С 1946 г. Санкт-Петербургская Духовная Академия осуществляет свою деятельность в помещениях бывшей семинарии, но в будущем планирует вернуться в родные стены: в конце 2013 г. учебному заведению передали его историческое здание на Обводном канале. И уже в ходе первых ремонтных работ были сделаны интересные находки.
Предтечей современной Санкт-Петербургской духовной академии стала открытая в 1721 г. при Александро-Невском монастыре Славянская (Словенская) школа, которая в 1726 г. была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию.
Первоначально семинария помещалась в здании, расположенном на северном берегу Чёрной речки (современное название — Монастырка). Но оно оказалось неудобным, и в 1741 г. на особо отведённом месте по Шлиссельбургскому тракту (нынешнему проспекту Обуховской обороны) «за монастырскими конюшенными дворами» был выстроен новый деревянный одноэтажный семинарский дом с двумя флигелями. Ещё позже, в 1788 г., учебное заведение переместилось в Фёдоровский корпус монастыря.
В 1797 г. Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую Лавру. Сменила статус и семинария: она была преобразована в Александро-Невскую академию.
В 1808-1809 гг. в значительной степени по инициативе М. М. Сперанского — выпускника и бывшего учителя семинарии — была проведена грандиозная реформа, в результате которой «старую» Александро-Невскую академию разделили на три ступени духовного образования:
- Александро-Невское духовное училище (низшая ступень),
- Санкт-Петербургская духовная семинария (средняя ступень),
- Санкт-Петербургская духовная академия (высшая ступень).
Эта реформа повлекла за собой увеличение числа воспитанников духовных школ. Поэтому в 1811 г. было решено построить для Академии отдельное здание. Точные границы и площадь отведённого под застройку участка в архивных документах не указаны. Из материалов Строительного комитета известно лишь, что он простирался к югу от монастырской ограды, откуда были перенесены на другие места дома «семи служителей семинарских и одного лаврского».
На рассмотрение Комиссии духовных училищ было представлено 4 архитектурных проекта, один из которых составил Л. Руска, а остальные — А. Штауберт. Но ни один из вариантов не был принят. На следующем этапе к проектированию здания присоединился Д. Кваренги, который и стал «победителем»: 19 января 1817 г. Александр I «утвердить изволил план архитектора Гваренги». Правда, в стороне не оставили и Л. Руска, которому было поручено важнейшее дело – «сочинить фасад для вышеозначенного плана». 6 марта того же года был учреждён Строительный комитет, состоявший из членов академического правления и Л. Руска, осуществлявшего надзор за производством работ.
Торжественная закладка и освящение с водружением креста в основание «назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов» состоялись 10 июня. Строительные работы вчерне были выполнены в один сезон и завершены осенью 1817 г.
В мае 1818 г. в строительном комитете произошли существенные изменения: Л. Руска в связи с отставкой отправился на родину. Перед отъездом он рекомендовал назначить вместо себя своего ученика И. И. Шарлеманя, а ему в помощь определить архитектора Соколова (история пока скрывает от нас, кто этот Соколов, но вполне вероятно, что это Яков Григорьевич Соколов, с 1811 г. состоявший архитектором при Городской думе).
По проекту, над фронтоном была помещена скульптура, представлявшая собой опирающегося на крест ангела и коленопреклонённую женскую фигуру. Её, а также капители колонн высекал известнейший каменотёс С. Суханов.
Все отделочные работы были закончены к началу лета 1820 г. 16 июня 1820 г. состоялось освидетельствование Академического дома. Не совсем понятно почему, но рапорт об этом был подан в Комиссию духовных училищ лишь 5 марта 1821 г.
При строительстве здание было ориентировано на Неву, на которую открывался прекрасный вид из окон, о чём вспоминали выпускники Академии. Подъезд осуществлялся со стороны Шлиссельбургского тракта (ворота в лаврской ограде были устроены лишь в 1902 г.). Боковые фасады были обращены к Лавре и Обводному каналу, а западный — к академическому саду. Таким образом, первоначальное расположение имело вполне определённое градостроительное значение, раскрывая главный фасад к Неве и Шлиссельбургскому тракту, закрепляя угол у впадения Обводного канала в Неву и создавая сильный архитектурный акцент при выезде из города. Вот как описывал это место редактор «Отечественных записок» в 1825 г.: «Путь в Рыбацкую по Шлиссельбургской дороге попадался нам чрезвычайно приятным. С левой стороны синелась разливающаяся Нева, с правой мы любовались на великолепное здание С.-Петербургской Духовной Академии».
Однако уже с середины XIX в. территория перед Академией начала застраиваться сооружениями складского и производственного значения. К началу XX в. застройка полностью нарушила план создателей здания, связанный с ориентацией корпуса на Неву, и к 1917 г. главный фасад, по своим масштабам и формам предназначенный к обзору с большого расстояния, утратил своё градостроительное значение, сохранив при этом первоначальный облик. Так условно главным стал боковой (южный) фасад, выходящий на Обводный канал.
Из перестроек самого здания наиболее значительной является возведение в 1881 г. трёхэтажных пристроек к ризалитам боковых корпусов для размещения в нём умывален.
Интерьеры тоже подвергались переделкам. Изначально в центральной части на уровнях 2 и 3 этажей располагались три больших двусветных зала. В центральном находилась церковь, в зале слева — академическая библиотека с открытой галереей по периметру первого яруса, справа — актовый зал с хорами. Но из контракта с подрядчиком Д. Гордеевым, проводившим перестройку, известно, что в феврале 1883 г. оставалось, помимо прочего, «сделать паркетные полы в бывшем помещении библиотеки, ныне назначенном для большой аудитории». Возможно, именно тогда и было сделано межэтажное перекрытие, показанное на плане 1906 г. (Напомним, что в 1882 г. для Академии по Обводному каналу было выстроено отдельное здание для библиотеки, о котором мы писали в статье БИБЛИОТЕКА ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ).
