Cегодня мы чтим память Усекновения главы величайшего из рожденных женами — пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. На Божественной литургии мы услышим всем нам хорошо известное повествование Божественного Евангелия о том, как в заиорданской резиденции Ирода Антипы Галилейского был дан роскошный пир в честь дня его рождения, о танце племянницы Ирода — Саломии. О том как, по словам блаженного Августина, была преступно дана и так же преступно исполнена клятва, приведшая к смерти великого праведника.
Вглядываясь мысленным оком в образ этого последнего пророка Ветхого Завета и первого проповедника Завета Нового, мы с удивлением для себя обнаружим, что он соединил в себе все подвиги святости, раскрытые в истории Христовой Церкви. Это пророк, предвозвестивший и подготовивший пришествие долгожданного Мессии. Это величайший праведник. Это апостол, проповедавший пришедшего Христа как для живых, так и для усопших. Это преподобный, строжайший аскет, живший в пустыне. Наконец, это мученик, проливший кровь и отдавший жизнь за истину.
Часто от окружающих нас людей можно услышать недоумение о том, что человек умер страшной смертью, а мы почему-то отмечаем это событие как праздник. Все мы хорошо знаем, что смерть человека — это его рождение в вечность, и смерть, какой бы она ни была, является венцом, итогом его жизни, чертой под всеми его земными делами. Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на подобные вопрошания своих современников, почему праведнику было попущено так умереть, говорит, что произошедшее с ним было не смертью, но венцом, не кончиной, но начатком высшей жизни. Святой Беда Достопочтенный вторит ему, отмечая, что святость служителя Евангелия увенчалась святостью мученика. Церковь в своих богослужебных текстах называет Иоанна Предтечу «пророков печатью» и «первым во благодати мучеником». Для того, чтобы понять богословский смысл праздника обратимся и мы к церковным текстам. В тропаре праздника мы слышим, что святой «радуясь пострадал за истину», то есть как впоследствии и апостол Павел, желая разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп 1:23). Кондак же дополняет, что смерть Предтечи была частью Божественного Промысла и имела целью продолжение проповеди пророка о пришествии Спасителя, но уже для пребывающих во аде человеческих душ. Блаженный Петр Хрисолог видит другую сторону этого события, говоря о том, что «алчный дракон в голове раба отведал то, чего он так жаждал — страдания Господа». Иными словами, Иоанн Креститель, своей жизнью проповедавший пришествие Христово, своей смертью предвозвестил грядущие голгофские Страдания Спасителя.
Что же для нас означает это событие? Причиной заключения в Черную крепость Махера, а затем и кончины пророка были обличения Иоанном Ирода, который увел жену у своего брата Филиппа. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот отрывок, призывает нас, взирая на пример Предтечи, не боясь никаких последствий поправить заблуждающегося товарища, образумить своего брата, даже если бы это стоило нам жизни. Кроме того, святые отцы в один голос говорят о том, что лучше нарушить необдуманно данную клятву, исполнение которой приведет к греховным действиям, чем впасть в еще большее преступление, выполнив ее.
По мысли митрополита Иоанна (Снычева), этот праздник имеет две стороны. С одной, он возвещает нам истинную правду, а с другой — показывает торжество греха. Но грех торжествует только на земле и время его ограничено, поэтому и торжество его временно. А истинная правда заключается в торжестве вечной жизни, которую наследуют победители греха.
Дорогие братья и сестры, чего бы нам это ни стоило, будем же всегда стоять на стороне правды, за которую и пострадал Иоанн Предтеча, чтобы всегда пребывать с Господом, как в этой, так и в вечной жизни, и прославлять имя Его ныне и присно и во веки веков.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Павла Иванова, произнесенная за всенощным бдением в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 10 сентября 2016 года, накануне дня памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Пресс-служба СПбДА