Санкт-Петербургская православная духовная академия выпустила в свет третий номер за 2013 год научно-богословского журнала «Христианское чтение». Выпуск посвящен богословию и философии. Журнал можно приобрести в книжной лавке академии (в холле), а также через интернет-магазин издательства академии.
Объем журнала составляет 240 страниц.
Читайте в номере:
Догматическое богословие
Протоиерей Вадим Кикин. Библейская и святоотеческая оценка учения о «наследовании» греха
В статье рассматриваются аспекты учения о «наследовании» греха, важные в связи с современной дискуссией о вине потомков за преступления предков. Автор последовательно анализирует библейский и святоотеческий материал, выделяя августиновское направление (о виновности потомков за предков) и православное (о персональной ответственности). Анализ юридических норм позволяет выделить критерии вменения, принципы ответственности и дифференцировать термины.
Делается вывод о невозможности трансляции правовой ответственности по учению Церкви, которая учит лишь о наследовании природы, поврежденной грехом, и о свободной воле, как необходимом условии вменения.
Протоиерей Вадим Кикин – аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия. Основное богословие
Священник Димитрий Лушников. Нравственность и религия (к вопросу об объективных началах нравственности)
Цель данной статьи, с одной стороны, – критически рассмотреть и показать несостоятельность осуществленных в рамках рационалистическо-атеистического мировоззрения попыток обоснования автономности нравственных норм, с другой – предположить и утвердить преимущество религиозных оснований нравственности, обеспечиваемых верой в Бога, неразрывно связанных и укорененных в Его действительном бытии.
Священник Димитрий Лушников – кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии. История западных исповеданий
Архимандрит Августин (Никитин). Шмалькальден в истории Реформации
Статья посвящена истории написания и анализу одной из основных вероучительных книг Евангелическо-Лютеранской Церкви – «Шмалькальденским статьям» (или «артикулам»; 1537 г.). Автор «Шмалькальденских статей» – основоположник Реформации Мартин Лютер. «Шмалькальденские статьи» занимают видное место в ряду таких лютеранских вероучительных книг, как Малый и Большой Катихизисы Мартина Лютера (1529 г.), Аугсбургское исповедание (1530 г.), Апология Аугсбургского исповедания (1532 г.; автор – Филипп Меланхтон) и Формула согласия (1580 г.).
Архимандрит Августин (Никитин) – кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургской православной духовной академии.
Протоиерей Георгий Ореханов. Рецепция решений I Ватиканского собора в России
Статья посвящена проблеме рецепции в России догмата о папской непогрешимости –центральной вероучительной формулы, принятой в 1870 г. в лоне Католической Церкви на заседаниях I Ватиканского собора. Используя работы русских богословов и философов конца ХIХ–первой половины ХХ в., автор статьи систематизирует их взгляды и указывает основные причины, по которым восприятие этого нового католического вероопределения было в Православии в целом отрицательным.
Протоиерей Георгий Ореханов – доктор исторических наук, доктор церковной истории, доцент кафедры истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Богословие культуры
Протоиерей Олег Агапов. Ф.М. Достоевский как актуальный религиозный мыслитель (некоторые аспекты влияния творчества Ф.М. Достоевского на богословие прот. Александра Шмемана)
Ф.М. Достоевский в своих произведениях затрагивает вечные проблемы человеческого бытия: взаимоотношений человека с человеком, человека с Богом, смысла и цели жизни. Творчество писателя оказалось продуктивным для целого ряда писателей, философов, богословов самых разных стран и народов. Огромным было влияние Ф.М. Достоевского и на русскую философскую и богословскую мысль ХХ в. В статье рассматриваются некоторые аспекты этого влияния.
Протоиерей Олег Агапов – кандидат филологических наук, проректор по учебной работе и заведующий кафедрой богословия Самарской духовной семинарии. Религиоведение
Д.Г. Голубев. Религиозные представления о Творце мира в первобытной культуре народов Дальнего Востока: нивхов и нанайцев
В статье показывается, как примитивные в цивилизационном смысле племена и народы могут содержать в своей духовной культуре высокие представления о едином Творце мира, творении первых людей и развитое этическое учение об отношениях друг с другом. Исследование этнографического материала малых народов Дальнего Востока приводит автора к подтверждению концепции о первобытном монотеизме.
Дионисий Георгиевич Голубев – выпускник Санкт-Петербургской православной духовной академии, преподаватель Хабаровской духовной семинарии.
Священник Игорь Иванов. Вильгельм Шмидт и создание журнала «Антропос»
В статье рассматривается жизнь и деятельность религиоведа и католического священника Вильгельма Шмидта применительно к его исследованиям, связанным с изданием журнала «Антропос». Дается краткая история создания журнала, приводится список публикаций В. Шмидта в журнале «Антропос» с 1906 по 1953 годы. Кроме того, кратко излагается суть религиоведческих и антропологических идей В. Шмидта.
Священник Игорь Иванов – кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и Санкт-Петербургской православной духовной академии. Христианская культурология
Л.Н. Болтовская. К интерпретации образа Фауста в контексте западно-европейской и русской культуры
В статье рассматривается образ Фауста, каким он представлен в поэтической трагедии И.В. Гете и в «Сцене из Фауста» А.С. Пушкина. В сопоставительном анализе делается попытка увидеть в пушкинском тексте не только непосредственное художественное изложение, но и духовную трактовку того произведения, которое стало итогом всей жизни И.В. Гете и оказало мощное воздействие на европейскую литературу.
Людмила Николаевна Болтовская – кандидат филологических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена.
О.А. Джарман. Некоторые аспекты культа правителя в эллинистическом культурном обществе
Жажда Александра Великого, влекшая его к покорению мира, не была всего лишь жаждой военной власти. Его цель была выше и грандиознее: образовать «ойкумену», общий мир. Его последователи, при всем их величии, власти и долголетии, не обладали ни харизмой Александра, ни его убежденностью в «божественном сыновстве» для объединения всех народов мира. После смерти Александра наступила полоса бесконечных войн диадохов и сменивших их преемников. Налицо была разница между эпическим временем Александра, практически живым мифом, и печальной реальностью. Переход от полисного сознания к восприятию себя жителем «ойкумены» поселил в сердцах людей того периода чувство одиночества и разобщенности, исчезала надежда на традиционные культы и богов. Людям была свойственна жажда спасения, «сотерии», освобождения от тягот и злоключений человеческой жизни, и эту жажду сопровождала жажда того, кого они называли «сотером», «эвергетом», «эпифаном» – жажда явления бога среди них. Словно осколки Александра, появлялись многочисленные «спасители», «благодетели», «явленные боги», своим огромным количеством уже свидетельствуя как о неполноте иерофании в них, как и об ожидании такой иерофании. Неверно было бы видеть в этом культе только государственный официоз, насаждаемый сверху и не находящий искреннего отклика в сердцах верующих.
Ольга Александровна Джарман – кандидат медицинских наук, старший преподаватель истории медицины кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Пресс-служба СПбПДА