Епископ Петергофский Серафим. Бог судит о человеке по его деятельной вере

Епископ Петергофский Серафим. Бог судит о человеке по его вере

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день – неделя 17-я по Пятидесятнице и, одновременно, неделя перед праздником Воздвижения Креста Господня. В этой связи Святая Церковь предлагает нам два евангельских чтениях, первое из которых – представляет собой фрагмент второй части беседы Господа Иисуса Христа с Никодимом (Ин. 3:13-17), в которой раскрывается понятие о Мессии и совершенной Им искупительной жертве за грехи всего мира, а также говорится о необходимости веры в Него, как в Сына Божия.

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:13-15). Здесь Христос свидетельствует о Своем вечном Божественном существе и человеческом воплощении: никто из людей не восходил в небесные селения, кроме Сына Божия, Который по Своей Божественной природе всегда там пребывал и пребывает, но вместе с тем принимает на Себя человеческое естество, чтобы и всем людям открыть путь к небу. Господь раскрывает тайну спасения человеческого рода через Свою смерть и последующее воскресение, используя сравнение Себя с медным змеем, которого некогда Моисей вознес на древо в пустыне. Пророк сделал это для того, чтобы каждый еврей, пострадавший от змеиного жала, взирал на изображение этого змея с верой в Бога и надеждой на исцеление. Спаситель также восходит на древо крестное, чтобы спасти от смерти верующих в Него людей. В медном змее мы видим прообраз Мессии, однако, в известной степени ограниченный. Если там, в пустыне, обращение взора к изображению змея исцеляло и спасало от гибели только еврейский народ, то теперь Сын Божий приходит для того, чтобы спасти всех без исключения людей, но при одном условии – искренней и сердечной вере в Него. Кроме того, взирание на медного змея спасало лишь от временной смерти и только в той конкретной ситуации, тогда как Господь избавляет нас от вечной гибели и дарует вечную жизнь.

Причина, по которой Христос совершает искупительный подвиг: идет на вольные страдания, восходит на Крест, умирает и затем воскресает – безграничная любовь Бога к человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17). В самом начале Бог призывает к бытию мир и человека исключительно по Своей всеблагой воле, которой движет Его любовь. Теперь же, по той самой причине Всещедрый Создатель посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он избавил мир и человека от греха и его последствий. Говоря о чрезвычайной Божественной любви, лежащей в основе спасения человека, Господь выразительно указывает, что цель Его пришествия носит исключительно сотериологический характер: спасение мира, а не суд над ним. Иудеи ожидали увидеть в лице Мессии сильного царя и грозного судию, который устроит их благополучную земную жизнь, возвысит их и покарает языческие народы. Но Христос приходит для того, чтобы спасти весь мир, в котором от грехов одинаково погибают и иудеи, и язычники. Его первое пришествие посвящено избавлению и дарованию человеку возможности вхождения в вечное блаженство, в то время как второе – будет связано с совершением суда над всей вселенной. При этом участь людей будет решаться в соответствии с единственным критерием – верой в Сына Божия, которая должна найти деятельное выражение во время земной жизни.

Какой же должна быть наша вера в Бога? Абсолютной, живой и безграничной – то есть такой, какой является Божественная любовь к человеку! На милосердие Господа и Его снисхождение к нам, мы должны ответить Ему верностью и твердым упованием.

Пример искренней веры и сердечной мольбы, встречающей ответ Благого Бога, дает нам второе евангельское чтение сегодняшнего дня, повествующее об исцелении бесноватой дочери хананейской женщины (Мф. 15:21-28).

Сирофиникийцы, называвшие себя хананеями – языческий народ, не имевший веры в Единого Истинного Бога. Отношение правоверных иудеев к язычникам, как известно, было крайне негативным и презрительным. В то же время и языческие народы относились к иудеям без какого-либо пиетета. И вот, как бы переступая через все противоречия, ко Христу приходит некая хананеянка и кричит: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15:21). Это был крик души. И несмотря на свою языческую принадлежность, характеризующуюся духовным и нравственным упадком, эта женщина узрела в Иисусе Господа, способного помочь ей. Она с верой просит Спасителя помиловать ее, потому что для любящей матери страдания дочери сопоставимы с собственными муками. Но Христос молчит, не отвечает ни слова, что вынуждает учеников, видевших неудобство в эмоциональных просьбах этой женщины, обратиться к Нему: «отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф. 15:23). Тогда Господь Иисус говорит, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15: 24). Эти, с одной стороны, совершенно справедливые слова могли, тем не менее, прозвучать для женщины жестоко и даже подорвать зародившуюся в ней веру.

Однако она с еще большей надеждой кланяется Христу, как Богу и восклицает: «Господи! Помоги мне» (Мф. 15:25). Но вместо утешения, женщина слышит в ответ более горькие слова, которые, как тогда, так и теперь, многими малодушными и горделивыми людьми были бы восприняты в качестве оскорбления и унижения: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26). Для израильтян, «детей Авраама» и «сынов Царства», язычники, по причине их идолопоклонства и нечестивой жизни, сопоставимы с псами; не должно забирать хлеб Божественной благости у первых и отдавать его вторым. Но даже после этого вера хананеянки непоколебима: ее не смущает и не обижает сказанное Господом, она дальше проявляет глубину веры, смирения и упования. Ответ женщины поражает своей кротостью и уверенностью в любви Бога ко всем людям, даже грешным и падшим: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Хананеянка не возражает Христу, не вступает с Ним в спор, напротив, она смиренно соглашается с Его словами, но выражает при этом веру в Милосердного Бога, Который проявляет заботу не только о тех, кто достоин, но даже и о тех, кто из-за своих грехов этого не заслуживает.

Завершение данной истории показывает нам, для чего Господь Иисус Христос медлил с исполнением просьбы хананеянки, зачем говорил ей все эти слова, словно проводя через определенное испытание. Спаситель открывает для всех высокую степень и нерушимость ее веры: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15:27). И в этот самый момент, как указывает евангелист Матфей, ее дочь исцелилась (Мф. 15:28).

Незыблемая и искренняя вера является условием усвоения нами плодов искупительной жертвы, принесенной Господом Иисусом. Подлинно верующему человеку должны быть свойственны духовная твердость и усердная молитва, каковые явила женщина-хананеянка. Между тем, как часто именно этого нам не хватает: вместо крепости духа и сердечности веры мы проявляем склонность к духовной слабости и малодушию; малейшее жизненное испытание или скорбь создают ложное впечатление, что Бог о нас забыл и оставил. Отсутствие скорого ответа на ту или иную просьбу сеет в душе маловерного человека сомнение в Божественном Промысле: а, может, Бог трансцендентен нашему миру и вовсе не имеет о нас никакого попечения? Пример хананеянки показывает, что Господу небезразличен каждый, даже самый грешный человек, Он слышит всех без исключения людей, но только в том случае, если мы всецело верим в Него и на Него уповаем. Никакие сомнения и искушения не должны подрывать нашей веры в Бога и силы молитвы. Святитель Иоанн Златоуст призывает никогда не оставлять молитвенного общения с Господом, даже если Он очень долго не дает нам того, о чем мы просим: «Не переставай просить пока не получишь; конец молитвы – получение просимого».

В современных условиях безверия и секулярного образа жизни наши души, как некогда дочь женщины-хананеянки, особенно подвержены воздействию злой бесовской силы. Враг рода человеческого предлагает нам множество соблазнов, стремясь свернуть нас с христианского пути жизни. Многие феномены, наблюдаемые сегодня в сфере общественно-гуманитарных отношений, нацелены на то, чтобы человек XXI века, особенно молодой, искал не Истинного Бога, а создавал себе ложного идола, стремился не к совершенной духовной жизни, а к греховной «языческой» модели мысли и поведения. Размышляя над искупительным подвигом, который совершил Сын Божий ради нашего спасения, будем стараться всегда помнить о Его неизреченной Божественной любви к нам и избегать легких и широких путей, устланных грехом и неправдой. Счастье человека – в Боге, путь к Нему – это вся наша земная жизнь, которую надлежит проводить честно и праведно, в соответствии с Его спасительным Словом. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 23 сентября 2018 года


Опубликовано 24.09.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter