Архиепископ Амвросий. Личное евангелие нашей жизни

Сегодня праздник Вербного воскресения. И этот день всегда являет нам очень сильный контраст, потому что вечером мы уже вступим в тот период, в котором не раз после возгласа «Осанна!», будут звучать слова «Распни, распни, Его!»

Всякий раз эти события поставляют нас перед Богом, Который спрашивает: «А с кем ты?» С теми, кто провозглашают «Осанна!» или с теми, кто в озлоблении кричит: «Распни Его!» Сегодняшний день – это проверка нашей совести. Всякий христианский праздник — это не просто ликование, это не взыграние эмоций, это всегда размышление о том, какое место я занимаю в этой жизни по отношению к Богу, к людям, к самому себе, к своим ближним.

Часто говорят о том, что те же самые люди, кто кричали “осанна”, затем возглашали ”распни, Его”. Не все согласны с таким утверждением. Есть мнение, что лишь ученики и последователи Господа, а также сочувствующие Ему, возглашали: “Осанна! Благословен грядый во имя Господне!”, когда Христос входил в Иерусалим. А также пришедшие на праздник гости, которые пришли из других городов и селений. А та толпа, которая через несколько дней кричала: Распни, распни, Его”, – состояла в основном из столичных жителей. Однако и не требуя распятия, многие, кто приветствовал Христа и даже самые близкие ученики, оставили Господа. Об этом нам говорит Священное Писание. И важно понимать, что Евангелие оживает не только в человеческой памяти. И его написание не кончается. Ведь каждый из христиан призван Богом для того, чтобы написать свое личное евангелие. Его страницы будут при последнем нашем издыхании свидетельствовать о том, что было содержанием жизни каждого из нас.

«Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс 8:3). Тогда многие из детей постилали ветви и одежды под ноги Спасителя. Мы знаем, какое трепетное отношение у Христа было к детям. Бывало, что взрослые не пускали к Нему детей, полагая, что эти неразумные, еще маленькие существа ничего не понимают и для них общение с Господом ничего не значит. Взрослые думали, что дети могут лишь помешать серьезному общению с Мессией. В один из таких случаев Христос сказал поразительные слова: «Не мешайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк 18:16). Но страницы евангелия XXI века в последние дни испещрены событиями с совершенно иным содержанием. Это и задыхающиеся от свалок дети в Волоколамске, это и погибшие в огненной стихии дети в Кемерове.

И сейчас мы уже направляем свой взор в Страстную седмицу. В последние дни, перед Распятием, мы будем читать Евангелие о том, какие борения по Своему человеческому естеству переживал в Гефсиманском саду Богочеловек Иисус Христос. И в этом Гефсиманском саду звучали слова, которые все мы знаем: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39).

Дети, попавшие в огонь, в Кемерове, тоже оказались в Гефсимании. И последние из их сообщений родным были похожи на гефсиманскую молитву Христа. Из них мы видим, что их детские сердца не были еще знакомы с той местью, злобой, мщением, негодованием, которыми часто наполнены сердца взрослых людей. Они писали о том, что скорее всего больше не увидят своих близких: «Кажется, мы погибаем. Кажется, мы умираем. Но знайте, что мы вас любили и любим». И на фоне всего этого какими ужасными предстают комментарии некоторых людей. Даже священнослужителей, которые вдруг определяют некий суд о погибших детях и выставляют им в вину то, что кто-то из них не нашел дорогу к Богу, что кто-то из них не был в этот день в храме. Вину в том, что дети в этот день пошли посмотреть мультфильм, порадоваться жизни, которую всем нам подарил Господь. И в этих кошмарных свидетельствах, которые унижают Церковь и порочат имя христиан, мы видим вопрос к самим себе: «С кем мы будем?». С теми, кто сочувствует, с теми, кто молится, сострадает, а в конечном итоге со Христом, Который Сам в этих страшных залах, наполненных дымом и огнем, вновь был в своей Гефсимании с этими детьми, о которых Он прежде сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко мне». Или с теми, кто вновь в XXI веке, пусть не прямым текстом, но по смыслу, кричит тоже самое: «Распни, распни Его!». Люди тогда произносили эти ужасные слова, считая, что Он, заслужил Распятия, и сейчас, говорят, что это трагическое событие с гибелью детей якобы специально должно послужить было для кого-то уроком… Мы должны оставить риторику нелюбви, мы не должны зависеть от тех форм, с которыми сталкиваемся сегодня. Эти формы заполняются бюрократией, циркулярами, отчетами, контрольными цифрами – всем тем, что делает настоящую жизнь искусственной, осуществляет подмену подлинной жизни смертью. Именно в 90-е годы, когда стал падать уровень образования, очень многие люди получили в наследство слова-паразиты. И среди этих словосочетаний очень часто употребляется связка «как бы»: как бы то, как бы это, как бы сделал, как бы жизнь, как бы смерть. И это «как бы» всегда осуществляет в нашей жизни подмену. Оно дает образ обмана, который поджидает нас на каждом шагу. В это Вербное воскресение мы стоим перед вопросом собственной совести: «С кем же мы?». С теми, кто в радости возглашает Господу «Осанна», и с кем Господь готов идти на страдания, которые Он совершил ради нашего спасения, и на которые Он выходит уже в нынешний вечер наступающей Страстной седмицы? Или же мы с теми, кто потом будет кричать: «Распни Его!» – убив свою совесть и удовлетворившись мнимой праведностью и кажущейся правильной формой, за которыми стоят искусственность, а значит – неправда и ложь, отцом которой является диавол. Пусть наш ответ на этот вопрос всегда будет честным. Ведь нас вопрошает о нём никто иной, как Сам Господь наш и Спаситель. Аминь.

Проповедь архиепископа Петергофского Амвросия, произнесённая 1 апреля 2018 года в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией в Неделю Ваий.


Опубликовано 01.04.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter