Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее евангельское чтение Недели 21-й, повествующее о воскресении сына наинской вдовы, ярко свидетельствует о сострадательности Всеблагого Бога и Его промыслительной заботе о каждом человеке. Подойдя к воротам галилейского города Наина, расположенного неподалеку от Назарета, Господь Иисус Христос встретил погребальную процессию: «тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города» (Лк. 7:12).
Смерть родного или близкого человека, родственника или приятеля – это всегда большое горе, которое сопровождается печалью и глубокими переживаниями. Но если уход из жизни взрослых и, тем более, пожилых людей, несмотря на всю тягость, переносится достаточно стойко, то смерть детей чаще всего воспринимается как невосполнимая потеря. Для женщины из Наина это в прямом смысле было именно так, ведь, как указывает евангелист Лука, умерший юноша был ее единственным сыном, а сама она являлась вдовой.
В древности жизнь женщины неразрывно связывалась с мужчиной: в детстве и юности она находилась под опекой и покровительством отца, после замужества ее защитой становился муж, а в старости забота о ней ложилась на детей, главным образом, сыновей. Можно представить, какая тяжелая судьба ожидала эту женщину: потеря мужа, а теперь и смерть единственного сына, по сути, обрекали ее на бедственное положение. Престарелая вдова без детей лишалась не только моральной опоры, но и материального обеспечения и, как бы сегодня сказали, входила в группу социально незащищенных людей. Горечь постигшей утраты и дальнейшую обреченность наинской вдовы прекрасно понимали жители данного города, а потому многие из них шли вместе с ней в похоронном шествии, выражая свое сочувствие и соболезнование.
Неизвестно, о чем в сей страшный момент думала эта женщина, была ли в ее душе какая-то надежда, или же отчаяние и безысходность всецело овладели ею. Однако очевидно, что Всеведящий Господь узрел боль вдовы и, возможно, ее сердечную мольбу, ведомую только Ему. Евангелист прямо говорит, что Христос «сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк. 7:13). Страдание человека всегда встречает сопереживание Бога, Который непременно дает утешение. Порой очень важно молиться Господу без выражения каких-либо конкретных просьб: необходимо духом, умом и чувствованием изливать Ему свое состояние, отдавая решение проблемы в Его Божественные руки. Быть может, таким образом и поступила наинская вдова. Спаситель останавливает несших усопшего и говорит: «Юноша! Тебе говорю, встань!» (Лк. 7:14), после чего «мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лк. 7:15).
Когда мы сталкиваемся со скорбями и жизненными потерями, либо видим, как подобное происходит у других людей, то чаще всего задаемся вопросом о реальности Божественного Промысла – действительно ли он существует, а также спрашиваем, почему Бог не ограждает человека от всех
бед, если Его сущность – это безграничная любовь? Ожидая от Бога многого и порой требуя от Него почти всего, мы между тем забываем спросить самих себя, а что мы со своей стороны делаем для Него, насколько безусловна наша вера? Верны ли мы Господу всегда – и в радостях, и в скорбях, или же наша вера декларируется только тогда, когда нам это выгодно и не связано с прохождением испытаний, обнаруживающих нашу подлинную суть?
Современный человек дерзко заявляет Богу о своих правах, но при этом нередко совершенно не желает говорить о своих обязанностях. По аналогии с обычной жизнью, люди стремятся максимально освободить себя от обязательств в духовной сфере: грех интерпретируется, как нечто нормальное и допустимое, не влекущее за собой ответственности. Отсутствие духовной требовательности к самому себе приводит к внутренней дезориентации, семейным проблемам, разрушению дружбы, конфликтам в профессиональной сфере, деформации социальных отношений. В результате вычеркивания Бога из личного, общественного и государственного пространства человек получает скорби и проблемы, источником которых он сам и является. Никто не вправе ожидать благ от Бога, если своими прямыми или косвенными греховными действиями отказывается от Него.
Евангелие ясно показывает, что Бог всегда сострадает человеку: видя наши трудности, Он переживает их вместе с нами и оказывает поддержку; замечая наши неправедные поступки, Он тревожится о нашем спасении и протягивает Свою десницу, чтобы вытащить нас из греховной пропасти. Непременным условием действия Божественной заботы о нас является крепкая вера и сердце сокрушенное и смиренное, которое, по слову Псалмопевца Давида, Бог не оставит в пренебрежении (Пс. 50:19).
Бог никогда нас не покидает, Он всегда пребывает рядом даже, когда нам кажется, что уже все потеряно, и мы находимся на самом дне духовного и житейского кризиса. Иногда Господь попускает человеку прийти к некоему тупику, почувствовать полное бессилие. Это нужно для того, чтобы каждый из нас внимательно проанализировал свою жизнь, отошел от греха, совладал со своими слабостями и осознал, что без единения с Творцом наше благополучное бытие невозможно. Чем больнее переживаемый нами удар, тем обильнее затем будет даруемая Господом благодать. Главное – не терять веру в Бога и Его Промысл. Любое сегодняшнее горе завтра Господь может обратить в радость, если наше упование на Него твердо и несомненно. Аминь.
Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за ночной Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 21 октября 2018 года.