Митрополит Григорий (в миру Николай Кириллович Чуков) родился 1 февраля 1870 г. в г. Петрозаводск Олонецкой губернии в семье крестьян. Начальное образование получил в частной школе, с 1878 г. продолжил учебу в Петрозаводской гимназии, с 11 лет прислуживал в алтаре Успенской церкви при детском приюте, затем в Петропавловском соборе Петрозаводска, где также исполнял послушание иподиакона при Олонецком и Петрозаводском еп. Палладии (Пьянкове) и его преемнике еп. Павле (Доброхотове). В авг. 1884 г. по благословению еп. Павла оставил учебу в гимназии и перешел во 2-й класс Олонецкой ДС, по окончании которой (1889) назначен надзирателем за учениками и экономом при общежитии Петрозаводского ДУ. В 1891 г. поступил в СПбДА, где совмещал учебу с обязанностями заведующего читальней и участием в работе «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе ПравославнойЦеркви», организовавшего беседы с рабочими на заводах и фабриках С.-Петербурга. В 1895 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за сочинение «Образ Мессии по таргуму Иоанафана, сына Узиелова» и правом получения степени магистра без нового устного испытания.
8 сентября 1895 г. по представлению еп. Павла и при поддержке бывшего ректора СПбДА архиеп. Выборгского и Финляндского Антония (Вадковского) определением Св. Синода назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 1 мая 1896 г. произведен в коллежские секретари. В том же году женился на выпускнице Олонецкого епархиального училища В.Д. Любецкой (1879–1939), с которой у них было 5 детей. 14 апр. 1897 г. рукоположен в сан священника с причислением к Петрозаводскому кафедральному собору, служил в ц. Николаевского приюта для девочек. За 15 с половиной лет нахождения на должности епархиального наблюдателя добился коренных изменений в системе церковноприходских школ и начального образования Олонецкой епархии: число школ увеличилось вдвое (с 161 по 325), количество учащихся возросло на 82 %. Благодаря о.Николаю в губернии введено всеобщее начальное обучение, а церковные школы получали такую же денежную дотацию, как земские и министерские. 116 докладов о. Н.Чукова главному наблюдателю церковных школ империи, хранящиеся ныне в РГИА, рассказывают всех сторонах развития церковно-школьного дела в Олонецкой губернии.
В 1899 г. награжден камилавкой, в 1904 г. наперсным крестом, в том же году на Международно-промышленной выставке «Детский мир» в С.-Петербурге удостоен бронзовой медали «За руководительство школами и устройство школьных праздников и чтений». 14 мая 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1911 г. избран представителем от губернского земства на 1-й общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве.
1 февраля 1911 г. назначен ректором Петрозаводской ДС, с сохранением руководства церковноприходскими школами в должности председателя епархиального училищного совета. Одновременно являлся председателем совета Олонецкого женского епархиального училища (1911–1915), представителем духовного ведомства в Олонецком губернском земском собрании (1901–1917) и Петрозаводской городской Думе (1914–1917). С 1907 г. секретарем и казначеем, а с 1909 по 1917 г. председателем Олонецкого совета православного Карельского братства по борьбе с панфинско-лютеранской пропагандой. В 1912–1915 и 1916–1918 гг. избирался Св. Синодом кандидатом от белого духовенства в члены Государственного совета. С 1912 г. – учредитель и пожизненный член Общества изучения Олонецкой губернии. Также о. Николай был членом Православного Палестинского Общества, Олонецкого управления Российского общества Красного Крести, губернского статистического комитета, губернского попечительства о народной трезвости, и других церковных и общественных организаций губернии. Был постоянным сотрудником по обзору периодической печати и передовицам в «Олонецких ГВ»; с 1898 г. сотрудничал с «Олонецкими епархиальными ведомостями», указом Св. Синода от 11 апреля 1917 г. был утвержден редактором неофициального отдела. Подготовил проект газеты Карельского братства «Олонецкая неделя» и с апреля 1911 г. возглавил ее редакцию. Награжден палицей в 1916 г.
Был награжден рядом государственных и общественных наград, в т. ч. золотым знаком Карельского братства 1-й степени (1910), орденом св. Анны 3-й степени (1910) и св. Владимира 4-й степени (1914). В январе 1915 г. просветительная деятельность прот. Н.Чукова получила высокую оценку от ревизора Учебного комитета при Святейшем Синоде П.Ф. Полянского (впосл. митр. сщмч. Петр, местоблюститель Патриаршего престола).
После издания в январе 1918 г. Советом народных комиссаров декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» опубликовал в «Олонецких епархиальных ведомостей» статью, в которой подверг критике декрет и прямо указал на начавшиеся гонения на Православную Церковь. 7 апреля участвовал в собрании союза городских учителей, на котором поднимался вопрос об отношении к советской власти; 10 апреля арестован в Петрозаводске как «главарь движения против советской власти», через 3 дня освобожден под подписку о невыезде. Постановлением городского Исполкома уволен от занимаемых должностей. В мае того же года был в Петрограде, где подал прошение на прием в Петроградскую епархию сщмч. митр. Вениамину (Казанскому).
Руководил 25-м чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян (28 июня — 5 июля 1918), на котором был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь подвергся аресту, освобожден 12 июля с выдворением за пределы губернии «за недоброжелательное отношение к советской власти». Два месяца проживал в Оятском Введенском монастыре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., где передал свои проекты реформированной семинарии и пастырской школы Патриарху и участвовал в прениях о реформе духовного образования.
В сентябре 1918 г. переехал в Петроград, где с 1 ноября (и до 1922 г.) работал на должности научного сотрудника северного отделения Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при Академии Наук и служил в различных храмах Петрограда. В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию запечатанного храма свв. апп. Петра и Павла при Петроградском ун-те; в апреле того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апр. митр. Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при ун-те добился открытия новой университетской церкви Всех Святых в земле Российской просиявших (Биржевая линия д. 8. кв.19), и с 27 августа 1919 по 14 декабря 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 декабря 1919 г. избран заместителем благочинного Василеостровского района. В 1919 г. включен в состав правления, с 17 января 1922 г. – товарищ председателя правления «Общества православных приходов Петрограда и его губернии». Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митр. Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией. Впоследствии консультировал Олонецких епископов Евфимия (Лапина), Венедикта (Плотникова), Феодора (Яковцевского).
В октябре 1919 г. вошел в комиссию по организации Петроградского Богословского ин-та, составил смету, решал организационно-хозяйственные и кадровые вопросы, участвовал в разработке положения, которое было утверждено Св. Патриархим Тихоном. Читал разработанный им курс «Христианская педагогика с дидактикой Закона Божия». С 23.01.1920 – секретарь Ученого совета, с 06.02.1920 — ректор, 28.03. утвержден в этой должности Свящ. Синодом и Высшим церковным советом. 27 июля удостоен ученого звания профессора. В том же году инициировал создание при институте религиозно-философского общества и братства Св. Софии, в собраниях которого принимали участие новомуч. Юрий Новицкий, В.Н.Бенешевич, прот. Н. Чепурин, академики Б.А.Тураев и Л. П. Карсавин и др. Постоянно проводил внебогослужебные беседы и публичные лекции в Богословском ин-те, Новодевичьем Воскресенском мон-ре, Казанском и в других соборах, храмах и подворьях монастырей Петрограда. 14 декабря 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора назначен его настоятелем. 17 февраля 1921 г. за труды по организации и руководству Богословским ин-том, Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры.
С началом кампании по изъятию церковных ценностей прот. Н. К. Чуков обратился к прихожанам с призывом жертвовать личными драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора, за что был назван «Мининым». В процессе капании несколько раз вызывался в ГПУ. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из главных обвиняемых на процессе Петроградских церковников (Петроградский процесс 1922 гг.). 5 июля Петроградским Губернским революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 обвиняемыми приговорен к расстрелу. 13 июля Политбюро ЦК РКП (б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, сщмч. архим. Сергия (Шеина), новомуч. проф. Ю.П. Новицкого, И. М. Ковшарова; прот. Н. Чукову и другим приговоренным к смерти 3 августа постановлением Президиума ВЦИК расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в Петроградском исправдоме. 24 ноября 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным, и 30 ноября прот. Н. К. Чуков был отпущен на свободу.
Ввиду захвата Казанского собора живоцерковниками и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апреля того же года заведовал Богословскими курсами центрального района, преподавал апологетику и патристику, и разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах. В августе 1925 г. прот. Н. К. Чуков посетил в Москве митр. Петра, благословившего открытие курсов, и после регистрации 25 сентября 1925 г. утвердившего положение о курсах. Прот.Н.Чуков был избран ректором.