В предисловии к книге «Сосуд избранный» Марина Склярова описывает внутренние помещения следующим образом: «Комнаты для занятий студентов помещались в верхнем, третьем этаже академического здания, в стороне, которая выходила окнами на Лавру. Спальни были в той же стороне этажом ниже. В комнатах для занятий каждый имел определённое место за одним из двух больших столов, рассчитанных на шесть человек. Тут же стояли два платяных шкафа для одежды, две большие этажерки для книг, два дивана, стулья.
В одной комнате занималось 12 человек, сидевших за столами в алфавитном порядке.
Для обеда и чаепития студенты спускались в столовую, находившуюся на первом этаже. Здесь же была студенческая библиотека и приёмная для гостей, а также находились кабинеты инспекторов, двух его помощников и эконома.
Аудитории располагались на втором этаже: две — около Академической церкви; рядом с ними были актовый зал и Церковно-археологический музей; 3-я и 4-я — на правой стороне здания (к Обводному каналу) и 5-я на левой, к Лавре. Самая большая аудитория была 3-я. В ней обычно читались лекции для двух классов совместно. На 2-м этаже около 3-й аудитории помещалась и студенческая читальня, куда поступало большое количество периодической литературы».
В 1903 г. во всех зданиях академии производился ремонт, после которого в Академической церкви появилась новая роспись, и храм было заново освящён.
Следующая существенная перестройка планировалась в 1913 г., когда Правление академии поручило С. Морозову разработать эскизный проект расширения Главного корпуса. В 1915 г. был принят вариант с возведением двух новых трёхэтажных пристроек, но ввиду военного времени он был отложен и так и остался нереализованным.
После закрытия осенью 1918 г. Петроградской духовной академии часть её здания в июне 1919-1927 гг. занимал Центральный губернский приемно-распределительный пункт для нравственно дефективных мальчиков (детская трудовая колония). Присутствие большого количества вчерашних беспризорников не лучшим образом отразилось на сохранности интерьеров. По акту от 27 января 1919 г., церковь Двенадцати апостолов ещё сохраняла «прекрасный иконостас начала XIX века», дарохранительницу того же времени, иконы «Несение креста» итальянской школы, св. Феодора Тирона XVI-XVII веков, св. Митрофана 1817 г., стенную живопись конца XIX – начала XX веков, исполненную с оригиналов М.В. Нестерова и В.М. Васнецова. Храм по-прежнему находился в ведении приходского совета. Однако, с учётом ситуации, отдел по охране памятников искусства и старины ещё 15 января 1918 г. просил заведующего зданием уведомить его «в случае возникновения вопроса о ликвидации церкви» для своевременного изъятия в целях охраны предметов художественно-исторического значения.
Храм Двенадцати апостолов официально закрыли к середине 1919 г., а в конце 1922 г. был разобран и передан на склад его иконостас.
В ноябре 1927 г. здание Духовной академии передали северному факультету Ленинградского Восточного института им. А. С. Енукидзе, преобразованному 1 января 1930 г. в самостоятельный Институт народов Севера, который был закрыт в октябре 1941 г.
С осени 1941 г. здание использовалось под военный госпиталь, а после окончания Великой Отечественной войны оно несколько десятилетий было занято Ремесленным училищем № 16, Индустриально-педагогическим техникумом, Институтом повышения квалификации работников профессионально-технического образования, Техникумом физической культуры и спорта и Индустриально-педагогическим колледжем.
Только в 1993 г. начался процесс возвращения здания Духовной академии, который длился больше 20 лет.
Сейчас часть помещений приспособлена под учебные классы для занятий студентов магистратуры заочного обучения, и часть занимает издательство Академии (сама Духовная академия располагается в здании бывшей Санкт-Петербургской духовной семинарии, построенном в 1841 г. и возвращенном Русской Православной Церкви в 1946 г.).
Остальные ждут реставрации и ремонта.
Понемногу открывается старое убранство академического здания. В актовом зале сохранился балкон с балюстрадой,
а в бывшей церкви, использовавшейся как спортивный зал, под штукатуркой была обнаружена сохранившаяся фреска.
Кто именно из апостолов на ней изображён — ещё предстоит выяснить. Что, скорее всего, и будет сделано в ходе разработки проекта реставрации храма.
Также в планах перенести в здание существующий церковно-археологический музей и воссоздать коллекцию, изъятую в 1922 г. и хранящуюся сейчас в Государственном Русском Музее.
Наконец, в историческом здании академии будут размещены пропедевтический факультет, общежитие и учебные классы бакалавриата богословского факультета и факультета иностранных студентов, а также педагогическое отделение для подготовки преподавателей основ православной культуры.
Санкт-Петербургские духовные школы и в XIX–начале XX вв., и с 1940-х гг. по настоящее время выпускали высококлассных специалистов не только в богословских науках, но и в других гуманитарных областях (например, истории и филологии). Их становление шло в стенах, которые сейчас несут на себе следы тяжелых времён. «Угол», созданный Обводным каналом и Невой, как и весь Монастырский остров, сейчас преображается. Ему возвращается исторический вид. Ждём и исторического «наполнения» возрождаемых зданий.
В статье использованы материалы, подготовленные для создания концепции реставрации Духовной академии.
Благодарим советника ректора Духовной академии по реставрации Алексея ОДИНЦОВА и юриста Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Татьяну АФАНАСЬЕВУ, а также аспиранта Духовной академии Дмитрия БОХОНСКОГО за содействие в подготовке публикации.
Институт Петербурга