Братия и сестры, сегодня в апостольском чтении мы слышали следующие слова: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7). Почти в каждом послании апостола Павла есть эпизод, который можно назвать апологией или защитой. В этом разделе апостол защищает своё право быть проповедником, учителем, наставником и руководителем основанных им общин.
Сейчас нам не совсем понятно, почему апостол перед кем-то оправдывается, ведь всем были известны его организаторские, миссионерские, богословские способности. Равных апостолу Павлу в то время, скорее всего, не было. И, тем не менее, практически в каждом послании он вынужден защищаться от своих детей во Христе, от тех, которые получили от него Святое Благовествование. Какие изъяны нашли в апостоле его чада? Почему порой отказывались слушать и исполнять его отеческие наставления?
Ответ кроется в следующем. Апостол Павел был носителем сразу двух культур, он стоял на границе Востока и Запада. По национальности он был еврей, получивший прекрасное иудейское образование в Иерусалиме, некоторое время был раввином. Но родом он был из Малой Азии, то есть получил греческое воспитание и волей-неволей впитал греческое мировоззрение. Тем самым, апостол мог говорить на языках двух культур – еврейской и греческой.
Люди сначала слушали его, но затем, узнав, кто перед ними, начинали предъявлять претензии и упреки. Евреи обличали его в том, что он отринул традиции предков, учение отцов и стал общаться с греками. И, как человек, изменивший Священному Писанию, Закону Моисея, не может говорить для иудеев. Греки выдвигали практически те же претензии: какой-то еврей не может учить грека, у которого за плечами огромная культурная традиция.
И в апологиях апостола Павла выражается вся боль и скорбь человека, который нес в себе две культуры и мог говорить с людьми на языке каждой из них, который «для всех сделался всем» (1 Кор. 9:22), но люди искали только для себя и только своего.
И порой в этих апологиях апостол Павел говорит о том, о чём, может быть, и говорить не нужно. В жизни каждого человека есть как положительные, так и отрицательные моменты, которые он хранит глубоко в сердце. Положительные – это встречи с Богом, это то, что вообще с людьми обсуждать не стоит, это наш внутренний мир. Отрицательные – это неудачи, болезни, какие-то внутренние стереотипы, от которых человек хотел бы избавиться.
В конце второго послания к Коринфянам мы можем прочитать удивительные слова, которые предельно обнажают душу апостола. Он сказал о славном и бесславном в своей жизни, не боясь тех пересудов, которые могли последовать за этой откровенностью. Апостол мог позволить себе быть откровенным человеком.
Итак, апостол Павел говорит о своих взаимоотношениях с Богом и говорит о том, что он был восхищен на небо, в рай. Однако после этого следует описание земной жизни апостола. Он не пишет о скорбях и страданиях, которые пришлось перенести, об этом он сказал в прочитанном нами сегодня фрагменте. Павел рассказывает о том, что знал лишь узкий круг лиц, о том, что Господь дал ему «жало в плоть» (2 Кор. 12:7), дабы он не превозносился.
«Жало в плоть» – это технический термин, так жители Палестины называли колючки терновника. Жители Востока стараются не подходить близко к этому кустарнику, потому что шип терновника причиняет страшную боль, вонзаясь в тело, особенно если обламывается и остается в нем, так что его очень сложно и болезненно вынимать. Но этим словом называли ещё и болезни, которые тогда были распространены на Востоке. Это вариант лихорадки, но лихорадки, при которой человек от нестерпимой головной боли падает в обморок. Конечно, это был момент, который мог бы смутить многих: у посланника Божия, воскрешающего мертвых и исцеляющего больных и хромых, с которым говорил Сам Господь, есть тяжелый недуг. Но Павел утверждает, что и это тоже дал ему Господь, чтобы показать, что апостол – человек. Ему дана великая благодать, но также и то, что не дает превозноситься.
Здесь есть весьма серьезная почва для размышлений. Православная традиция, вслед за традицией библейской, очень настороженно относится к разным выражениям прямого контакта человека с Богом, потому что человеку тяжело принять глас Божий и правильно в своей жизни им руководствоваться. И поэтому Господь практически всегда попускает какие-либо искушения, болезни и скорби. Об этом говорит и блж. Феодорит Кирский, толкуя стих апостола Павла о его недуге: этим снова показал апостол что сподобился многих откровений. Поэтому-то, говорит он, Владыка, промышляя о моей пользе, дал мне в удел всякого рода искушения, обуздывая этим мое о себе мнение и не попуская замыслить что-либо непомерное.
Далее апостол Павел признается, что трижды просил Господа избавить его от недуга, но Господь убеждал, что апостолу эта скорбь нужна, чтобы не возгордиться и понять, что сокровище веры «мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7).
Это урок для всех верующих. Жизнь христианина гораздо контрастнее, чем жизнь того, кто живет без Бога. Верующему и прямо и косвенным образом Господь многое дает, но и смиряет жизненными скорбями, несчастьями и болезнями, чтобы человек не возгордился, находясь рядом с Богом.
И, следовательно, нужно правильно относиться к скорбям и лишениям мира сего. Ибо каждый из нас имеет великую благодать веры, благодать знания и благодать смысла жизни, которые мы получили от Бога. Услышим же тихий и смеренный глас Господа, обращающий к нам слова вечной мудрости: «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Аминь.
Проповедь студента ΙI курса магистратуры библейско-богословского отделения чтеца Ильи Бурдукова , произнесенная в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова во время Божественной литургии 17 сентября 2017 года.