(13 июня 1857 года — 9 мая 1859 года) ректор Санкт-Петербургской духовной академии
Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Выпускник Ливенского духовного училища, Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он был определен в 1841 году, по окончании академии, профессором Новгородской семинарии, а 1844 году переведен Санкт-Петербургскую академию бакалавром нравственного и пастырского богословия. По своей «религиозной склонности», как отмечает профессор И. Чистович, он в 1847 году отправляется в Иерусалим в Русскую Духовную Миссию. После прекращения действия миссии в 1855 году возвращается в академию бакалавром церковного законоведения, но опять ненадолго: через полгода его переводят ректором Петрозаводской духовной семинарии, а 21 мая 1856 года он назначается настоятелем посольской церкви в Константинополе. В новой должности ректора столичной академии архимандрит Феофан проявил себя человеком высоких духовных качеств. При ректоре Феофане студенты вздохнули после тяжелого режима ректора Макария – отметил составитель биографического словаря студентов академии А.Родосский. о.Феофан был определен профессором по кафедре догматического богословия, но вскоре он отказался от преподавания. В 1858 году при академии официально возобновлена деятельность по переводу Священного Писания на русский язык. Председателем Комитета по переводу стал ректор архимандрит Феофан. В это же время был создан Комитет под председательством отца Феофана по изданию при академии трудов византийских историков. Архимандрит Феофан являлся редактором академического журнала «Христианское чтение». С 1859 года возникла полезная практика своекоштных студентов, то есть студентов, не поступивших на казенное содержание и живших в академии или на квартирах за свой счет. Знаменательным событием времени ректорства святителя Феофана было 50-летие академии, отмечавшееся 17 февраля 1859 года. В честь этого события состоялось торжественное празднование. В академию прибыли многие выпускники и бывшие наставники, гости, среди них митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Постников), архиепископ Казанский Афанасий (Соколов), знаменитый историк церкви, богослов, патролог и библеист архиепископ Харьковский (впоследствии Черниговский и Нежинский) Филарет (Гумилевский), протопресвитер В.Бажанов, протопресвитер В.Кутневич, знаменитый переводчик Священного Писания протоиерей Г.Павский, протоиерей И.Рождественский и другие. На празднование юбилея был приглашен митрополит Московский Филарет (Дроздов), но он не смог прибыть по состоянию здоровья и отправил свое послание, в котором, в частности, писал: «Приветствую академию, совершившую полвека под покровом державной и священной власти, принесшую добрые плоды церкви и отечеству. Господь да продлит лета ее в благодати и мире, да умножатся плоды ее – плоды любви к истине, яже по благочестию, к премудрости не мира сего, но Божией, к учению не только знания, но наипаче к учению жизни, наконец плоды ревности подвизаться за православие и служить спасению душ». В дар академическому храму им была передана икона Божией Матери. На юбилее присутствовали знатные светские лица: принц Петр Ольденбургский, министр народного просвещения Е.Ковалевский, обер-прокурор Синода граф А.Толстой, киевский генерал-губернатор князь И.Васильчиков, ректор Санкт-Петербургского университета П.Плетнев, президент Медико-хирургической академии П.Дубовицкий и другие. В честь юбилея за «отлично-ревностную и полезную службу» ректор был награжден знаком ордена Святого Владимира 3-й степени. В память о 50-летии был создан «вечный» капитал из пожертвований разных лиц для награждений за лучшие студенческие сочинения, богословские труды и в пополнение студенческой библиотеке. В 1858-1859 годы библиотека академии пополнилась двумя богатейшими коллекциями рукописей – из Новгородского Софийского собора и Кирилло-Белозерского монастыря. Все же административные заботы тяготили святителя, искавшего созерцательной жизни. В сентябре 1858 года в академии произошел неприятный случай – инспектор архимандрит Викторин (Любимов), раздраженный напечатанной в журнале «Современник» насмешливой рецензией студента А.В. Стефановского на его книгу «Истинный друг духовного юноши», как сообщает историк, «дозволил себе в обращении со студентами на ты и другие резкости». 55 студентов младшего курса написали жалобу и подали ее ректору. Вопрос был решен увольнением инспектора и отчислением шести главных виновников. В октябре 1858 года среди студентов снова произошло «неблагоприятное движение». Стремление молодых людей, а тем более студентов духовных школ, нести благо вполне естественно имело выражение в социальной сфере. Но это желание оказывать помощь обездоленным, страдавшим от различных тягот и бед попадало, зачастую, в сети социалистических учений. Подобные умозрения широко распространялись в печатной литературе и глубоко тревожили людей, прозревавших вред подобных заблуждений. В 1857 году святитель Филарет, митрополит Московский писал в письме обер-прокурору Синода графу А. П. Толстому: «Смущают нас не раз вестями то о журнале, то о книге, в которых будет укоризненно и насмешливо изображаемо духовенство…Вид литературы в настоящее время предлагает проницательному начальству вопрос: нет ли соумышления, которое старается все уважаемое в обществе привести в презрение и поколебать убеждения веры и нравственности». В эти же годы Ф. Достоевский, тоже некогда подпавший влиянию «вольнодумцев» кружка Петрашевского, возвращается с каторги, и вскоре создает свои произведения, обличающие утопии безбожного существования человеческого общества. Сам святитель Феофан прекрасно видел пагубу времени и всячески старался противостоять ей в своих проповедях, речах и беседах со студентами. Проповеди архимандрита Феофана «снискали ему славу лучшего в то время проповедника и очень умного богослова, так как они отвечали на запросы того времени и удовлетворяли религиозным запросам того времени», — вспоминает очевидец. Для борьбы с ложными учениями среди студентов он пригласил в академию знаменитого миссионера, просветителя, прекрасного проповедника, выпускника Петербургской академии и ее бывшего ректора,митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), который прибыл в академическую церковь в один из воскресных дней для увещевательной беседы. По свидетельству современников о.Феофан был «руководителем и отцом академических студентов и обращался с ними, как отец со своими детьми». При его ректорстве академию окончили И.Осинин, заслуженный профессор СПбДА; И.Нильский, расколовед, профессор СПбДА; И.Е.Троицкий, знаменитый церковный ученый, профессор СПбДА; митрофорный протоиерей А.Парвов, канонист, профессор СПбДА, председатель Учебного комитета; протоиерей Н. Верховский, духовный писатель; учился епископ Енисейский и Красноярский Акакий (Заклинский). 9 мая 1859 года архимандрит Феофан был перемещен на епархиальную кафедру в Тамбов, а 1 июня того же года посвящен во епископа. С 17 июня 1866 года святитель находился на покое в Шацкой Вышенской пустыне Тамбовской епархии. Почил епископ Феофан 6 января 1894 года (по ст. ст.), в день Богоявления Господня, в праздник, особо почитаемый святителем, имя которого и означает – Богоявление.Литература:
- Георгий (Тертышников), архим. Жизнь и деятельность Святителя Феофана Затворника.
- Родосский А. Биографический словарь студентов первых 28 курсов Санкт-Петербургской Духовной академии. СПб., 1913. С.16-17,37-41.
- Чистович И. Санкт — Петербургская Духовная академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб.,1889. С.4-12.
Материал подготовил: Роман Катаев