Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Лож и предательство — слова, которые даже самое черствое сердце заставляют сжиматься. Лож и предательство — слова, которые передают боль, скорбь, трагедию. Лож и предательство — слова, являющиеся знаменем бесславного поступка Иуды. Любовь и покаяние — слова, которые являются зеркальным отражением иудиного «подвига».
Дорогие братия и сестры, сегодня Церковь вспоминает двух людей, которые абсолютно по-разному смотрели на Спасителя: женщину по имени Мария, бывшую блудницу, которая все же сумела принести истовое раскаяние. Она стала символом покаяния и любви, о ее благодеянии люди будут вспоминать до конца времени. И одного из двенадцати апостолов, предателя не требующего представления, ставшего символом отнюдь не добродетелей, а именно того от чего холодеет в груди.
Из евангельской истории мы знаем, что именно один из двенадцати учеников Господа, тот, кто одним только Именем своего Учителя исцелял больных и изгонял бесов, тот, кому предназначалось в будущем веке судить Израиль – решился на предательство и окончательно погубил этим свою душу.
Один – предав все, что имел, получил ничтожные 30 сребреников, а другая – отдав все, что имела, излив драгоценное миро на Христа, получила прощение и милость от Господа.
В сегодняшнем, сравнительно небольшом, евангельском зачале, мы видим образы максимального раскрытия безграничного добра и беспредельного зла.
Спаситель, зная о совершенном предательстве, как и любой из нас, испытывал боль. В эти последние дни земной жизни Иисуса Христа, когда приближались Его Крестные Страдания – скорбные чувства от поступка Своего ученика наверняка усилили и без того страждущее сердце Спасителя. Но будучи совершенной Любовью, Он и в момент того злосчастного поцелуя не отвергает Своего, запутавшегося в диавольские сети, ученика. Господь принимает его лобзание, а, следовательно, уже прощает его. Спаситель всегда учил о прощении врагов и о любви к ним. Подобный призыв нередко вызывает недоумение и между нами: «как можно воплотить это в жизнь?». Но отвечая на все недоумения, Господь показал нам наглядный пример: перед своим вольным страданием, Он на Себе исполняет эту заповедь о любви к врагам. По словам святителя Илария Пиктавийского: «Во всем этом проявляются разные грани страдания Христа. Смысл поцелуя Иуды был в том, чтобы мы научились любить всех врагов и тех, о ком знаем, что они будут неистовствовать против нас. Ведь Господь не отвергает его поцелуй».
Предательство, как мрачно звучит это слово… Что такое предательство? Сложно представить что-то более предосудительное и постыдное, чем этот грех. Мы почти все помним, как когда-то были преданы или, что хуже – сами были предателями. Необходимо спросить себя о том, а с кем я хочу быть, с кого я хочу брать пример, с Иуды или Идеального Богочеловека? Я хочу быть во власти Бога или во власти диавола и лжи? Я хочу быть во власти Любви или как Иуда отринуть воплотившуюся Любовь?
Осуждая поступок Иуды, не будем забывать, что и сами можем оказаться предателями. Это может произойти не только во время гонений на христиан, но и в мирное время. Опасность предать свою веру присутствует каждый раз, когда перед нами стоит выбор: поступить как должно христианину или избежать ненужных разговоров о себе, открыто объявить себя христианином в нецерковном обществе, или сохранить свой мнимый комфорт. Нам остается со смирением молиться, чтобы и мы не принесли Господу «лобзание яко Иуда», но остались верны Христу. А если падем, то не будем отчаиваться, усугубляя тем самым грех.
Спаситель простил своего ученика, но Иуда не смог принять прощение своего божественного Учителя. Своим предательством не он потерял доверие Господа, но сам перестал доверять Ему, забыв о той безграничной и всемогущей любви, которую даровал всем Христос. Стоит и нам поступать так же как Христос, не отлучая от себя предателей, но исцеляя своей любовью их души от отчаяния и злобы, на которые они сами себя обрекают.
«Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…». Эти слова мы произносим перед тем как приступить к Святой Чаше, перед тем как принять Самого Бога. Если мы действительно боимся быть иудиными последователями, то должны всегда помнить о всеобъемлющей Любви и не словом, а делом быть последователями Христа. Не будем отчаиваться, если это не всегда получается – Господь милостив, но не будем и обольщаться – мы немощны. Аминь.
Проповедь студента II курса магистратуры иеромонаха Онуфрия (Сонькина), произнесенная в Великую Среду за Литургией Преждеосвященных Даров в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 12 апреля 2017 года.