Страницы истории. Западные летописи упоминают о Брюгге уже в VI веке, и когда Балдуин Железная Рука возводил здесь свой замок, он был известен в связи с основанием Брюгге. После окончания строительства, как повествуется в одной из хроник, «для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к воротам его моста торговцы и продавцы более ценных вещей, затем лавочники, затем содержатели постоялых дворов… стали строить дома и устраивать гостиницы, где помещались те, кто не мог обитать внутри замка; и вошло у них в обычай говорить: «идем к мосту»; здесь поселение настолько разрослось, что вскоре образовался большой город, который по сию пору в просторечье носит имя моста, — ведь на их наречии Брюгге — значит «мост»» [1: 115].
Русские паломники у святынь Брюгге. Россия издавна торговала с Брюгге, но вплоть до ХVIII века русские читатели мало что знали об этом городе. «Брюгес — великий город во Фландрии.., в городе 60 церквей, с довольным числом монастырей..; он принадлежит королю гишпанскому» [2:38], — такие сведения о Брюгге могли почерпнуть они в середине ХУIII века. Город лежал в стороне от традиционных путей следования русских путешественников, направлявшихся из России во Францию. Но, тем не менее, со временем они стали посещать Брюгге, наслышанные о его святынях и церковных достопамятностях.
…Улица Слепого Осла приглашает пройти на площадь Бург. Здесь находится часовня Святой Крови, хранящая самую главную реликвию Брюгге — капли Крови Христовой. Капелла (часовня) Святой Крови (Хейлигблудкапел) является самой известной святыней Брюгге. Эту капеллу в ХII в. построил Теодорих (Дитрих) Эльзасский, граф Фландрский, чтобы поместить в ней раку с каплями Господней Крови, привезенными в 1150 г. из Иерусалима. Этой святыне часовня и обязана своим названием. (Нижняя романская капелла Синт Басилиускапел – 1150 г.; верхняя готическая – около 1480 г.; фасад 1529-1534 гг., архитектор Сиксденирс).
В 1879 г. здесь побывал русский писатель-паломник К. А. Скальковский. «В Брюгге и замечательные картины, и резные вещи, — сообщает он, — но тысячи богомольцев капелла привлекает ежегодно более всего серебряной раззолоченной дарохранительницей, усыпанной драгоценными каменьями, пожертвованными знаменитостями нескольких столетий. Католическое предание гласит, что в этом сосуде сохраняется несколько капель крови Спасителя, присланной в начале ХII века Бодуэном III, королем Иерусалимским».[3:160]. В мае месяце в Брюгге проходит процессия в честь праздника Вознесения. После мессы в кафедральном соборе начинается праздничное шествие. Реликвию Святой Крови, хранящуюся в Брюгге, несут во главе процессии. Чуть позже проходит шествие-мистерия на тему библейских и исторических сюжетов.
Базилика Святой Крови (Basiliek van het Heilig Bloed). Базилика святой Крови Христовой находится в дальнем углу Городской площади. Она была построена для сохранения мощей святого Василия Великого (329/330-379). В 1099 году во время 1-го крестового похода основная часть мощей св. Василия Великого была перенесена во Фландрию и положена в капелле (часовне) св. Василия Великого в Брюгге. Это событие связывают с именами фландрского графа Роберта II и его племянника Дитриха (Теодориха) Эльзасского. Мощи святого были привезены в Брюгге Робертом II Фландрским, участником 1-го крестового похода. Дитрих, граф Эльзасский, в 1139-1149 гг. выстроил часовню и посвятил её святому Василию Великому. Она служила домашней часовней для семейства графов Фландрии, живших в прилегающем замке Steen. (В 1463 году мощи св. Василия Великого были перенесены в кафедральный собор св. Донатиана, а в 1834 году – в собор Спасителя. В 1897 году часть мощей св. Василия Великого была возвращена в капеллу).[4:186]. Капелла св. Василия Великого — единственная часовня Западной Фландрии выполненная в романском стиле.
Согласно преданию, после того, как был построен первый этаж капеллы св. Василия Великого, Дитрихом Эльзасским было привезено и передано храму несколько капель крови Спасителя. В связи с этим было принято решение именовать капеллу Часовней Святой Крови. Как гласит предание, после распятия Спасителя Иосиф Аримафейский отер кровь с тела Христа и сохранил эту ткань.
«Обрадовались иудеи и отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело, ибо видел, сколько благого содеял (Он). Взял же он Господа, обмыл и обернул пеленой и отнес в свою собственную гробницу, называемую садом Иосифа». Согласно второй версии считается, что Иосиф Аримафейский собрал Кровь Господню в чашу и сохранил обе эти реликвии. «Иосиф принял на свои руки святое тело Иисуса Христа и тихо положил его на землю. Омывая его, он заметил струившуюся из ран кровь и ужаснулся, вспомнив, что ею был рассечен камень, находившийся у подножия Креста. Вспомнил он и о сосуде Тайной вечери, который перед тем был отдан ему Пилатом, и благочестивый Иосиф решил в этот сосуд собрать капли божественной крови. Он собрал в чашу капли из язв на руках, ногах и боках и после, обвив тело Иисуса богатой тканью, положил его в пещеру».
Эта реликвия сохранялась в Святой Земле до 2-го крестового похода. Когда Балдуин (Бодуэн) III (1129-1162) покорил Иерусалим, он передал святую ткань своему зятю, графу Дитриху Эльзасскому (Diederik van den Elzas). Дитрих привез ткань со Святой кровью 7 апреля 1150 года в Брюгге и поместил реликвию в часовне на городской площади.
Присутствие реликвии Святой Крови стало причиной возросшей популярности этой часовни в Брюгге, и вскоре она оказалась слишком мала. В XIII веке часовню расширили и добавили верхнюю часовню Святого Креста, где в настоящее время хранится реликвия. Затем были внесены изменения в интерьер нижней часовни. Верхняя часовня сначала тоже была выполнена в романском стиле. Но в ХV столетии её облик сменился на готический стиль.
За свою долгую историю здание капеллы разрушалось дважды. Первый раз — в ХVI столетии (1578 г.), второй раз — во времена правления в городе французов (С 1797 г.), которые разрушили здание до основания. На восстановление капеллы понадобилось более тридцати лет. Строение на протяжении 10 лет (с 1829 по 1839 гг.) — к празднованию 700-летнего юбилея (в 1850 году) — подверглось основательной реставрации, и в настоящий момент радует своих посетителей прекрасными фасадами и внутренним убранством.
Нижняя часовня. В отличие от верхней часовни, нижняя сохранила свою романскую структуру. Апсида вмещает в себя центральное окно, перед которым располагается позолоченный деревянный пеликан. (Древняя легенда гласит, что эта птица специально себя ранила, чтобы своей кровью накормить птенцов. Эта легенда была основой для символа Иисуса Христа, который ради спасения человечества пролил Свою кровь). В двух пристроенных приделах можно лицезреть почитаемую статую «Иисуса на камне» или Ессе Homo («Се, Человек»), а также Христа во Гробе ( 1702 г.) из Иерусалимской церкви в Брюгге. Эти две скульптуры носят по городу во время процессии Святой Крови. Под крестом на передней части стены находится Пиета, изготовленная скульптором De Wispelaere в 1900 году, которая также участвует в процессии Святой Крови.
Верхняя часовня. Первоначально верхняя часовня была построена в романском стиле и не отличалась размерами от нижней. Однако в XII веке был пристроен боковой неф капеллы Святого Креста. Далее, в конце XV века, это помещение в романском стиле было заменено на просторную готическую капеллу. Крупное окно в задней части придела датируется 1865 годом, а в 1934 году оно было переделано. В нижней части окна запечатлены два события: епископ И. Б. Малу представляет декану буллу, посвященную юбилею 700-летия с того дня, как реликвия была передана в Брюгге; и служба реликвии Святой Крови, возобновленная в 1819 году бароном Кроссером (Mayor Baron de Croeser).
В часовне помещение хора украшено витражными окнами правителей. Неоготический алтарь был изготовлен скульптором Аббелосом (Abbeloos) по эскизам Джона Бетюна (John Bethunе) в 1858 году. Большая роспись была сделана в начале понтификата папы Пия X (1903-14 гг.), чей герб здесь также помещен. На фреске изображена Голгофа, где Христос пролил Свою кровь. Пять ангелов собирают капли крови в фиалы. Два других ангела держат плеть и копьё. Бог Отец принимает жертву Сына Своего, держа двумя руками Крест. Святой Дух благословляет этот дар. На фреске ниже изображена сцена переноса реликвии Крови Христовой в Брюгге: слева, Дитрих (Теодорих) Эльзасский принимает святыню из рук патриарха и короля Иерусалима; справа граф Дитрих преклоняет колени пред графиней Сибилой, его руки протянуты над реликвией в сторону капеллана, похожего на Луи Ван Хеке (Louis Van Haecke), который был капелланом в период с 1884 по 1912 гг.
Рядом с кафедрой помещена медная доска в память о возведении часовни в ранг базилики в 1923 году. Текс гласит: «Пo просьбе монсеньора Вафелаерта (Mgr. Waffelaert), который был епископом Брюгге в течение 28 лет, по милости папы Пия XI, капелла была повышена до звания равного базилике и получила привилегии равные тем, которые есть у базилик Рима, 13 апреля 1923 года. Прибавляя новую славу поклонения Святой Крови, так как здесь находится реликвия Святой Крови». Справа от барочного алтаря висит картина Якоба ван Оста, изображающая Снятие с Креста и Иосифа Аримафейского, омывающего тело Христа (1649 г.). Напротив дарохранительницы, высоко над тремя арками, можно видеть большие картины: Рождество Христово, написанную Теодором ван Лоном (Theodoor van Loon) в XVII веке; Положение во гроб, автор — Гаспар де Краер (Gaspard de Crayer), 1582-1669 гг. (на этой картине изображён ангел, показывающий реликвию Святой Крови).
Святыня Крови Христовой хранится в верхней часовне, в небольшой запаянной капсуле, сделанной из горного хрусталя в 11 или 12 веке в Константинополе. Её горлышко перевязано золотой нитью, а пробка запечатана красным воском. Сосуд сберегается в цилиндре из хрусталя, который венчают короны из позолоты. Рака для хранения святыни выполнена из золота и серебра, она богато украшена драгоценными камнями. Каждую пятницу верующие имеют возможность лобызать реликвию, а в период с 3 по 17 мая – ежедневно. За процессом постоянно следит один из церковных служащих, постоянно протирающий цилиндр специальной тканью. Ежедневно в базилике проводятся службы; базилика и ее реликвии занимают главное место в проведении процессии святой Крови. Небольшой музей базилики Святой Крови Христовой знакомит с её богатой историей. Здесь выставлены картины и предметы церковного искусства, связанные с ней.
Процессия Святой Крови (Heilig-Bloedprocessie). Процессия Святой Крови — это торжественное религиозное шествие, которое проходит в Брюгге в день Вознесения Господня (четверг, 40-й день после Пасхи). В ходе процессии частицы Святой Крови, хранящиеся в базилике Святой Крови, и другие церковные реликвии проносятся по городу. Самое первое упоминание о процессии относится к 1291 году в одной из хроник, где говорится, что гильдии были обязаны участвовать в ней. Тот факт, что нет никаких записей о шествии до 1291 года, объясняется тем, что архивы, хранившиеся в башне Белфорт (Беффруа), сгорели в пожаре 1280 года. Предположительно, кусочки овечьей шерсти, которыми вытирали кровь распятого на кресте и снятого затем с него Христа, до этого периодически выставлялись в церкви, а позднее из этой традиции выросла целая процессия. Поскольку реликвия принадлежала городу, то это событие имело официальный характер, в котором принимали участие городские советники, ремесленники, представители военного сословия и, разумеется, духовенство.