25 ноября 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за сочинение «Мессианские представления иудеев по таргуму Иоанафана, сына Узиелова», 4 февраля 1927 г. утвержден Патриаршим Местоблюстителем архиеп. Угличским Серафимом (Самойловичем).
8 апреля 1926 г. был избран членом Карело-Мурманской комиссии Государственного русского географического общества.
Осенью 1927 г. участвовал в организации Временного Ленинградского епархиального совета, и с ноября того же года вошел в его состав.
11 июня 1930 г. прот. Н. Чуков был вновь арестован по «делу академика Платонова» («Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России»). Девять месяцев провел в ДПЗ – Доме предварительного заключения. После ходатайства младшей дочери Веры, ездившей в Москву на прием к Енукидзе, и последовавшего после этого звонка из ГПУ митр. Сергию, подтвердившему, что «он ходатайствует за прот. Н. Чукова», освобожден «за недоказанностью обвинения» в ночь с 14 на 15 марта 1931 г. 27 апреля 1932 г. указом митр. Сергия был награжден правом служения литургии с отверстыми царскими вратами.
29 марта 1935 г. был арестован и постановлением ОСО при НКВД СССР выслан из Ленинграда в Саратов, где в течение года безуспешно пытался найти работу. В мае 1936 г. по приглашению приходского совета и с разрешения митр. Сергия возглавил причт церкви Сошествия Св. Духа. В марте 1937 г. по состоянию здоровья вышел за штат. В 1939 г. овдовел. Во время пребывания в саратовской ссылке активно занимался литературной деятельностью, составлял и редактировал очерк «Мои воспоминания» в 6 ч. и др.
3 янв. 1942 г. получил предложение митр. Сергия об архиерействе, но отказался, сославшись на возможные проблемы с гражданскими властями из-за бывших судимостей и арестов, а также на желание посвятить остаток жизни своим детям. В середине 1942 г., узнав о гибели двух сыновей Бориса и Александра и дочери Веры во время блокады Ленинграда, послал телеграмму митр. Сергию с просьбой благословить принятие монашества.
29 сент. 1942 г. указом митр. Сергия определен быть епископом Ульяновским, 11 окт. назначен еп. Саратовским. 13 окт. во временном Патриаршем Казанском соборе Ульяновска Куйбышевским архиеп. Алексием (Палицыным) пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Григория, просветителя великой Армении. Хиротонию, состоявшуюся в день Покрова Божией Матери, 14 октября, возглавил митр. Сергий. 15 октября (Указом № 594) владыка был возведен в сан архиепископа «Ввиду свыше 45-летнего служения Преосвященного Саратовского Григория (Чукова) в священном сане и в должностях епархиального наблюдателя церковноприходских школ, ректора духовной семинарии в Петрозаводске и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, при ученой степени магистра богословия».
5 ноября 1942 г. за всенощным бдением на праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» владыка вступил на Саратовскую кафедру. До середины 1943 г. он также временно управлял Астраханской епархией; 8 июля 1943 г. вступил во временное управление Сталинградской епархией с титулом архиепископа Саратовского и Сталинградского; 14 июля награжден правом ношения креста на клобуке. За активную церковно-патриотическую работу награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (в 1946 г.).
8 сентября 1943 г. участвовал в Архиерейском Церковном Соборе, на котором принимал участие в составлении, и зачитал «Обращение ко всем христианам мира»; к 1 октября 1943 г. по просьбе Патриарха Сергия представил проект «Положения о духовно-учебных заведениях» и положения о православном богословском институте и богословско-пастырских курсах, со сведениями о необходимых для них помещениях и библиотеке, одобренные 22 октября Свящ. Синодом, и без преткновений утвержденные Советом по делам Русской Православной Церкви; 17 октября — 29 ноября 1943 г. исполнял обязанности управляющего делами Московской Патриархии; с 24 декабря 1943 г. до 15 февраля 1944 г. временно управлял Тамбовской епархией.
26 мая назначен архиеп. Псковским и Порховским, с поручением управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями; с 5 сентября 1944 г. временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. – Рижской.
Активно участвовал в подготовке (на сессиях Св. Синода 14-18 июля, 3-9 октября 1944г.) к Поместному Собору по избранию нового патриарха после кончины патриарха Сергия. На Архиерейском Соборе 21-23 ноября 1944 г. был принят порядок созыва Собора, предложенный архиеп. Григорием, он составил форму отчета епархиального архиерея, написал проект обращания Собора к Русской Православной Церкви, и внес много поравок (в п. п. 12, 19, 30, 34, 42 и др.) в «Положение об управлении РПЦ». Именно он внес в этот документ, устанавливающий устройство церковного управления в пределах Московского Патриархата, пункт 22 (первоначально был п. 23) – об организации при Св.Синоде особых Отделов – Учебного, Хозяйственного и др., и 23 ноября сделал на Соборе доклад «Положение об управлении РПЦ», принятый практически без исправлений. 31 февраля 1945 г., в день открытия Поместного Собора, выступил с докладом «Положение об управлении РПЦ».
В марте 1945 г. по поручению Патриарха Алексия Ι совершил поездку в Эстонскую и Рижскую епархии, где воссоединил с РПЦ клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата во время немецкой оккупации.
7 сентября 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Свящ. Синода, с оставлением временного управления Псковской и Олонецкой епархиями.
22 нобря открыл в Ленинграде в здании СпбДС двухгодичные Богословско-пастырские курсы. 5 апреля 1946 г. утвержден председателем Учебного комитета при Свящ. Синоде. 14 октября 1946 г. открыл Ленинградскую Духовную Академию и семинарию, которые находились под его непосредственным руководством до кончины владыки. 15 апр. 1949 г. по представлению совета ЛДА Патриархом Алексием удостоен ученой степени д-ра богословия honoris causa.
4 марта 1949 г. митрополиту вторично было поручено управление Олонецкой епархией, с 21 октября – Псковской; с 20 декабря – Эстонской епархиями.
Помимо управления Ленинградской и др. епархиями, а также руководства Учебным комитетом при Св. Синоде, митрополит активно участвовал во внешнецерковной деятельности: в апреле 1945 г. возглавил первую заграничную делегацию РПЦ – в Болгарию, на торжества примирения Болгарской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом. В октябре 1945 г. совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью, а также для воссоединения с РПЦ братии Спасо-Преображенского Валаамского и Коневецкого Рождества Пресвятой Богородицы мужских монастырей и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) 2 русских общин Хельсинки. 27 февр. 1946 г. митрополиту Григорию было поручено управление Эстонской епархией и присоединившимися приходами и монастырями Финляндии.
В мае 1946 г. сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию; в августе 1946 г. возглавил делегацию Московского Патриархата на погребении митр. Евлогия (Георгиевского) в Париже, где принял ряд мер для решения проблем, связанных с Западноевропейским экзархатом РПЦ; в ноябре–декабре того же года совершил паломническую поездку по Ближнему Востоку, посетил русские приходы и провел переговоры Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами; в мае–июне 1947 г. сопровождал Патриарха Алексия во время визита к Румынскому Патриарху Никодиму (Мунтяну). С июля по октябрь того же года в качестве полномочного представителя Патриарха находился в командировке в США, целью которой были переговоры с Сан-Францисским митр. Феофилом (Пашковским) относительно воссоединения с РПЦ возглавлявшегося им Митрополичьего округа в Северной Америке и нормализация дел экзархата Московской Патриархии в Северной и Южной Америке.
Указом Патриарха от 25 декабря 1947 г. «Во внимание к понесенным трудам по выяснению положения церковных дел в Америке, положившим основу для дальнейшего их упорядочения, и архипастырским заботам о вверенной епархии», владыке было даноправо предношения Св. Креста за богослужениями.
В июле 1948 г. митрополит участвовал в торжествах 500-летия автокефалии РПЦ и в работах Совещания Глав и представителей Поместных Православных Церквей в Москве 8–18 июля 1948 г., на котором возглавлял комиссию «Экуменическое движение и православная Церковь». Летом 1950 г. вторично посетил Антиохийский Патриархат, в 1953 г. — Болгарию, где представлял РПЦ на торжествах восстановления Патриаршества и интронизации Болгарского Патриарха. В мае 1952 г. принимал участие в работе конференции всех Церквей и религиозных объединений СССР, посвященной вопросам защиты мира.
В 1950 г. к 80-летию награжден правом ношения двух панагий. Во время зарубежных визитов владыка был удостоен наград Поместных Православных Церквей: ордена святых апостолов Петра и Павла 1-й степени (Антиохийский Патриархат), ордена св. ап. Марка 1-й степени (Александрийский Патриархат), юбилейных медалей Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и ордена Ливанского кедра 1-й степени. В 1946 г. награжден болгарским правительством орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени.
С выходом постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (7 июля 1954) и усилением антирелигиозных выступлений в печати подготовил Патриарху Алексию докладную записку для передачи в Совет по делам РПЦ, в к-рой изложил факты нарушений законодательства при закрытии храмов, увеличения числа хулиганских выходок в отношении духовенства и верующих, вандализма и поджогов церквей и молитвенных домов и др., указав в целом на нежелательные результаты антирелигиозной пропаганды. 9 октября 1954 г. на годовом акте ЛДА выступил с речью, резко критикующей действия властей и основные «научные» доводы атеистических публикаций. В результате, ЦК КПСС было принято постановление «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (10 нояб. 1954), осудившее администрирование в отношении верующих и религиозных обществ и остановившеедальнейшее развертывание «воинствующей» антирелигиозной кампании.
В октябре 1955 г. владыка возглавил делегацию в Румынию на торжества 70-летия автокефалии и канонизации святых, в Румынской Церкви просиявших, где также провел переговоры с представителями Константинопольского Патриархата относительно статуса Финляндской Православной Церкви. 28 октября, по возвращении в Москву, почувствовал себя плохо, остановился в здании Московской Патриархии с целью отчета о поездке и для участия в намеченной хиротонии его викария Сергия (Голубцова). Скончался 5 ноября. 6 ноября в Успенском храме Новодевичьего мон-ря в Москве панихиду над гробом митрополита совершил Патриарх Алексий с сонмом московского духовенства.
11 ноября отпевание владыки было совершено в Ленинграде, в Николо-Богоявленском соборе, Минским и Белорусским митр. Питиримом(Свиридовым) в сослужении 5 архиереев и духовенства епархии. 27 августа 1961 г. прах владыки был перенесен из Крестовой митрополичьей церкви в крипту Троицкого собора Александро-Невской Лавры.
В своем Послании митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, клиру и пастве епархии по случаю 50-летия со дня кончины митрополита Григория (Чукова), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал:
«Исповедническое служение покойного Владыки митрополита является вдохновляющим примером служения Церкви Христовой в XX веке… Неоценимы заслуги Владыки митрополита Григория по сохранению преемственности богословского образования… Разработанная им система богословского образования выдержала испытание временем и позволила подготовить большое количество священно- и церковнослужителей…Владыка митрополит Григорий успешно совершал архипастырское окормление Саратовской, затем Псковской, Ленинградской, Новгородской, Олонецкой и Таллиннской епархий. Много забот проявлял архипастырь о монастырях Псково-Печерском и Пюхтицком, и о братии Валаамского монастыря. Ответственно выполняя поручения Священноначалия Русской Православной Церкви, он способствовал решению сложных церковных вопросов в ряде зарубежных стран.
Приснопамятный Владыка митрополит постоянно заботился о благе Церкви. Он собирал вокруг себя деятельных, верных, преданных церковному делу и духовному просвещению людей. Являясь сегодня одним из немногих среди ныне живущих, кому судил Господь видеть жертвенное служение Владыки митрополита, сохраняю в своем сердце благоговейную память об этом святителе-исповеднике. До конца дней своих буду помнить его вдумчивые, мудрые советы, которые получил в беседе с ним перед началом моего священнослужения».
Сочинения:
Начало христианства в Олонецком крае. Петрозаводск. 1893;
Начальное образование в Олонецкой губернии к 1 января 1901 г. Петрозаводск, 1901;
Руководство по Закону Божию для школ в местностях с карельским населением. Выборг, 1908;
Очерк деятельности православного Карельского Братства в Олонецкой губ. Петрозаводск, 1910;
Исторический очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии: По поводу 25-летия их со дня издания «Правил о церк. — приходских школах». Петрозаводск, 1910;
Празднование 25-летия церк. — приходских школ в г. Петрозаводске. Петрозаводск, 1910;
О задачах православного Карельского Братства // Олонецкая неделя. 1911. № 34. С. 1–3 и др.;
Ближайшая задача духовенства. // ОЕВ.1917. №8. Отд. неофиц. С. 171-173;
Политические партии и христианская Церковь // Там же. №29. С. 401-405;
Организация в приходах // Там же. № 22. С.427-429;
Об отношении к духовенству // Там же. С.429-433;
Мысли о Родине (По поводу евангельского чтения 20-й недели) // Там же № 23. С. 443-445;
Отделение Церкви от государства //Там же. 1918. №3-4.С.17-20;
Новые пути пастырства //Там же. С.20-21 и др.;
Мои Воспоминания. Часть 1. Детство и годы ученья. Ленинград. 1932;
Часть 2. В духовном училище и Академии. Ленинград. 1934;
Часть 3. Церковно-школьная деятельность. Саратов. 1936;
Часть 4. Ректура в Олонецкой духовной семинарии. Саратов. 1937;
Часть 5. Церковно-просветительная деятельность в Петроградский период (1918–1922 гг.). Саратов. 1938;
Часть 6. Церковно-просветительная деятельность в Ленинградский период (1924–1935 гг.). Саратов, 1939. Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период. Саратов, 1936. (Все части воспоминаний – машинопись).
Апологетические беседы об основных истинах христианства. Ч.ΙΙ. Сотериология. Произнесены в Ленинградском Никольском соборе 1927–1928. Рукопись. Саратов. 1940;
Апологетические беседы об основных истинах христианства. Ч.ΙΙΙ. Христология. Произнесены в Ленинградском Никольском соборе 1924-1928 гг. Рукопись. Саратов. 1940;
Апологетические беседы об основных истинах христианства. Ч.ΙV. Бог – Освятитель. Средства освящения. Бог – мздовоздаятель. Произнесены в Ленинградском Никольском соборе в 1924–1932 гг. Рукопись. Саратов. 1940;
Беседы в Никольском соборе 1925–1928. Рукопись. Саратов. 1940;
Жизнь Церкви Христовой в век апостольский (Изложение содержания книги Деяний св. апостолов и изъяснение Апокалипсиса, Соборных посланий и посланий ап. Павла. Беседы, произнесенные в Ленинградском Никольском б. Морском соборе в 1932–1935 гг.). Рукопись. Саратов, 1940;
Лекции по христианской педагогике, Лекции по церковному учительству в Богословском институте и на Высших Богословских курсах (2 книги). Рукопись. Саратов. 1941;
Сборник докладов и статей педагогического литургического и церковно-практического характера. Рукопись. Саратов. 1942;
Избранные слова, речи и статьи. Л., 1954. Машинопись;
Очерки по истории РПЦ новейшего периода.Совместно с А.А.Шаповаловой. Вып. 1. 1900–1917. Л-д. 1954. С. 804. Машинопись.
Речь, сказанная в кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы 12 сентября 1943 г. в день интронизации патриарха Сергия. ЖМП. 1943. №2. С.9-10;
Учреждение духовно-учебных заведений // Там же. 1943. № 3. С. 22–24;
Слово в неделю св. Жен-мироносиц, сказанное в Саратовском Троицком соборе. // Там же. 1944. № 5.С. 17-18;
Ленинград в дни Отечественной войны // Там же. № 10. С. 15–16;
[Слово, сказанное Святейшему Патриарху Алексию в кафедр. Патриаршем соборе 4 февр. 1945 г. от лица Поместного Собора] // Там же. 1945. № 2. С. 70;
Соловьев С.М.: (К 125-летию со дня его рождения) // Там же. 1945. № 4. С. 44–46 (перепеч.: Церк. вестн. СПб. 2000. № 5. С. 34–35);
Московская церковная делегация в Болгарии // ЖМП. 1945. № 5. С. 19–24;
Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Болгарию // Там же. 1946. № 6. С. 3–19;
Слово в неделю апостола Фомы (Произнесено в Ленинградском Спасо-Преображенском соборе 28 апреля 1946 г.) // Там же. С.24-25;
Речь на открытии Ленинградской Духовной академии и Духовной семинарии. Торжество открытия Ленинградской Духовной академии и Духовной семинарии// ЖМП. 1946. №10.С.9-10;
Поездка на Ближний Восток // Там же. № 12. С. 4–8;
Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Румынию // Там же. 1947. № 7. С. 3–21;
Поездка митрополита Ленинградского и Новгородского Григория в Соединенные Штаты Северной Америки. Послание к верным чадам РПЦ в Сев. Америке и Канаде // Там же. 1948. № 1. С. 13-30;
Из дневника пребывания митрополита Григория в США// Там же. №2. С. 17-30;
Послание митрополита Григория // Новая заря (Novaya Zarya). 23 сент.1947 г.;
Беседы // БТ. 1986. Сб.: 175 лет ЛДА. С. 142–156;
Петроградский процесс 1922 г.: Дневник // Наш современник. 1994. № 4. С. 171–180;
Финляндский период деятельности Святейшего Патриарха Сергия: 1905–1917 гг. // Имперский курьер. СПб. 2002. № 2. С. 36–37;
В день памяти св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова // Церк. вестн. СПб. 2002. № 8-9. С. 68–69;
Слово в праздник преподобного Серафима Саровского // Там же.№6-7.С.58-59;
Об отношении к ближним // Там же. 2004. № 8-9. С. 69;
Проповедь в 23 неделю по Пятидесятнице // Там же. № 10-11.С.67-68;
Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Николая // Там же.№12;
Проповедь в неделю сыропустную // Там же. 2005.№ 3 (63). С.40;
Дневники 1918–1922 гг. Фрагменты. // С. — Петербургские ЕВ. 2004. Вып. 32. С. 66–81;
Дневник 1907-1955 гг. Фрагменты. // Там же. 2007. Вып. 34. С. 37–41, 56–57, 62–66, 81–98;
Положение Церкви и духовенства в Олонецкой губернии. 1918 г. Там же. С.132-133;
Молитва о Победе. Дневники военных лет. Фрагменты. // Православие и современность. Саратовские ЕВ. 2010. № 14. С. 94-100, № 15. С. 90-99.
Дневник 1921–1922 гг. Фрагменты. // Казанский собор — храм и памятник русской воинской славы: сб. мат-лов научн. — практич. конф. к 200-летию каф. собора Казанской иконы Божией Матери. СПб., 2012. С. 249–270;
Дневник 1919–1934 гг. Фрагменты. // Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. 1913–2013: в 2-х томах. Т. 2. СПб., 2012. С. 395–418; Он же.
Дневник 1919–1934 гг. Фрагменты. // 300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской лавры: сб. мат-лов науч.-практич. конф. СПб., 2013. С. 157–175.
Дневник 1919 – 1921 гг., 1930 – 1931 гг., 1945 – 1952 гг. Фрагменты. // Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела 1929–1931 гг.» (По материалам дневников митрополита Григория (Чукова) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 368-370, 381-396;
Источники
1. Григорий (Чуков), митрополит. Автобиография; Мои Воспоминания Ч.1-4; сб. Избранные Слова, речи и статьи; ЦГИА СПб. Ф. 2279. Оп. 1. Д.1- 82; Архив УФСБ по С-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89305.Т.5.Л..381-382, 382 об., 383,. 385, 386, 386 об., 391, 392, 399об., 400, 400 об;.Т.27.Л. 1-14; Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 3. Оп. 3а. [Церковно-исторические документы из личного архива митрополита Григория (Чукова)], Оп. 3б. [Архив митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Служение и труды];
2. Он же. Дневник (фрагменты), документы //Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Л.К. Александрова СПб. 2020.
3. Александрова-Чукова Л.К. Григорий (Чуков), митр. //Православная энциклопедия. М. 2006. Т. XII. С. 592-598.
4. Она же. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления // СПб ЕВ.2007. Вып. 34. С. 16 — 36, 42 – 55, 58 — 62, 66-80, 98-131.
5. Она же. Петроградский богословский институт //Православная энциклопедия. М. 2019. Т. 56. С. 264 – 272.
6. Она же. Петроградский процесс 1922 г. // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 56 . С.272-278.
7. Она же. Глава 2. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). 1945–1955 // Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1913–2013: в 2-х томах. Т. 2. СПб., 2012. С. 17–52.
8. Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела 1929–1931 гг.» (По материалам дневников митрополита Григория (Чукова) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 324-396.
9. Статьи, слова и поучения, документы. См.: http://archive.bogoslov.ru/persons/482393/index.html