Крест, как религиозный символ, известен человеку еще из Ветхого Завета. Моисей посохом начертил крест на воде Красного моря, и оно расступилось. В пустыне пророк повесил на него медного змея, чтобы каждый верующий в Бога получил исцеление. Но тогда люди не понимали истинного значения символа. Оно открывается в Новом Завете – на Кресте принимает смерть Богочеловек. На нем Иисус Христос искупляет весь человеческий род от греха. Так Спаситель восстанавливает возможность людей к обожению и сохраняет целесообразность существования творения. Именно поэтому Крест – хранитель вселенной.
«Взирая на Крест Господень, христианин вспоминает и о своем жизненном кресте. Особый крест у будущих священников. Каждый, кто вступает на путь пастырского служения, должен отдавать себе отчет в том, что отныне его собственное “я”, его личные устремления и желания успеха или карьерного роста должны отойти на второй план. На первом месте должен быть Спаситель и Его Честной Крест. Каждый день священнослужитель должен подражать доброму Пастыреначальнику Христу. Он должен быть первым среди тех, кто совершает богослужения. Священник всегда первым должен являть пример любви, милосердия и добродетельной жизни. Первым являть образ покаяния».
В день праздника ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После чтения Евангелия епископ Серафим обратился молящимся с проповедью, в которой обратил особое внимание на несение жизненного креста каждым христианином:
«Каждому из нас необходимо последовать за Господом и пронести свой собственный крест, добровольно отказаться от греха и выбрать Бога. Любовь к Богу проявляется в нашем отношении к ближним, которых надо научиться слышать и понимать, а затем оказывать им помощь. На этом пути Господь посылает нам скорби, чтобы мы совершенствовались, закалялись и, одновременно, культивировали в себе эмпатию – способность сострадать другому человеку и ставить себя на его место. В противном случае человек имеет опасность превратиться в жестокий и эгоистичный организм потребления».
Во время сугубой ектении диакон возгласил особые прошения о сохранении единства Православной Церкви, после чего ректор прочитал молитву о мире на Украине.
Справка:
Накануне праздника в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Серафим совершил всенощное бдение с Чином воздвижения Креста.За Литургией епископу Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), первый проректор Ставропольской духовной семинарии протоиерей Павел Самойленко, ректор Костромской духовной семинарии иерей Георгий Андрианов, иеромонах Геннадий (Поляков), священник Андрей Парафенюк, иеромонах Варфоломей (Магницкий), секретарь Ученого совета иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Лука (Пронских) и Онуфрий (Сонькин), священник Климент Нехамаийа; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиакон Иоанн (Галумов), диакон Михаил Розвадовский, иеродиакон Филарет (Гащук), диакон Борис Кашков, иеродиакон Паисий (Джеркович).За богослужениями пели три хора Духовной Академии.
Пресс-служба СПбДА