Уже не первый год в Петербургскую Духовную Академию приезжает выдающийся болгарский пианист Атанас Куртев. Он является профессором Национальной музыкальной академии имени Панчо Владигерова (г. София) и сегодня его мастерство подарило незабываемый вечер студентам Академии. Перед началом концерта маэстро поприветствовал слушателей и поделился небольшой хитростью, как можно помочь себе полнее погрузиться в смысл музыкального произведения. Он отметил, что нельзя воспринимать музыку разумом, нужно находится в состоянии зонального восприятия, а не слушать фонетику. Лишь тот, кто сумеет увидеть в музыке определенную картину может сказать, что понял ее.
Каждое произведение несет в себе определенное повествование, образ и сюжет. Профессор пообещал, что за время своего выступления проведет слушателей по «музыкальному Эрмитажу». Ведь музыкальные произведения – это те же картины, даже, может быть, еще более выразительные. Только сюжеты музыки нельзя увидеть простым зрением, даже разумом их трудно понять. Лишь только на грани разумного и неразумного, земного и небесного, между былью и фантастикой можно увидеть эти еле уловимые музыкальные образы.
В ходе своего выступления маэстро пояснял некоторые композиции, раскрывая смысл отдельных музыкальных акцентов, что конечно же помогало слушателям глубже пережить содержание исполняемых произведений.
Музыкальная программа началась с произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Эти композиции явили собой некое противопоставление. Если Моцарт — это гармония и беспечность, то Бетховен — борьба и несогласие с действительностью.
Затем композиции Иоганнеса Брамса нарисовали слушателям пейзаж северного побережья, где море не стихает ни на минуту. Оно приносит к берегам обломки разбившихся кораблей, но в конце все же звучит надежда на прекращение этих несчастий, которая выражается, как сказал болгарский пианист, посредством некого «фимиама», звучащего в конце прелюдии.
В следующем произведении Франк Сезар изобразил таинство крещения, процесс перерождения личности в новую жизнь. А затем венгерский композитор Ференц Лист подхватил и закружил слушателей в «Забытом вальсе». И тут же, как антитеза счастливым воспоминаниям, возникла трагическая прелюдия Фредерика Шопена, которая разбивала о скалы реальности все те счастливые кусочки жизни, которые не дают злу полностью поглотить человека в его повседневной жизни.
Иоганн Штраус своими «Мечтаниями» и Рихард Вагнер философской композицией «У черных лебедей» уносили слушателей все дальше и дальше в пучину мыслей и грез. И вот их сменила композиция Клода Дебюсси «То, что видел западный ветер», которую можно назвать своего рода оживлением полотен Айвазовского. В них мы видим неподвластную человеку стихию, которая на маленькие частички разбивает суденышко бедных рыбаков, нечаянно попавших в этот водоворот.
Дальше торжественным парадом проследовали сочинения русских композиторов: Бородина, Чайковского, Рахманинова и Скрябина. Перед слушателями возникали то пейзажи монастыря, в котором звонят колокола, призывая людей к службе, то образы дождя, барабанящего по крыши скромного деревенского домика. Как признался сам профессор, русская культура для него является самой гармоничной и величественной культурой на земле, где одновременно могут сочетаться трагедия и счастье, гнев и любовь.
Наконец, финальным аккордом прозвучала композиция Ференца Листа, посвященная императрице Екатерине
II, которая своим ярким мажорным ладом, подарила на прощание слушателям заряд позитивных эмоций.
По окончании концерта, от лица архиепископа Петергофского Амвросия иеромонах Феодосий (Желновачев) подарил профессору Атанасу Куртеву икону Собора святых Санкт-Петербургской Духовной Академии и высказал слова сердечной благодарности от лица всех слушателей, которые по достоинству оценили труд маэстро бурными аплодисментами.
Пресс-служба СПбДА