Священник Феодор Ибрагимов. Евангельский ключ к богословию образа

Священник Феодор Ибрагимов. Евангельский ключ к богословию образа

Погружаясь ежедневно в мир Библии, дорогие отцы, братья и сестры, каждый из нас прикасается к сакральной словесной иконе Господа Иисуса Христа. Буквы сплетаются в слова, слова рождают предложения и вот читатель уже способен воскресить мертвые черные крючки азбуки, раскрывая их сокровенный буквенный шифр, содержащий пульсирующие «глаголы вечной жизни» воскрешающие нас. Каждое из слов Священного Писания ведет нас к Тому, кто их произнес, и ставит нас перед действительностью Его присутствия. Единство Ветхого и Нового Завета, соединенное нитью времен и пророчеств, раскрывает перед нами верность Бога своим словам и обетованиям в деле спасения человека. И вот сегодня, прославляя образ Божией Матери «Знамение», мы вновь устами евангелиста Луки погружаемся в историю сакральной тайны Боговоплощения, символически связанной с появлением иконы.

За 735 лет до рождества Христова, когда Иерусалим во главе с царем Ахазом находился в опасности от объединенных войск сирийской и израильской коалиций, пророк Исайя изрек пророчество, давшее надежду дому Давида и вместе с ним всему человечеству «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14). И в сегодняшнем Евангельском отрывке мы слышим реализацию этого Знамения в словах святой Елисаветы «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» (Лк 1:42).

Владимир Николаевич Лосский, размышляя на тему Боговоплощения, писал: «Все, чего ждал Бог от падшего человечества, осуществилось в Марии: личная свобода раскрыла, наконец, свою плоть – свою человеческую природу — для необходимого дела спасения. Второе Лицо Пресвятой Троицы смогло вступить в историю — не грубо в нее вторгаясь, ибо тогда человек остался бы лишь орудием; не выделяя Девы, ибо тогда Она была бы разлучена с потомками Адама, но — через то согласие, которым многовековая Божественная педагогика была наконец вознаграждена. Именно потому, что Бог со всей решимостью, со всем присущим Его любви уважением взял на Себя дело человеческого спасения, Пречистая Дева, в Которой «совершилась» вся ветхозаветная святость, смогла предложить этой любви чистое вместилище Своей плоти».

Поразившее своей глубиной пророчество Исайи и потрясшее сознание человека чудо Боговоплощения, так подействовало на творческое начало русского человека, что через 12 веков под кистью иконописца в Новгороде появляется самый древний на Руси образ Божией Матери «Знамение», имевший свои протографы, известные уже с IV века в Риме.

И сегодня, вспоминая и анализируя новгородские события далекого 1170 года связанные с иконой «Знамение» и пытаясь их сопоставить с евангельским отрывком, раскрывающим тайну Боговоплощения через икону, мы можем отметить очень важную тему, которая проходит красной нитью. Это тема свободы выбора, который изменяет действительность и историю, как через слово, так и через поступок.

Находясь ежедневно на пороге выбора между жизнью и смертью, бытием и небытием, благословением и проклятием, свободным самосуществованием и духовным рабством греху, человек либо заявляет о своей свободе «для Бога», либо актуализирует ее своим заявлением «нет», как Богу так и бытию! Как писал Иван Алексеевич Ильин: «Свобода не просто «даруется» сверху: она должна быть принята, взята и верно осуществлена снизу. Дарованная сверху, она может стать «напрасным даром»: внизу ее недооценят, неверно истолкуют и употребят во зло». И в этой свободной черно-белой палитре человек сам выбирает цвет, которым он выкрашивает свою душу, а вместе с тем и окружающий мир. Так своим свободным выбором Адам и Ева нарушив заповедь ввели в жизнь болезнь и смерть, а смиренное согласие Пресвятой Девы позволило «Слову стать плотью» (Ин 1:14), заложив Новый Завет между Богом и человеком. Так Нейрон в безумии гонений и пролитии крови христиан сжег Рим, а умерщвленные им мученики, выбирая верность Богу, давали понять язычникам, что есть ценность выше жизни, изменяя языческое мировосприятие. В то время как Клайв Стейплз Льюис прокладывал своим пером путь в сердцах людей к забытому образу Христа, Ленин организовывал октябрьский переворот, вписывая кровавыми буквами идеологические установки, которые заливали кровью многострадальную Россию и выбивали Бога из человеческого сознания. Ведь свободны в выборе были и суздальцы, когда затеяли братоубийственную междоусобицу с Новгородом движимые гордостью и жаждой власти. Однако какую цену они заплатили за бездумный шаг? Смерти, разоренные семьи, продажа в рабство, сохранение раздробленности!

Дорогие отцы, братья и сестры, таких примеров, от мала до велика, можно привести множество. В зависимости от иерархической лестницы, последствия от выбора концентрическими кругами разносятся по всем тем, кто стоит ниже, в первую очередь, затрагивая «мою» онтологическую сущность. Если глубже задуматься, то «эффект бабочки», в своей идее проявления последствий даже от малейшего действия в свободе выбора, работает в духовном мире. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (Тютчев Ф.), но с большей долей уверенности мы можем предположить, что «посеявший ветер пожнет бурю» (Ос 8:7), а «имеющий дух мирный спасется сам и через него тысячи» (преп. Серафим Саровский). Так уж Богом устроено, что «все мы представляем собой одну сплошную ткань. Все друг друга держим и друг друга держимся и если рвется одна из нитей, страдает все полотно». А если так, то давайте постараемся быть более осмотрительными и внимательными при написании истории нашей жизни. Рано или поздно найдется тот, кто захочет прочитать и воскресить тот загадочный шифр причудливых крючков и символов нашей книги жизни, но воскресит ли она его душу и найдет ли он там Знамение божественного присутствия, зависит от нас!

Проповедь студента I курса Библейского отделения Аспирантуры священника Феодора Ибрагимова, произнесенная за всенощным бдением в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 9 декабря 2016 года.


Опубликовано 10.12.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter