Санкт-Петербургская православная духовная академия ведет свою историю с эпохи Петра Великого. Появление новой столицы нарождавшейся империи сопровождалось также созданием новых учебных заведений, призванных сформировать образовательную систему. Планировалось, что она будет состоять из двух частей – духовной и светской. Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе духовной академии, стала Славенская школа, основанная в год окончания Северной войны со Швецией в стенах первой петербургской обители.
11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, – учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики… И содержать ту школу из обыкновенных того монастыря доходов». Осенью того же года начались занятия.
Первоначально в школе изучали азбуку, письмо, арифметику, грамматику, слушали толкование Десятословия, молитвы Господней и Евангельских блаженств. В свободное время студенты занимались музыкой и живописью под руководством различных петербургских преподавателей. Несмотря на скудость средств, которыми располагала школа при Александро-Невском монастыре, постепенно уровень образования становился все выше.
В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если Славенская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария имела целью давать будущим служителям Церкви как общее, так и богословское образование. Ее ректором стал советник Святейшего Синода архимандрит Петр (Смелич), родом серб, бывший архимандрит Московского Симонова монастыря. Усилиями преподавателей Григория Кременецкого и Андрея Зертис-Каменского, петербургская семинария была грамотно организована. Прошедшие семинарский курс имели право на лучшие места в епархиях.
Согласно программе Духовного регламента, в 1721 году в Санкт-Петербурге, помимо Александро-Невской Славенской школы, известным церковным деятелем петровского времени архиепископом Псковским Феофаном (Прокоповичем) была открыта вторая школа, сразу же получившая название семинарии. Она располагалась при подворье владыки на набережной реки Карповки. После случившейся в 1736 году смерти архиепископа Феофана семинария поступила в ведение Правительственного кабинета, однако постепенно начала приходить в упадок. Наконец, указом императрицы Анны Иоанновны от 22 марта 1738 года старшие воспитанники этой школы были определены к делам, а остальные (в количестве 21 человека) переведены для дальнейшего обучения в Александро-Невскую славяно-греко-латинскую семинарию.
Позднее некоторые из воспитанников семинарии архиепископа Феофана приобрели известность не только в церковной, но и в научной, и государственной сферах. Так анатом А.П. Протасов и математик С.Н. Котельников стали впоследствии действительными членами Российской Академии наук. Получив пополнение из бывшей школы владыки Феофана, количество учащихся Александро-Невской семинарии в 1740 г. достигло 85.
Помимо устройства средних богословских школ в Санкт-Петербурге предполагалось открыть собственно духовную академию – «Петергартен». На должности преподавателей планировалось приглашать наиболее известных профессоров из западных университетов. Постройка здания началась в 1722 году, но была остановлена из-за нехватки средств. В том же году для академии было предоставлено уже построенное здание – дом умершей царевны Екатерины Алексеевны. В августе 1724 г. Святейший Синод обратился к императору с просьбой выделить деньги на содержание учеников, учителей и прислуги. Однако дело затянулось до смерти Петра Великого, а при его приемниках было совсем прекращено.
По распоряжению начальства или по собственному желанию многие выпускники Славяно-греко-латинской семинарии могли поступить в другие высшие и средние учебные заведения, в частности, в учрежденные в 1724 году указом Петра I гимназию и университет при Академии наук. В их первый набор предполагалось собрать 30 студентов из воспитанников Московской духовной академии, Александро-Невской и Новгородской семинарий. Это являлось ярким свидетельством того, что духовное образование признавалось полноценным и качественным.
Заодно следует отметить, что с Академией наук и университетом связи не прерывались на протяжении всей дореволюционной истории Санкт-Петербургских духовных школ. В разное время ее почетными членами были святитель Филарет (Дроздов), митрополит Макарий (Булгаков), митрополит Антоний (Вадковский), протоиерей Герасим Павский, профессора: В.В. Болотов, И.Е. Евсеев, И.А. Чистович, М.О. Коялович и многие другие выпускники, ректоры и наставники Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1761 году Святейший Синод дал разрешение выпускникам семинарии на обучение заграницей с выплатой им двойного жалования. Они отправлялись в Кембриджский и Оксфордский университеты (Англия), Геттинген (Германия). Воспитанники Александро-Невской семинарии были желанными студентами в медико-хирургических школах, и некоторые из них впоследствии стали крупными специалистами в этой области.
В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. Согласно указу Святейшего Синода от 1788 года в столичную Главную семинарию следовало посылать учиться лучших воспитанников епархиальных семинарий. Тогда же Новгородская семинария была переведена в Александро-Невский монастырь и присоединена к Петербургской. Число воспитанников в Главной семинарии достигло 200.
После окончания Главной семинарии выпускники посылались в качестве преподавателей в свои епархиальные семинарии. Появились новые дисциплины: церковная история, механика, естественная история, а также был открыт класс математики и опытной физики. Лучшие из воспитанников старших классов назначались лекторами в низших классах. Из выпускников семинарии того времени вышло немало известных деятелей, среди которых был знаменитый преобразователь М.М. Сперанский.
В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую Лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. В Высочайшем указе императора Павла от 18 декабря 1797 года было отмечено: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в Санкт-Петербурге при Александро-Невском монастыре, и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным».
В Духовных академиях, кроме общих семинарских курсов, постановили преподавать полную систему философии и богословия, высшее красноречие, физику и языки: латинский, древнееврейский, греческий, немецкий и французский. По поручению митрополита Амвросия (Подобедова) епископом Евгением (Болховитиновым) в 1805 году было составлено «Предначертание» устройства Духовных школ. Оно легло в основу реформы всей системы духовного образования в России. Духовные академии становились не только высшими богословскими учебными заведениями, но и церковно-научными центрами, на которые были возложены также задачи просветительской и издательской деятельности. Наставники академии, помимо своей преподавательской деятельности часто выполняли различного рода особые поручения Синода, рецензируя книги, составляя письменные опровержения сектантских и инославных учений.
Выпускники Духовной академии распределялись наставниками в Духовные семинарии и училища, на церковно-приходское служение, священниками при русских заграничных миссиях и посольствах. Многие продолжали свое обучение в светских учебных заведениях. Лучшие студенты оставались преподавателями академии. На 1808 год в академии числилось 277 студентов.
Довольно много воспитанников Духовной академии по-прежнему поступало в преобразованную императором Павлом Медико-хирургическую академию и учительскую гимназию. Имея ввиду практически полное отсутствие медицинской помощи в крестьянской и мещанской среде, Святейший Синод постановил: «Академические и семинарские воспитанники во время обучения в училищах должны проходить практику, помогая лекарскому ученику, дабы они замечали, какие нужны лекарства для какой болезни, ибо таким образом кроме общей пользы они могут в будущем служить своим прихожанам советом или наставлением и через то снискать особое доверие». В 1802 году, согласно указу императора Александра I, в общий курс семинарского и академического обучения была введена медицина. Из выпускников семинарий, ставших медицинскими светилами того времени, можно отметить В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова и лауреата Нобелевской премии физиолога академика И.П. Павлова.
Развернувшиеся в начале XIX веке в Российской империи государственные реформы потребовали преобразования учебного процесса, в том числе в духовных школах. У истоков их реформы стояли крупнейшие церковные деятели того времени: митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий (Подобедов), архиепископ Калужский Феофилакт (Русанов) и епископ Старорусский Евгений (Болховитинов). В ноябре 1807 г., по указанию императора Александра I, был создан Комитет «о усовершении Духовных училищ», который уже через полгода подготовил общий план реформы и в 1808 году был преобразован в постоянно действующий орган руководства подготовкой духовенства – Комиссию Духовных училищ. По этому плану предполагалось образовать четыре учебных округа (Санкт-Петербургский, Московский, Киевский и Казанский) с соответствующей сетью семинарий и низших приходских и епархиальных училищ, во главе которых находились бы преобразованные духовные академии.
В 1808-1809 годах в значительной степени по инициативе М.М. Сперанского реформа системы духовного образования была проведена. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую Академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую Духовную Академию – первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую Духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское Духовное училище (низшая ступень). Новая Академия стала сложным по структуре учреждением, она являлась не только высшей Духовной школой и учебным центром, но и административным центром для целого учебного округа. В ее задачи входило духовное образование и подготовка к занятию высших духовных должностей, распространение знаний среди духовенства, управление Духовными семинариями и училищами округа, цезура духовных сочинений. Академия находилась в ведении Святейшего Синода и епархиального архиерея.
После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Она пока еще по-прежнему располагалась в Александро-Невской Лавре (вместе с семинарией занимая Феодоровский и Южный корпуса). Первым ректором академии стал архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), первым ректором семинарии – архимандрит Анатолий (Максимович), ректором Александро-Невского училища – иеромонах Филарет (Дроздов), занимавший одновременно пост инспектора в Духовной семинарии. Став ректором академии в 1812 году, архимандрит Филарет, будущий митрополит Московский, положил особенно много трудов к совершенствованию духовного образования. Наша академия во многом является его детищем. Главная заслуга свт. Филарета состоит в том, что он дал школе направление, оказавшееся жизнеспособным в течение всего последующего столетия – ведущим предметом изучения стало Священное Писание. Русскому, а вместе с ним и всему православному богословию возвращалась его библейская основа. Благодаря трудам свт. Филарета начался возврат православного богословия в русло патристической традиции.
Расширение и реформа Духовной академии потребовали построения отдельного здания. 10 июня 1817 года митрополитом Амвросием была произведена закладка академического корпуса. Его построили в 1817-1821 годах на церковные средства на лаврской территории, но вне ее стен, рядом с Феодоровским корпусом.
С 1 марта 1809 года начинается самостоятельная история и Санкт-Петербургской духовной семинарии – среднего духовно-учебного заведения. В 1841 году семинария также переводится за стены Лавры в специально построенное здание. В 1886-1887 годах по центру Семинарского здания со стороны двора была сделана трехэтажная пристройка, куда переместили церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она была освящена в 1888 году.
Первый выпуск реформированной Духовной академии был осуществлен в 1814 году. 12 из 78 выпускников сразу же пополнили профессорско-преподавательскую корпорацию. Среди них были такие известные впоследствии церковные деятели, как митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий (Постников), профессор протоиерей Герасим Павский, профессор протоиерей Иоаким Кочетов и другие.
Постепенно научная деятельность академии заметно активизировалась. В 1821 году начал выходить академический журнал «Христианское чтение», в котором публиковались переводы Священного Писания с древнееврейского и древнегреческого языков на русский язык, богословские, церковно-исторические работы профессоров и преподавателей академии. Знаменитый профессор академии протоиерей Герасим Павский и известный миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) начали грандиозную работу по научному переводу Библии на русский язык. Работа проходила под руководством свт. Филарета (Дроздова). Перевод Библии на русский язык был поручен Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовным академиям. Общую редакцию осуществлял профессор греческого языка Санкт-Петербургской академии Е.И. Ловягин. Рассмотрение текстов производили митрополит Московский Филарет (+1867) и Святейший Синод. Новый Завет вышел в 1863 году. Особенно много потрудились над редакцией перевода члены Синода – митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) и протопресвитер Василий Бажанов. Первая Библия на русском языке (Синодальный перевод) была напечатана в 1877 году.
С 1847 года силами профессоров и студентов Санкт-Петербургской академии был осуществлен перевод творений свт. Иоанна Златоуста, а также сочинений древних церковных историков – Евсевия Памфила, Сократа Схоластика, Созомена, Феодорита, Евагрия, Феодора чтеца и Филосторгия. С 1857 года осуществлялся перевод корпуса византийских исторических произведений. В качестве приложения к журналу «Христианское чтение» в 1895-1906 годах было выполнено второе издание полного собрания сочинений свт. Иоанна Златоуста, в 1907-1908 годах – преп. Феодора Студита. В 1913 году редакция приступила к изданию творений преп. Иоанна Дамаскина, но успела выпустить только один том. В 1874-1878 годах был осуществлен перевод древних литургий.
Особое место в русской богословской науке во второй половине XIX – начале XX века занимала церковно-историческая школа Санкт-Петербургской академии, в первую очередь благодаря трудам И.Е. Троицкого, А.И. Бриллиантова, Н.К. Никольского, П.Н. Жуковича, И.С. Пальмова, И.П. Соколова, Т.В. Барсова, И.И. Соколова, И.А. Скабаллановича и других профессоров. Всемирную славу принесли академии труды историка Древней Церкви В.В. Болотова и исследователя Нового Завета Н.Н. Глубоковского. Можно назвать еще целый ряд дисциплин и имен, с которыми на рубеже веков было связано научно-богословское значение Санкт-Петербургской академии. Это и догматическое богословие (А.Л. Катанский), и патрология (Н.И. Сагарда), и нравственное богословие (А.А. Бронзов), и церковная археология (Н.В. Покровский), и каноническое право (В.Н. Бенешевич).
На ниве созидания и развития отечественного богословия в Санкт-Петербургских духовных школах трудились многие известные не только в России, но и за ее пределами богословы, церковные историки, правоведы, литургисты. Академия активно сотрудничала со светскими учебными заведениями. Профессора академии выступали с лекциями в Академии наук, университетах, участвовали в совместных научных конференциях и комиссиях. Деятельность Библейской комиссии по научному изданию славянской Библии с 1915 по 1921 годы при академии под руководством профессора И.Е. Евсеева, включавшей около 70 русских славистов, принесла большие результаты, имеющие важное значение в развитии отечественного славяноведения.
С 40-х годов XIX столетия академия начинала принимать на учебу представителей других Поместных Православных Церквей: из Болгарии, Греции, Румынии, Сербии и других стран. Среди них – прославленные Сербской Православной Церковью мыслитель и богослов преп. Иустин (Попович) и святитель Николай (Велемирович), будущий Патриарх Сербский Варнава (Росич).
Некоторые ректоры Духовной академии дореволюционного периода были всемирно известными учеными. Прежде всего, следует назвать выдающегося историка Русской Церкви и догматиста епископа Макария (Булгакова), впоследствии митрополита Московского, который возглавлял академию с 1851 по 1857 год. В 1867 году по завещанию митрополита с целью «поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий…» была учреждена российская академическая премия. Не вручавшаяся с 1918 по 1996 год, она была возобновлена в 1995 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II при поддержке правительства Москвы и Российской академии наук. В настоящее время премия памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) – главная в области российской истории и истории Русской Православной Церкви, она остается одной из самых престижных и известных премий России.
Преемником епископа Макария (Булгакова) стал архимандрит Феофан (Говоров), знаменитый впоследствии Вышенский затворник, автор многих аскетических и духовно-нравственных творений. Еще до назначения ректором он читал в Санкт-Петербургской академии лекции по нравственному и пастырскому богословию. Курс нравственного богословия свт. Феофан построил на святоотеческой аскетике. Эти лекции составили основу книги «Путь ко спасению». Кроме того, уже став епископом, свт. Феофан участвовал в переводе Добротолюбия и других творений Святых Отцов, а также написал толкования на послания апостола Павла.
В соответствии с запросами времени духовное образование неоднократно реформировалось. Принятый в 1869 году при митрополите Исидоре (Никольском) и ректоре (1866-1883) протопресвитере Иоанне Янышеве, устав духовных академий предполагал широкий круг преобразований. Прежде всего, в нем был ясно выражен ученый характер высшей богословской школы. Часть предметов являлась общеобязательной, остальные дисциплины преподавались в зависимости от дальнейшей специализации студентов на одном из трех отделений: богословском, церковно-историческом и церковно-практическом. Повышались требования и к профессорско-преподавательскому составу. Для получения магистерской и докторской степеней теперь требовались представление печатной диссертации и ее публичная защита.
Следующий этап в истории духовной академии начался с введения нового Устава 1884 года. Этот устав был разработан при участии обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева и введен в академии при ректоре (1883-1887) епископе Арсении (Брянцеве). Новый устав усилил контроль правящего архиерея, ректора и инспектора над академическими делами, ослабил полномочия Совета и Правления академии. Существовавшие до этого в академиях три отделения были упразднены, поскольку теперь была поставлена цель – давать полное богословское образование. Уровень научной подготовки выпускников начал неуклонно снижаться, а вместе с ним и престижность духовного образования. Введение нового устава впоследствии стало одной из основных причин участия студентов духовных школ в революционном движении.
Однако негативные последствия введения устава 1884 года были некоторое время малоощутимы благодаря деятельности ректора академии в 1887-1892 годах епископа Антония (Вадковского), впоследствии Санкт-Петербургского митрополита. Он стремился к тому, чтобы теоретические занятия студентов не отрывались от деятельного участия в церковном служении, в особенности на миссионерском и духовно-просветительском поприще. Под его покровительством сложился кружок студентов, посвятивших себя религиозно-просветительским беседам в приходах во внебогослужебное время, в тюрьмах и ночлежках, на фабриках и заводах города, молитвенных домах. В настоящее время эту деятельность принято называть диаконией, или социальным служением Церкви.
Своеобразием и новизной отозвались в академии труды ректора (1901-1905) епископа Сергия (Страгородского), который много времени уделял упорядочению учебного процесса. Кроме того, под его председательством проходили в Санкт-Петербурге в 1901-1903 годах знаменитые Религиозно-философские собрания, которые способствовали сближению Церкви с интеллигенцией. Вместе с выдающимися представителями русской творческой интеллигенции «Серебряного века», такими как А.Н. Бенуа, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, В.А. Тернавцев, князь С.М. Волконский, профессора академии – протоиерей С.А. Соллертинский, П.И. Лепорский и А.И. Бриллиантов – дискутировали о проблемах брака, отношения христианства и античной культуры, понимания власти и церковно-государственных отношений.
Среди выпускников Санкт-Петербургской духовной академии был великий молитвенник, замечательный проповедник, пастырь-благотворитель святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (1829-1909). За многие миссионерские труды и высокую праведную жизнь был канонизирован выпускник академии 1860 года апостол Японии свт. Николай (Касаткин) (1836-1912). Санкт-Петербургскую академию закончил и первый после восстановления Патриаршества предстоятель Русской Церкви свт. Тихон (Беллавин).
В годы Первой мировой войны – с сентября 1915 до начала 1918 годов – помещения Александро-Невского Антониевского духовного училища, больницы и южной части здания Духовной академии и 4-й этаж здания Духовной семинарии занимал лазарет Красного Креста № 279 на 150 раненых и больных воинов, но учебные заведения продолжали свою работу. В июне 1918 года члены корпорации и учащиеся академии торжественно встретили приезжавшего в Петроград Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.
Вскоре после Октябрьской революции – осенью 1918 году – прежние духовные школы Северной столицы были закрыты. Попытка спасти академию, объединив ее с Петроградским университетом, потерпела неудачу. Для Русской Православной Церкви наступило время тяжелых испытаний. Многие выпускники Санкт-Петербургской академии приняли мученический венец. Среди наиболее известных священномучеников – митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), протоиереи Иоанн Кочуров, Владимир Лозина-Лозинский и Философ Орнатский.
Несмотря на закрытие Духовной академии, семинарии и всех духовных училищ богословское образование в Северной столице не исчезло. Создание новой духовной школы, целиком находящейся на церковном содержании, с наибольшим успехом была достигнута именно в Петрограде. Инициатором этого начинания стал Иван Павлович Щербов, известный преподаватель духовных школ, увлекавшийся также религиозной философией. В день официального закрытия семинарии – 30 сентября 1918 г. открылось Богословско-пастырское училище для подготовки священно- и церковнослужителей и преподавателей Закона Божия для епархии, которое просуществовало до лета 1928 г. Его ректором до своей кончины в 1925 г. был И.П. Щербов, а затем – архимандрит Гурий (Егоров), впоследствии митрополит Ленинградский и Ладожский.
Академические традиции еще некоторое время продолжали существовать в Петроградском богословском институте, который был создан в 1920 году и прекратил существование в 1923 году ввиду угрозы захвата обновленцами. Его ректором служил настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий), опытный пастырь и педагог, имевший заслуженный авторитет в научных кругах города. В мае 1922 года отец Николай был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен Ревтрибуналом к смертной казни вместе с митрополитом Вениамином и другими заключенными. Сорок дней он отсидел в камере смертников, но приговор был смягчен, и в заключении о. Николай провел полтора года.
Несомненной положительной особенностью новой богословской школы было наличие в ее корпорации профессоров как Духовной академии (А.И. Бриллиантов, протоиерей В.М. Верюжский, Н.Н. Глубоковский, С.М. Зарин, И.А. Карабинов, Н.В. Малицкий, Д.П. Миртов, протоиерей А.В. Петровский, И.П. Соколов), так и Петроградского университета (А.П. Алявдин, С.С. Безобразов – впоследствии епископ Кассиан, Л.П. Карсавин, М.Д. Приселков, М.Н. Соколов, академик Б.А. Тураев).
Позднее, в 1925 году, протоиерей Николай Чуков возглавил открытые тогда Высшие богословские курсы, где также преподавали некоторые профессора и преподаватели дореволюционной академии. Благодаря этим профессорам, сохранилась преемственность традиции духовных школ. Некоторые из бывших питомцев Богословского института сумели завершить на курсах свое образование. Летом 1928 году курсы, как и Богословско-пастырское училище, были закрыты. Это были последние духовные учебные заведения Московского Патриархата, которые смогли легально просуществовать в Северной столице намного дольше, чем в других городах СССР.
Когда в 1918 году Петроградская духовная академия была закрыта, ее здание передали приюту для дефективных детей, в конце 1927 года – северному факультету Восточного института. В период Великой Отечественной войны в этом здании размещался госпиталь для раненых солдат и офицеров, затем долгое время его поочередно занимали Индустриально-педагогический техникум, Институт повышения квалификации работников профтехобразования, Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. Академический храм святых Двенадцати апостолов был переделан в спортзал.
После закрытия Духовной семинарии ее здание в 1918-1920-е годы занимала «Постоянная комиссия по постройке 1-го государственного крематориума в Петрограде» (который с безбожными целями планировалось устроить в Митрополичьем саду) и различные службы Башкирской кавалерийской дивизии. Затем это здание было передано властями средней школе, а в годы Великой Отечественной войны в нем находился госпиталь.
После встречи митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с Иосифом Сталиным 4 сентября 1943 года положение Церкви изменилось в лучшую сторону, и вскоре архиепископ Григорий (Чуков) подготовил доклад «Об организации богословских школ», на основе которого Священный Синод выработал «Положение об академиях и семинариях». В ноябре 1945 года в Ленинграде, в части здания духовной семинарии, были открыты Богословско-пастырские курсы.
Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария создана указом Святейшего Патриарха на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии. Святейший Патриарх Алексий II на торжествах по случаю 285-летия основания и 60-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ так вспоминал эти события: «60 лет прошло с момента возобновления процесса обучения в Духовных школах Северной столицы – тогда еще носивших имя Ленинградских. В 1946 году я не был принят в число учащихся семинарии, так как мне тогда не исполнилось еще 18 лет. Но я присутствовал по приглашению первого ректора протоиерея Иоанна Богоявленского на том историческом акте, когда Духовные школы в Ленинграде посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и когда были официально возобновлены академия и семинария». С 1946 года и по настоящее время Санкт-Петербургские духовные академия и семинария осуществляют свою деятельность в основном в здании бывшей Петроградской духовной семинарии.
При организации обучения была принята модель двухступенчатого духовного образования – среднего (духовная семинария) и высшего (духовная академия). Срок обучения на каждой ступени равнялся 4 годам. Таким образом, полный цикл богословского образования был рассчитан на 8 лет.
Первым ректором Ленинградской духовной академии стал опытный пастырь и видный деятель духовного просвещения протоиерей Иоанн Богоявленский (с 1947 года – епископ Таллиннский и Эстонский Исидор). Среди профессоров академии в первые годы ее существования были два преподавателя дореволюционной академии: протоиерей В.М. Верюжский и А.И. Сагарда, а также ее выпускники: ректор епископ Исидор (Богоявленский), В.В. Четыркин, А. Макаровский, А. Иванов, Г.М. Алексеев, Д.Д. Вознесенский, С.А. Купресов, В.В. Раевский, К.А. Сборовский. Преподавательскую корпорацию составляли 3 профессора, 5 доцентов и 3 преподавателя, в семинарии и академии обучалось 74 человека.
Возрожденные в середине 40-х годов XX века духовные школы в условиях гонений сохранили преемственность традиций духовного образования и решали задачу подготовки пастырей, преподавательских и научно-богословских кадров Церкви. При этом важную роль играл открытый в 1948 году в Ленинградских духовных школах единственный в стране сектор заочного обучения. Среди выпускников Ленинградской академии 1950-х – 1960-х гг. было множество выдающихся архипастырей, в том числе будущие Святейшие Патриархи Алексий II и Кирилл.
Середина 1950-х годов в целом была относительно благоприятным временем для Русской Православной Церкви, и духовное образование в тот период успешно развивалось. Осенью 1956 по сравнению с 1951 годом в стране удвоилось число абитуриентов, сократился отсев из академий и семинарий. К концу 1950-х годов духовные учебные заведения достигли пика развития за послевоенное время. Особенно заметно увеличилось количество учащихся в самых крупных в стране Ленинградских духовных школах – до 748 в 1958 году: 248 на дневном отделении и 500 заочников.
Это вызвало резко негативную реакцию советских властей. После начала в 1958 г. новых антирелигиозных гонений Совет по делам Русской православной церкви пресекал любые попытки увеличить число студентов в семинариях и академиях и расширить их помещения. 17 июля 1959 г. было принято решение о постепенном закрытии единственного в стране заочного сектора Ленинградских духовных школ, правда, его фактическое функционирование в сокращенной форме продолжалось до 1967 г.
В 1961 году в разгар «хрущевских» гонений на Церковь встал вопрос о закрытии Ленинградских духовных школ. Так в отчетно-информационном докладе Ленинградского уполномоченного И.В. Чернова в Совет по делам Русской православной церкви от 24 февраля 1961 г. говорилось «В настоящем отчете считаю так же необходимым поставить вопрос о ликвидации функционирующих в Ленинграде духовных учебных заведений: семинарии и академии… семинария и академия расположены в центре города (Обводный канал, дом № 7). Одно это обстоятельство говорит за то, что не целесообразно иметь рассадники религиозного мракобесия в Ленинграде, городе передовой советской науки и культуры…». Из-за противодействия советских властей в 1961 году в семинарию смогли поступить только 8 человек, хотя было подано 33 прошения о приеме. Поэтому с 1962 года в академии было больше учащихся, чем в семинарии.
Митрополит Никодим (Ротов)
Активные меры с целью не допустить закрытие духовных школ Северной столицы предпринял назначенный в октябре 1963 года на Ленинградскую кафедру митрополит Никодим (Ротов). Будучи председателем ОВЦС, владыка Никодим стал энергично включать академию в международную деятельность: сюда стали приезжать иностранные делегации, а профессора академии – ездить на различные международные конференции. По инициативе митрополита Никодима в рамках христианского обмена были приглашены на учебу 7 африканцев из Уганды и Кении. В 1965 году, по решению Священного Синода, при Ленинградской академии и семинарии был учрежден Факультет африканской христианской молодежи, преобразованный затем в Факультет иностранных студентов, который активно работает до настоящего времени.
В 1960-е годы начал действовать регентский кружок для воспитанников семинарии и студентов академии. С 1967 года Совет академии во главе с ректором епископом Михаилом (Мудьюгиным) постановил регентский кружок впредь именовать Регентским классом и произвести первый набор слушателей из числа учащихся духовных школ. Во главе Регентского класса был поставлен заслуженный профессор, ученик профессора А.А. Дмитриевского, преподававшего на Высших богословских курсах Петрограда, Н.Д. Успенский. По инициативе ректора епископа Выборгского Кирилла (Гундяева) (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) в 1979 году состоялся первый набор на Регентское отделение (формально образованное в 1983 году), куда впервые в истории возрожденных духовных школ принимались девушки. Владыка Кирилл десять лет – с 26 декабря 1974 по 26 декабря 1984 годов – занимал пост ректора Ленинградской духовной академии и семинарии, оказавшись самым молодым руководителем духовных школ за весь период их существования.
В конце XX века в условиях обретенной свободы у Церкви появилась возможность развития и совершенствования духовного образования. Архиерейские соборы Русской Православной Церкви 1989 и 1994 годов приняли решения о реформировании системы духовного образования, в которой семинария стала высшим духовным учебным заведением. Процесс реформирования духовных учебных заведений, растянувшийся на многие годы, находится под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха и Священного Синода и под непосредственным контролем Учебного Комитета при Священном Синоде, ведь от уровня и качества духовного образования священнослужителей во многом зависит судьба народа Божия, Церкви и всего Отечества.
В 1988 г. по благословению ректора Духовных академии и семинарии протоиерея Владимира Сорокина был открыт факультативный иконописный класс. Сначала он действовал как просветительский центр для мирян, затем как кружок с мастерской и с хранилищем икон, реставрировавшихся и использовавшихся для нужд академии, а в дальнейшем – как класс с педагогами, трудившимися на общественных началах. В 1997 г. на базе факультативного иконописного класса было создано Иконописное отделение при Санкт-Петербургской академии и семинарии, первый выпуск которого состоялся в 2001 году. В 2002/2003 учебном году на отделении, которое возглавил игумен Александр (Федоров), обучалось 45 человек (юноши и девушки).
В 1990/91 учебном году в академии и семинарии было временно возрождено заочное обучение, хотя тогда оно просуществовало недолго. После получения Духовной академией в пользование всего здания (дореволюционной семинарии) были устроены новые общежития и просторный читальный зал на 100 мест. Большую проблему представляла ранее строжайше запрещенная издательская деятельность, но и она начала постепенно развиваться. В 1991 г. в типографии были напечатаны первые учебники. В апреле 1990 г. духовные школы после 73-летнего перерыва вновь стали издавать свой журнал – «Вестник Ленинградской Духовной Академии», вскоре обретший историческое название «Христианское чтение». С началом выхода своего издания просветительское значение духовных школ Северной столицы значительно возросло.
Как только появилась возможность, Ленинградские духовные школы в лице своих преподавателей и студентов развернули и широкую социально-благотворительную деятельность. Так в 1989/1990 учебном году в одном из флигелей здания академии была устроена церковная больница имени святой блаженной Ксении Петербургской. В тоже время в первой половине 1990-х годов духовным школам пришлось пережить очень тяжелую экономическую ситуацию.
С 1995 по 2014 год Санкт-Петербургская академия и семинария находились под архипастырским попечением постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова). Владыка окончил Ленинградскую духовную академию в 1958 году, был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а затем несколько лет работал преподавателем Священного Писания Ветхого Завета.
Ректором Санкт-Петербургских духовных школ с 1996 по 2008 год являлся архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) (ныне – архиепископ Курганский и Шадринский). Занимаясь реформированием образовательного процесса в академии, архиепископ Константин привлек для преподавания ряд светских профессоров – преподавателей ВУЗов Санкт-Петербурга. В академии была введена специализация по направлениям: богословие, библеистика, церковная история и церковно-практические дисциплины. Они стали прообразом будущих кафедр.
В 1998 году в Санкт-Петербургской академии начался переход на новую систему духовного образования. Отныне семинария становилась высшим учебным заведением с 5-летним сроком обучения; был введен ряд новых предметов, а также защита дипломной работы. Духовная академия фактически по статусу приравнивалась к аспирантуре, срок обучения в ней на стационаре сокращался с 4-х до 3-х лет. Все студенты академии должны были, начиная с первого курса, учиться и заниматься написанием кандидатской диссертации.
С 2008 по 2018 год ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии являлся архиепископ Петергофский (до 2013 г. – епископ Гатчинский) Амвросий (Ермаков).
Под его руководством было продолжено реформирование образовательного процесса: семинария была преобразована в бакалавриат с 4-летним циклом, академия – в магистратуру, срок обучения в которой сократился до 2-х лет, а также была создана аспирантура, срок обучения в которой колеблется от трех до пяти лет. Данная образовательная модель опирается на систему образования, принятую в вузах, включившихся в т. н. Болонский процесс. В конце обучения на бакалавриате студенты защищают дипломную работу, магистранты – магистерскую диссертацию, а аспиранты – кандидатскую диссертацию. Таким образом, новая модель духовного образования не только больше соответствует принятой сегодня в России и в Европе образовательной системе, но и способствует повышению качества знаний выпускников. Помимо очного обучения осуществляется прием на заочное отделение бакалавриата и магистратуры. Для заочного отделения бакалавриата введена система дистанционного обучения.
Преподаватели академии, семинарии и отделений составляют общую корпорацию. Многие преподаватели являются членами Синодальных комиссий: богословской, библейской, по канонизации святых, по выработке социальной доктрины Русской Православной Церкви, входят в церковно-научный совет издания «Православная энциклопедия», редакционную коллегию сборника «Богословские труды», Епархиальный Совет, представляют епархию и Московский Патриархат в целом в различных светских организациях. В Духовной академии существует и своя Комиссия по изучению и изданию документов истории Русской Православной Церкви.
Благодаря интенсификации научно-богословской работы стали регулярными ежегодные студенческие и преподавательские конференции. Они имеют статус международных, поскольку на них выступают специалисты из Украины, Белоруссии, Германии, Франции, Румынии, Сербии, Норвегии, Чехии, Испании, США и других стран. Преподаватели и студенты академии принимают активное участие в работе научных конференций, устраиваемых в Санкт-Петербурге, а также в других городах и странах.
Более активной стала и издательская деятельность духовных школ. Созданное в 2013 г. издательство Санкт-Петербургской духовной академии к началу 2015 г. выпустило девять написанных преподавателями монографий и учебников, а также несколько мультимедийных учебных пособий. Журнал «Христианское чтение» стал выходить в улучшенном формате, больше соответствуя требованиям к научным журналам, а периодичность доведена до 6 номеров в год. Он также был включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), Со второго полугодия 2014 г. была начата всероссийская подписка на «Христианское чтение». Большой популярностью пользуется студенческий журнал «НЕвский БОгослов». Активно действует сайт Духовной академии (
www.spbda.ru)
Большой интерес у воспитанников и гостей академии вызывает ее историко-археологический музей, в фондах которого хранятся предметы, бережно собранные в различных помещениях и службах духовных школ, а также переданные в качестве дара их выпускниками – Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Святейшим Патриархом Кириллом, митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом), другими архиереями Русской Православной Церкви, учеными и благотворителями.
Благодаря организации научно-квалификационной подготовки, научное значение академии возросло, Теперь защиты кандидатских диссертаций проходят по тем же требованиям, что и в светской системе образования и науки. Также заключены договоры о сотрудничестве с Православными богословскими факультетами Бухарестского и Белградского университетов.
Студенческая жизнь академии богата событиями. Помимо привычных лекций и богослужений ее наполняют различные мероприятия, способствующие получению разнообразных знаний и опыта. Нередкими стали посещения академии и публичные лекции известных профессоров и деятелей Русской Церкви, Поместных Православных и инославных Церквей, государственных деятелей и других известных людей. В течение учебного года студенты имеют возможность совершать паломнические поездки, посещать концерты, как в самой академии, так и в культурных центрах Северной столицы, например, в капелле или Большом зале филармонии. Для социально активных студентов предоставлена возможность совершать социальное служение в больницах или школах, с некоторыми из которых академия активно сотрудничает.
9 октября 2009 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. В академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении большого числа архиереев и духовенства совершил Божественную литургию. За богослужением молились представители Патриарха Антиохийского и всего Востока, Сербской, и Болгарской и других Православных Церквей, духовных академий и других духовных школ России, ближнего и дальнего зарубежья.
В 2013 году Санкт-Петербургская академия прошла аттестационную проверку Учебного Комитета Русской Православной Церкви. По ее результатам академия вошла в число лучших учебных заведений Русской Церкви, по ряду показателей заняв первое место.
29 ноября 2013 года в жизни Духовной академии состоялось важное и долгожданное событие – подписание акта о передаче Санкт-Петербургской духовной академии на правах безвозмездного и бессрочного пользования ее исторического здания, борьба за возвращение которого шла около 20 лет – с 1993 года.
8 декабря в храме Двенадцати апостолов состоялась первая Божественная литургия, которую совершил ректор академии епископ (ныне архиепископ) Петергофский Амвросий. В том же месяце в академическом храме начались регулярные богослужения по воскресным и праздничным дням. Первое в новейшей истории учебное занятие в историческом здании – аспирантский семинар церковно-практического отделения, состоялось 12 февраля 2014 года. 13 июля того же года, в день Собора святых Двунадесяти апостолов, впервые после 95-летнего перерыва, прошло празднование престольного праздника в домовом храме исторического здания Духовной академии. В это же время был начат процесс подготовки к передаче духовным школам исторического корпуса библиотеки Санкт-Петербургской академии (набережная Обводного канала, 13), выстроенного в 1882 году.
Летом 2014 года Святейший Патриарх Кирилл утвердил проект «Положения о наградах Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии», принятый в августе 2013 г. Ученым Советом. Награды академии (медаль св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, грамота и благодарственное письмо) вошли в общецерковную наградную систему. В 2014 году духовные школы Северной столицы приняли активное участие в праздновании 700-летия со дня рождения преп. Сергия Радонежского, а в 2015 – памятных событиях, связанных с 1000-летием преставления святого равноапостольного князя Владимира.
В настоящее время Санкт-Петербургская православная духовная академия – старейшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви с академической магистратурой и аспирантурой, духовной семинарией (бакалавриатом), заочным, Регентским, Иконописным отделениями, факультетом иностранных студентов, на которых в общей сложности обучаются более 900 студентов и аспирантов. В состав профессорско-преподавательской корпорации входит почти 100 членов, среди которых много профессоров и преподавателей светских вузов Санкт-Петербурга. Библиотека духовной академии является одной из самых крупных в православном мире, количество хранящихся в ней печатных изданий постоянно увеличивается, и к 2014 г. ее общий фонд составил более 300 тысяч книг.
К очередным юбилеям – 295-летию основания духовных школ Северной столицы и 70-летию возрождения, Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия подошла на вершине своего почти трехвекового развития: наивысшего уровня достигло число учащихся и преподавателей, были возвращены и успешно осваиваются практически все исторические здания, с учетом последних технологических достижений развивается учебный процесс, на подъеме находится научно-богословская, издательская деятельность и т.д.
С 14 июля 2018 по 9 июля 2019 года ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии был епископ Петергофский Серафим.
С 9 июля 2019 года ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии является епископ Петергофский Силуан (Никитин).
Жизнь академии сегодня не только многообразна, но и стремится к тому, чтобы все больше открыть себя миру – для миссии Церкви, для проповеди учения Христа, для истинного свидетельства о духе христианской любви. И в этом отношении, по слову святого апостола Павла «для всех я сделался всем» (1 Кор 9:22), она являет лучшие традиции, вошедшие в историю Санкт-Петербургской школы, – открытость, творческую свободу, научную глубину, опору на Священное Предание Церкви. Динамичное развитие нынешней православной академии позволяет надеяться на то, что и в дальнейшем она сохранит статус ведущего научного и образовательного центра Русской Православной Церкви и будет достойным преемником трехвековой славной истории духовных школ Санкт-Петербурга.