Процессия становилась более сложной из года в год, начиная с XIII века. Практические указания по проведению шествия оглашались в рамках городского устава на публичном собрании перед дозорной башней, а специальные послы отправлялись к епископам, аббатам, прелатам и к высокопоставленным персонам, чтобы пригласить их на шествие. Практически каждый житель города участвовал в этом празднике. Поскольку эта процессия была очень важна для горожан, готовиться начинали заранее. Улицы и дома украшались, городской совет отдавал на пожертвования одежду и некоторые средства сиротам и малоимущим, в то время как высоких гостей приглашали на званый обед. Такие гости получали потом в подарок вино, сладости и свечи. В 1396 году к шествию добавили мистерии (один из жанров европейского средневекового религиозного театра), которые имели успех.
Уже в XVI веке появились записи о триумфальных выходах с представлениями лучников, членов различных гильдий. Известно, что раньше процессия обходила городские стены. Однако в 1578 году в связи с религиозными конфликтами было принято решение не выносить реликвию за пределы городских стен, а затем и само шествие запрещали до 1584 года, так как в Брюгге был установлен кальвинистский режим. В период контрреформации в 17-18 веках традиция была возобновлена. Во время французской оккупации Фландрии шествие снова не проводилось до 1819 года. В результате того, что в шествии стало участвовать меньше гильдий ремесленников, под влиянием иезуитов, шествие превратилось в религиозную процессию, в которой были задействованы все виды театральных представлений.
Уже начиная с 1405 года в Брюгге существовала община, объединявшая 30 известных граждан города, — «Благородное Братство Святой Крови», которой было поручено организовывать торжественные процессии в честь Святой Крови Христа. Все они должны постоянно проживать в Брюгге и, как определяет старинный документ, быть уважаемыми людьми. Это братство существует до сих пор. Символом его является птица-пеликан, расклевавшая себе грудь и напоившая кровью птенцов.
Особенность процессий 15 и 16 веков — та, что в церемонию почитания реликвии были добавлены библейские сюжеты. Сегодня организация шествия находится в руках приходов города, а также школ и монастырей. Нынешний формат процессии практически не отличается от шествия XIX века, разве что претерпел некоторые изменения за последние 50 лет. Современную процессию можно разделить на 4 части: Ветхий Завет; Новый Завет; История о прибытии реликвии Святой Крови в Брюгге с Теодорихом (Дитрихом) Эльзасским; Вынос реликвии в сопровождении членов Братства Святой Крови.
В этот день Брюгге превращается в огромную театральную сцену. Процессия Святой Крови движется по главным улицам города, повествуя о хорошо известных библейских историях и о появлении святой реликвии в Брюгге. Процессия начинается с девочек, несущих большие буквы с названием церемонии, и идущих впереди полицейских. По улицам города движутся конные повозки с декорациями, изображающими библейские и современные сюжеты. В торжественной, костюмированной и красочной процессии задействовано более 1800 актёров, певцов и музыкантов. Но так как процессия носит не только фольклорный, но и религиозный характер, святую реликвию сопровождают верующие, прелаты и члены Благородного Братства Святой Крови.
