохраняет абсолютно все, что было в прошлом. В прошлом было и плохое, и об этом тоже говорил Святейший Патриарх Кирилл. «Традиция, – говорил он, – никогда не сохраняет мусора. Она сохраняет только лучшее и поэтому опора на Предание, знание Предания становится важнейшей частью нашей ориентации в современном информационном потоке».

Мы живем в сложное время и об этом Предстоятель нашей Церкви говорил не раз. Он говорил о философии постмодерна, о тех мировоззренческих устоях, которые существуют в нашем обществе, о том нравственном и моральном релятивизме, когда нет абсолютных истин, нет абсолютных ценностей, все сравнивается: и это может быть, и том может быть. Такой релятивизм недопустим для верующего человека. Этот релятивизм и разговоры об адиафорах, о вещах, которые не имеют нравственного смысла, – это очень опасная тенденция, очень опасный взгляд на мир.

Легко вспомнить прошлое. Стоит только увидеть, как одна идея, запущенная в общество, начинает муссироваться, начинает быть главной, как вдруг все общество идет по пути национальной трагедии. Провозглашается, что, оказывается, самое главное благо – это благо рабочего класса, и миллионы других сословий, представителей культуры идут в лагеря ГУЛАГа. Стоит только провозгласить, что ценностью является преимущество первенствующей расы, и миллионы идут в печи крематориев, в газовые камеры.

Очень опасен релятивизм. Есть абсолютные ценности. Мы, созданные по образу Бога, несем в себе Его образ – это чистое сердце, которое Господь созидает в нас. Это то, что изначально существовало в нас. Это голос совести, который мы должны формировать в себе, и без него невозможно безболезненное усвоение всего того информационного потока, который несется на нас. Будем внимательны и осторожны, будем помнить о том, что наша традиция, о которой Святейший Патриарх говорит, что она не должна ассоциироваться с книгой, поставленной на пыльную полку, – это живая вера, заставляющая нас внимательно вглядываться в настоящее, актуализировать все проблемы, развивать в себе ту богословскую рефлексию, которая помогает нам оценивать все вызовы современности, все вопросы, которые поднимают перед нами искусство и культура.

Мы сейчас очень часто говорим о ревизии истории, о том, что ее переписывают. Это тот же самый релятивизм. Мне вспоминается эпизод этого лета, когда делегация из Германии приехала в область укрепрайона, который немцы взломали в 1941 году и превратили районный центр в пепелище, усеяв его виселицами наших людей. Делегация встречалась с местным жителем преклонных лет. Один из членов делегации спрашивает этого пожилого человека, сколько людей живет сейчас в этом месте, какие есть культурные учреждения и прочее. А потом невзначай он добавляет: «Мой папа приезжал в этот город в 1941 году». Этот город брала дивизия СС «Полицай». Возникло молчание, после чего пожилой человек сказал переводчику: «Скажите ему, что мой папа нанес ответный визит в Берлин в мае 1945-го». И всем все стало понятно.

Релятивизм не должен существовать в отношении истории, в отношении мировоззренческих вопросов и абсолютных истин. Нам важно помнить, что мы живем в особенное время – это время тотального кризиса: политического, экономического, социального, культурного, даже в вопросах самых неожиданных – спорта, например. Это кризис, прежде всего, духовный. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил, что это прежде всего кризис личности, глобальный кризис нравственных и духовных ценностей, который позволяет криминализировать и политику, и экономику, и запредельные области знаний и действий человека. Об этом нам всем стоит помнить.

Мы прошли через безбожное время, когда моим сверстникам запрещали поступать в эти Духовные школы и мы не могли войти дальше маленького притвора. Это было страшное время. Мне пришлось в течении десяти лет нести послушание благочинного. В моем благочинии ни одного священника не осталось после 14 декабря 1937 года. Ни одного! А это очень большая территория в области. Подумаем об этом опыте построения безбожной жизни, который привел к тому, что огромная держава вдруг рухнула без единого выстрела. Огромная держава, которая зиждилась на сети ГУЛАГа. Вспомним о том, что наш город святого Петра окружен расстрельными полигонами: Ковалевским лесом, где тысячи расстрелянных, урочищем Койронкагас, где десятки тысяч убитых и печально известным 28 лесным кварталом – расстрельным полигоном в Левашово. Все это призывает нас очень ответственно отнестись к нашему времени. По слову Святейшего Патриарха мы не имеем права на ошибку, мы не имеем права на жизнь без Бога, на безбожность жизни. «Мы как споспешники умоляем Вас, да не тщетно будет Вами принята благодать Божия. Теперь время благоприятное».

Проповедь протоиерея Вячеслава Харинова за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1 сентября 2016 года.


Опубликовано 01.09.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter