Русское неоязычество стало известно в 90-х годах прошлого века, как одно из течений русского национализма, но данное течение является лишь одной из граней неоязычества. Алексей Гайдуков характеризовал неоязычество не как религиозное течение, а как субкультуру[1].
Современное общество не может вернуться к традиционному язычеству. Н. И. Толстой в одной из своих работ подробно это объясняет[2].
Современное неоязычество процветает потому, что не имеет чёткой догматической базы, которая заменяется абстрактными формулировками веры в «природу», «энергии» и проч. и таким образом является весьма удобной «религией».
О. В. Асеев выделял в неоязычестве четыре группы:
- Общины, ориентирующиеся на славянское язычество (культ воина и славянские боевые искусства).
- Общины, создающие эклектическую, собранную из разных (кельтской, индуистской…) религию.
- Полисинкретические общины, исповедующие более широкий набор заимствованных отовсюду символов и представлений, включающих даже христианские.
- Общины, пропагандирующие сближение с природой, и оздоровление (последователи Порфирия Иванова). Все категории кроме последней связаны с политикой.
В. Прибыловский делит язычников на два полюса:
- Слабо политизированный фольклорно-игровой
- Предельно политизированный национал-патриотический
Однако, границы между полюсами размыты.
О. Кавыкин различает среди русских язычников «толерантных» и «нетолерантных», подчеркивая, что и те, и другие весьма чувствительны к «расовым проблемам» и небезразличны к «принципу крови».
В итоге неоязычество предстаёт перед нами не как религиозная секта, а как сильная система националистически настроенных организаций, которые чаще всего созданы на базе традиционных спортивных и нетрадиционных секций боевых искусств, пропагандируют трезвый и здоровый образ жизни, и держатся на авторитете лидеров, чаще всего известных спортсменов, таких как, например, Поветкин. При этом подобного рода организации могут быть в разной степени политически активны, вплоть до радикальных. С древним славянским, кельтским или любым другим язычеством практически не соотносится.
Предпосылки возникновения
Неоязычество — феномен уникальный и разнородный. Рассматривать его следует с разных сторон: как национал-патриотическое движение, как мировоззрение, как религиозное направление. В вопросах религии свойственны: секуляризация, не стабильная иерархическая структура, особое отношение к сверхъестественному. Как общественное движение, неоязычество ориентировано на поиск автономии и нового стиля жизни. На зарождение и развитие неоязычества в России повлияло несколько факторов.
Самый значимый — Социально-культурный фактор. После «Перестройки» 90-х, люди стали заполнять духовный вакуум всем подряд. Непривыкший к свободному независимому принятию решений разум тянулся то к баптистам, то к чудесам Кашпировского, то в различные мистико-спиритические верования, то в язычество. Стоит заметить, что в последние годы неоязычество обретает всё большую значимость, благодаря спортсменам, преимущественно представителям боевых искусств, примкнувшим к этой субкультуре.
Кроме культурного фактора нельзя не упомянуть о социально-экономических и социально-структурных условиях. Одной из причин формирования субкультуры является напряженность и неспокойное состояние общества, связанных с экономической нестабильностью и рядом экономических кризисов недавнего времени, что в свою очередь привело к быстрым изменениям в соц. сфере. Сторонников субкультуры становится всё больше благодаря экономическим факторам. К таковым относятся безработица и частичная занятость населения. Так же свою роль играет перенаселённость больших городов. Основную массу подобных организаций составляют люди возрастом до двадцати пяти лет.
С социально-экономическим фактором тесно связан фактор социально-политический. Дело в том, что представители этой субкультуры хотят громко заявить о себе и получить определённые политические полномочия. Небывалый взлёт демократии и терпимости, желание общества отдалиться от изжившей себя советской модели общественного устройства, позволили им это сделать. Различного рода собрания, кружки по интересам уже не контролировались свыше какими-либо организациями. А митинги, богослужения, акции социального протеста и т. д. даже поощрялись обществом.
Неоязычество и Православие
У неоязычников относительно лояльное отношение к Православию, но крайне неприязненное отношение к Русской Православной Церкви. Официально РПЦ к неоязычеству относится отрицательно, как и к прочим сектам и субкультурам, которые пропагандируют идеи, недопустимые для нашего многонационального государства и негативно влияющие не только на адептов, но и на общество в целом.
Внутренние проблемы Церкви и влияние Запада
Неоязычество имеет очень зыбкое основание. Но что в таком случае заставляет православных христиан, а большинство неоязычников являются нашими отошедшими от веры братьями, менять крест на коловорот?
Отчасти причина активности неоязычников — влияние Запада. Западные политические лидеры заявляют: главная проблема России — Русская Православная Церковь.[3] Православие — крайне неудобная и несговорчивая религия, для погрязшего в толерантности и нездоровой полит- корректности запада. Нельзя убедить образованного, знающего свою веру, православного христианина в том, что чёрное это белое, а белое это чёрное, потому как по слову апостола Павла Церковь есть «Столп и Утверждение Истины» (1. Тим.3:15)[4].
Всё дело в том, что современная Русская Православная Церкововь проигрывает неоязыческим кружкам по целому ряду важнейших критериев. Во-первых, неоязыческая организация — это крепкая мужская община, члены которой могут постоять за себя, друг за друга и за свои убеждения. Этим далеко не всегда может похвастаться община право- славного храма. Во-вторых, неоязычество — религия удобная, удобнее православия, но проблема даже не в этом. Не всегда найдётся в храме человек, который объяснит приходящему в церковь искателю истины почему и зачем «Нудится» Царство Небесное, в то время как окунувшись в неоязыческую среду, этот искатель получит исчерпывающее количество информации, так необходимой, чтобы заполнить духовную пустоту. Важную роль играют лидеры общин. Авторитет православно- го священнослужителя по известным причинам сильно упал в глазах простого народа за последние десятилетия. В противовес смиренному русскому батюшке ставится брутальный, состоятельный, добившийся всего в земной жизни спортсмен, тренер и бизнесмен в одном лице с несколькими высшими образованиями в придачу. Эти и ряд менее значительных факторов склоняют неокрепших в вере христиан стать частью этой новой субкультуры.
Опасность неоязычества для России
За последние десятилетия неоязычество и национал-социализм тесно переплелись. Скинхеды часто появляются во время «мирных» митингов современных язычников. А у скинхедов методы не мирные. Чаще всего представители подобных маргинальных групп склонны высказывать своё мнение по тем или иным вопросам в провокативной форме. Лидеры неоязычников охотно сотрудничают с национал-социалистами. Например в девяностых при петербургском «Союзе венедов» действовала скинхедская группа «волоты». Скинхедов привлекает к своей деятельности привлекает неоязыческий ССО СРВ(Калуга). Волгоград («Донские волки»), Нижний Новгород («Волки Хорса»)…[5]
Со стороны может показаться, что для беспокойства нет повода и неоязычество не является серьёзной угрозой для России и Русской Православной Церкви. Однако стремительное распространение, развитие и укоренение русского неоязычества за последние десятилетия свидетельствует об обратном. Согласно всероссийскому исследованию «Арена» — Атлас религий и национальностей России», представленному 16 января 2013 года исследовательской службой «Среда» и Фондом «Общественное мнение», язычниками «Исповедующими традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» себя назвали 1,5 % россиян, что составляет более двух с половиной миллионов человек. И эта цифра растёт.[6]
Патриарх Алексий II на открытии XVIII всемирного русского народного собора в Москве сказал: «Для того, чтобы граждане России жили в мире и согласии друг с другом, они не должны отказываться от своей национальной памяти. Но на пути сохранения этой памяти возникают достаточно болезненные и опасные явления. К таким относятся попытки конструировать псевдорусское неоязыческое верование»[7]
Заключение
Неоязычество — понятие очень обширное и разностороннее. Боль- шинство исследователей определяют неоязычество как субкультуру, но с оговорками. Оно затрагивает практически все аспекты общественной жизни. При этом даже необразованному человеку понятно, что воз- вращение к многобожию и идолопоклонству движение регрессивное. А деградация в какой либо одной области, ведёт к всеобщей деградации. Несмотря на это у неоязычества всё больше и больше последователей.
Зародилось неоязычество из идеи патриотизма. Поэтому и сейчас большинство представителей этой субкультуры крайне остро реагируют на политические и социальные проблемы.
Основным вопросом для неоязычников является социальная справедливость, но не для всех, а для «Русского народа». Куда деть остальные народы, составляющие 80% населения нашей страны непонятно. Русские неоязычники представляют русскую общность, как слаженный организм, и не хотят допускать смешения этой общности с другими. Именно поэтому неоячычники с такой симпатией относятся к национал-социализму. Само неоязычество в этой связи используется как крайне мощный инструмент, позволяющий сделать культурно-языковую общность ещё и биологической. Неоязычники — патриоты. Но патриотизм они понимают по-своему. Для них патриотизм — сохранение традиций предков и поддержание преемственности поколений, а так же сохранение традиционной культурной среды. «Россия для русских» — вот лозунг, который поддерживает большинство неоязычников.
Не все неоязыческие организации настроены так радикально. Методы, используемые неоязычниками для достижения целей тоже разняться. От простых игровых собраний (реконструкторы), до серьёзных масштабных акций. При этом радикальные языческие лидеры делают ставку именно на силовые методы борьбы, в которую вовлекается прежде всего молодёжь. Молодёжь в свою очередь как правило неискушённая в политике и жаждущая действовать здесь и сейчас, легко поддаётся на уловки.
Христианство язычники не воспринимают. Смирение для них слабость. Язычники — сторонники решительных действий. Для того, чтобы быть готовыми к этим действиям, они большое внимание уделяют спорту, а конкретно — боевым искусствам.
Именно поэтому русское неоязычество как идеология и как практика боевых искусств всё больше и больше привлекает радикально настроенную молодёж. В наши дни радикальных неоязычников можно встретить среди террористов, участников нападений на представителей неславянской расы и так называемых «славянских сепаратистов»[8].
Полноценной религией русское неоязычество назвать нельзя, так как религиозный аспект в неоязыческих организациях неизбежно отодвигается на второй план. Так же до сих пор не выработана какая-либо хоть немного уравновешенная догматическая или хотя бы служебная (практическая) религиозная система. Каждый неоязычник верит в своих богов и служит им тоже по-своему. Всё это не мешает неоязычникам публиковать гневные заявления о несостоятельности всех прочих религий, особенно авраамических, особенно Христианства.
Хотя на данный момент неоязычество не представляет прямой видимой угрозы для Русской Православной Церкви, оно продолжает крепнуть и развиваться на наших глазах. Вполне возможно, что уже не за горами то время, когда радикально настроенные неоязычески общины бок о бок с неонацистами, национал-социалистами решат, что у них достаточно сил дня того, чтобы провести в нашей стране генеральную этническую уборку. В этом случае Христианство, для которого «нет ни иудея ни эллина» первым попадёт под раздачу.
Впрочем, опираясь на опыт развитых европейских государств, можно утверждать, что неоязычество не обречено на неонацизм, шовинизм и ксенофобию. Перечисленные проблемы и угрозы не исходят от самого неоязычества. Скорее дело в состоянии российского общества в целом. К сожалению на данный момент нет информации о соотношении радикально и терпимо настроенных неоязычников. Если же судить по различного рода публикациям, печатным и электронным ресурсам, нетерпимых явно больше.
Примечание:
[1] См.: Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества. Автореферат диссертации … канд. философских наук. СПб., 2000.
[2] См.: Толстой Н. И. Язычество было экологией природы, христианство стало экологией духа / Вавилонская башня. Новое религиозное сознание в современном мире. М., 1997.
[3] Акиньшин В. Язычество, как ответ на неэффективность Православных общин // «Русская улица». Электронный ресурс: URL: http://russianstreet.club/валерий-акиньшин-язычество-как-ответ/ (дата обращения 01.05.2016) Яз. рус
[4] Гундаров И. А. В муках рождается цивилизация // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3. — С. 9.
[5] Шнирельман В. «Русское родноверие: язычество и национализм в современной России». М.: Издательство ББИ, 2012. С. 242.
[6] Википедия [Электронный ресурс] : свободная энциклопедия — URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_России (Дата обращения 1.03.2016). последнее изменение страницы: 6:10, 21 августа 2011 года. Яз. Рус.
[7] Ермолин А. Патриарх: неоязычество — опасное явление в России // ПРОТОИНФО. — Электронный ресурс — режим доступа URL: http://protoinfo.ru/patriarh-neoyazyichestvo-opasnoeyavlenie/ (дата обращения: 12.03.2016). Яз. Рус.
[8] Шнирельман В. «Русское родноверие: язычество и национализм в современной России». С. 253.
Источники и литература
1. Акиньшин В. Язычество, как ответ на неэффективность Православных общин // «Русская улица». Электронный ресурс: URL: http://russianstreet.club/ валерий-акиньшин-язычество-как-ответ/ (дата обращения 01.05.2016) Яз. рус.
2. Википедия [Электронный ресурс] : свободная энциклопедия — URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_России (Дата обращения 1.03.2016). последнее изменение страницы: 6:10, 21 августа 2011 года. Яз. Рус.
3. Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества. Автореферат диссертации … канд. философских наук. СПб., 2000.
4. Гундаров И. А. В муках рождается цивилизация // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3.
5. Ермолин А. Патриарх: неоязычество — опасное явление в России // ПРОТОИНФО. — Электронный ресурс — режим доступа URL: http://protoinfo.ru/patriarhneoyazyichestvo-opasnoe-yavlenie/ (дата обращения: 12.03.2016). Яз. рус.
6. Толстой Н. И. Язычество было экологией природы, христианство стало экологией духа / Вавилонская башня. Новое религиозное сознание в современном мире. М., 1997.
7. Шнирельман В. Русское родноверие: язычество и национализм в современной России М.: Издательство ББИ, 2012. — 564 с.