В шествии принимают участие не только жители Бельгии, но и жители других стран. Если какой-то город хранит реликвии, связанные с той или иной евангельской историей, именно он представляет соответствующую сцену. Так, сцена с новорожденным Христом представлена жителями Кёльна, т.к. там хранятся мощи Трёх волхвов-царей. В шествии задействованы дети — как подростки, так и совсем маленькие. Особенно много их в сцене благословения Иисусом детей и в сцене входа Господня в Иерусалим с пальмовыми ветвями. Появляется актер в образе Христа, а затем — последняя трапеза с учениками. (Тайная Вечеря). События Голгофы сопровождаются большим хором и «чудесным крестом из Дамме». По преданию этот крест был поднят из моря моряком из Дамме. С 1339 года он почитается в церкви Богоматери в этом городе.
Процессия шествует по улицам старого города на протяжении нескольких часов, радуя жителей Брюгге и многочисленных туристов. Это яркое, запоминающееся, интереснейшее зрелище с театральными монологами, песнями и музыкой. Процессия поражает продуманностью деталей, костюмами, декорациями. В шествии участвуют многие жители города — от мала до велика. Удивляют и четвероногие участники процессии: овцы, ослики, верблюды, лошади. Процессия продолжается шествием различных братств с их реликвиями: реликвия из аббатства Duinen; реликвия из собора св. Донациана, разрушенного во времена Первой французской республики; серебряная рака св. Элоя (который по преданию основал церковь в Брюгге в 640 г.) из собора Спасителя; статуя Девы Марии, датируемая 17 веком из церкви св. Валбурги.
Историческая часть процессии повествует о прибытии реликвии Святой Крови в Брюгге. Она начинается с праздничного прохождения людей в одежде цветов города — белого, синего, красного. Зрители словно возвращаются в Брюгге 12 века: вот граф Фландрский, сопровождаемый семьёй, торжественно привозит в город реликвию, которой он был одарён с благословения патриарха Иерусалимского в знак признания его героизма во время крестового похода. Ещё 160 лет спустя — булла папы Климента V официально признает поклонение реликвии Святой Крови. Жителям города объявляется об этом на оживлённой рыночной площади.
В процессии проносят флаги различных гильдий. Гильдии играли важную роль в Средние века в становлении традиций процессии. Добавляет настроения и группа барабанщиков. А затем девочки кружатся с красочными флагами. На флагах один и тот же сюжет: пеликан, кормящий своей кровью птенцов, чтобы не дать им умереть от голода. В старину этот образ использовался для Христа, Который отдал свою жизнь для спасения человечества от власти первородного греха.
Завершается процессия торжественным выносом реликвии Святой Крови Господней, в сопровождении служителей церкви и городских властей. За реликвией, хранящейся в раке, изготовленной в 1617 году, украшенной сотнями драгоценных камней (в т.ч. черным бриллиантом, ведущим историю от Марии Стюарт), идут стражники. А замыкают процессию представители высшего духовенства и светской власти. Святую реликвию сопровождают многие верующие, монахи и монахини из различных аббатств, представители светской власти и члены Братства Святой Крови. В шествии принимают участие около 2000 человек и сюда приезжают 50.000 человек зрителей, — в город с населением чуть больше 100.000 человек.
Сегодня благодаря притоку паломников и туристов — любителей прекрасной старины, Брюгге переживает свое второе рождение. Он ревностно оберегает свой средневековый облик и единство архитектурного ансамбля, за что в 1975 году был удостоен специальной премии. Только одно то, что весь исторический центр Брюгге взят под охрану ЮНЕСКО, говорит об абсолютной уникальности этого города. А процессия Святой Крови внесена в перечень шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Использованная литература
- Fagniez: Documents relatifs a l’Histoire de l’industrie et du commerce en France, 1, 95. Цит. по: Средневековье в его памятниках. М. 1913.
- Рот Рудольф. Достопамятное в Европе, то есть описание всего, что для любопытного смотрения света. Спб., 1761.
- Скальковский К. А. У скандинавов и фламандцев. Спб. 1880.
-
Православная Энциклопедия, т. VIII. М. 2004.
Архимандрит Августин (Никитин) — доцент Санкт-Петербургской духовной академии