Роман Катаев. Святитель Феофан Затворник – ректор Санкт-Петербургской духовной академии

23 января – день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского, бывшего преподавателем и ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии. По свидетельству современников о. Феофан был «руководителем и отцом академических студентов и обращался с ними, как отец со своими детьми». При его ректорстве академию окончили И.Осинин, заслуженный профессор СПбДА; И.Нильский, расколовед, профессор СПбДА; И.Е.Троицкий, знаменитый церковный ученый, профессор СПбДА; митрофорный протоиерей А. Парвов, канонист, профессор СПбДА, председатель Учебного комитета; протоиерей Н. Верховский, духовный писатель; учился епископ Енисейский и Красноярский Акакий (Заклинский).

Святитель Феофан Затворник – ректор Санкт-Петербургской духовной академии

13 июня 1857 года на место знаменитого богослова и церковного историка, будущего митрополита Московского и Коломенского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Винницкого Макария (Булгакова) был назначен настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Феофан (Говоров).

***

Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Выпускник Ливенского духовного училища, Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он был определен в 1841 году, по окончании академии, профессором Новгородской семинарии, а 1844 году переведен Санкт-Петербургскую академию бакалавром нравственного и пастырского богословия. По своей «религиозной склонности», как отмечает профессор И. Чистович, он в 1847 году отправляется в Иерусалим в Русскую Духовную Миссию. После прекращения действия миссии в 1855 году возвращается в академию бакалавром церковного законоведения, но опять ненадолго: через полгода его переводят ректором Петрозаводской духовной семинарии, а 21 мая 1856 года он назначается настоятелем посольской церкви в Константинополе.

В новой должности ректора столичной академии архимандрит Феофан проявил себя человеком высоких духовных качеств. При ректоре Феофане студенты вздохнули после тяжелого режима ректора Макария – отметил составитель биографического словаря студентов академии А. Родосский.

О. Феофан был определен профессором по кафедре догматического богословия, но вскоре он отказался от преподавания.

В 1858 году при академии официально возобновлена деятельность по переводу Священного Писания на русский язык. Председателем Комитета по переводу стал ректор архимандрит Феофан. В это же время был создан Комитет под председательством отца Феофана по изданию при академии трудов византийских историков.

Архимандрит Феофан являлся редактором академического журнала «Христианское чтение».

С 1859 года возникла полезная практика своекоштных студентов, то есть студентов, не поступивших на казенное содержание и живших в академии или на квартирах за свой счет.

Знаменательным событием времени ректорства святителя Феофана было 50-летие академии, отмечавшееся 17 февраля 1859 года. В честь этого события состоялось торжественное празднование. В академию прибыли многие выпускники и бывшие наставники, гости, среди них митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Постников), архиепископ Казанский Афанасий (Соколов), знаменитый историк церкви, богослов, патролог и библеист архиепископ Харьковский (впоследствии Черниговский и Нежинский) Филарет (Гумилевский), протопресвитер В. Бажанов, протопресвитер В. Кутневич, знаменитый переводчик Священного Писания протоиерей Г. Павский, протоиерей И. Рождественский и другие.

На празднование юбилея был приглашен митрополит Московский Филарет (Дроздов), но он не смог прибыть по состоянию здоровья и отправил свое послание, в котором, в частности, писал: «Приветствую академию, совершившую полвека под покровом державной и священной власти, принесшую добрые плоды церкви и отечеству. Господь да продлит лета ее в благодати и мире, да умножатся плоды ее – плоды любви к истине, яже по благочестию, к премудрости не мира сего, но Божией, к учению не только знания, но наипаче к учению жизни, наконец плоды ревности подвизаться за православие и служить спасению душ». В дар академическому храму им была передана икона Божией Матери.

На юбилее присутствовали знатные светские лица: принц Петр Ольденбургский, министр народного просвещения Е. Ковалевский, обер-прокурор Синода граф А.Толстой, киевский генерал-губернатор князь И. Васильчиков, ректор Санкт-Петербургского университета П. Плетнев, президент Медико-хирургической академии П. Дубовицкий и другие.

В честь юбилея за «отлично-ревностную и полезную службу» ректор был награжден знаком ордена Святого Владимира 3-й степени.

В память о 50-летии был создан «вечный» капитал из пожертвований разных лиц для награждений за лучшие студенческие сочинения, богословские труды и в пополнение студенческой библиотеке. В 1858-1859 годы библиотека академии пополнилась двумя богатейшими коллекциями рукописей – из Новгородского Софийского собора и Кирилло-Белозерского монастыря.

Все же административные заботы тяготили святителя, искавшего созерцательной жизни.

В сентябре 1858 года в академии произошел неприятный случай – инспектор архимандрит Викторин (Любимов), раздраженный напечатанной в журнале «Современник» насмешливой рецензией студента А.В. Стефановского на его книгу «Истинный друг духовного юноши», как сообщает историк, «дозволил себе в обращении со студентами на ты и другие резкости». 55 студентов младшего курса написали жалобу и подали ее ректору. Вопрос был решен увольнением инспектора и отчислением шести главных виновников.

В октябре 1858 года среди студентов снова произошло «неблагоприятное движение». Стремление молодых людей, а тем более студентов духовных школ, нести благо вполне естественно имело выражение в социальной сфере. Но это желание оказывать помощь обездоленным, страдавшим от различных тягот и бед попадало, зачастую, в сети социалистических учений. Подобные умозрения широко распространялись в печатной литературе и глубоко тревожили людей, прозревавших вред подобных заблуждений. В 1857 году святитель Филарет, митрополит Московский писал в письме обер-прокурору Синода графу А.П. Толстому: «Смущают нас не раз вестями то о журнале, то о книге, в которых будет укоризненно и насмешливо изображаемо духовенство…Вид литературы в настоящее время предлагает проницательному начальству вопрос: нет ли соумышления, которое старается все уважаемое в обществе привести в презрение и поколебать убеждения веры и нравственности». В эти же годы Ф. Достоевский, тоже некогда подпавший влиянию «вольнодумцев» кружка Петрашевского, возвращается с каторги, и вскоре создает свои произведения, обличающие утопии безбожного существования человеческого общества.

Сам святитель Феофан прекрасно видел пагубу времени и всячески старался противостоять ей в своих проповедях, речах и беседах со студентами. Проповеди архимандрита Феофана «снискали ему славу лучшего в то время проповедника и очень умного богослова, так как они отвечали на запросы того времени и удовлетворяли религиозным запросам того времени», — вспоминает очевидец. Для борьбы с ложными учениями среди студентов он пригласил в академию знаменитого миссионера, просветителя, прекрасного проповедника, выпускника Петербургской академии и ее бывшего ректора, митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), который прибыл в академическую церковь в один из воскресных дней для увещевательной беседы.

9 мая 1859 года архимандрит Феофан был перемещен на епархиальную кафедру в Тамбов, а 1 июня того же года посвящен во епископа.

С 17 июня 1866 года святитель находился на покое в Шацкой Вышенской пустыне Тамбовской епархии.

Почил епископ Феофан 6 января (по ст. ст.) 1894 года, в день Богоявления Господня, в праздник, особо почитаемый святителем, имя которого и означает – Богоявление. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Канонизирован в 1988 году.


Опубликовано 22.01.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter