«Равноапостольный Косма Этолийский» – лекция Афанасия Зоитакиса

Афанасий Георгиевич Зоитакис — кандидат исторических наук, в 2004 г. окончил Исторический факультет МГУ по кафедре Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец»(научный руководитель – доц. О.Е.Петрунина). Участник международных научных и церковных конференций.

Область научных интересов – история Церкви, история Греции и Балкан, новая и новейшая история, история монашества и монастырей, православный традиционализм, исихазм, старчество.

– Добрый вечер, уважаемые братья и сестры, дорогие слушатели и зрители. Сегодня речь пойдет о святом равноапостольном Косме Этолийском.

Годы жизни этого святого 1714–1779. Этолийским он назван, потому что родился в Этолии, одной из областей Центральной Греции. У этого святого есть еще много разных имен, его называли и Новым, и Афонским, и Албанским. Наименование «Этолийский» появилось уже во второй половине ХХ века, под этим именем он был канонизирован.

Также он был прославлен как равноапостольный, но при этом раньше, до прославления, во многих письменных источниках он упоминался и как священномученик, и как преподобномученик, а официальное прославление состоялось в начале 1960-х годов.

Прежде чем начать рассказ о святом Косме, надо сделать небольшое отступление и сказать о том, какая ситуация сложилась на Балканах к началу XVIII века.

Когда родился святой Косма и когда он начинал свою просветительскую деятельность, жизнь Балкан определяли два процесса – кризис образования и массовая исламизация, причем массовая добровольная исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами.

Кризис образования начался сразу после падения Византийской империи. Многие ученые бежали на Запад, произошел демографический спад, наблюдался упадок городов. Православные оказались вытеснены в горные местности, а плодородные равнинные земли, которых в Греции было не так уж и много, были заняты или приближенными к султану лицами, или какими-то греками (которые приняли ислам и стали служить при дворе), или какими-то чиновниками на местах.

Соответственно, бежали из Греции и с Балкан на Запад не только преподаватели, но и богатые люди, которые традиционно финансировали образование. Турки никак не заботились об образовательной системе, в лучшем случае не мешали – не мешали основывать учебные заведения, но часто эти школы функционировали только благодаря взяткам.

Необходимо было дать взятки или султану, или каким-то чиновникам на местах, и только после этого учебные заведения начинали свою работу. Погибла учебная литература и множество рукописей. Библиотеки были или сожжены, или разорены – то есть учебников практически не было.

«Равноапостольный Косма Этолийский» – лекция Афанасия Зоитакиса

К XVIII веку, после вытеснения людей в горы, ситуация усугубляется еще и обособлением отдельных населенных пунктов. Из-за сложного горного рельефа люди перестают общаться друг с другом. Они живут в своих деревнях, занимаются каким-то хозяйством, какими-то делами, выпасом скота и совершенно никак не общаются с соседями, потому что на всех дорогах много разбойников и плохое сообщение. Лучше, в общем, не покидать своих родных мест.

Постепенно происходит деградация. Люди забывают о том, что они православные, о том, что они христиане, о том, что они когда-то жили в достаточно мощном государстве, которое существовало более тысячи лет, – в Византийской империи. Ощущая теперь себя жителями той или иной деревни, они при этом совершенно не помнят своей истории. И происходит следующее: или разрушается школа, или разрушается храм, священников новых не назначают, наступает запустение.

Во многих населенных пунктах к этому времени уже не было церквей или школ или того и другого. Происходит в буквальном смысле одичание народа, о чем пишут многие путешественники. Европейцы, которые оказывались в этих местах, говорят, что люди действительно пребывали порой в некоторых областях в полудиком состоянии.

Кроме того, на этом фоне происходит массовая исламизация, потому что, чтобы куда-то пробиться, получить какие-то посты, какие-то льготы, необходимо было принимать ислам. И действительно многие принимают ислам. К концу XVII века более миллиона европейских мусульман были потомками родителей-христиан, которые отказались от своей веры.

Часто люди отказывались от православной веры целыми селами, общинами, городами. Например, в 1759 году население целого района в центральной Македонии в день Пасхи принимает ислам во главе со своим митрополитом, это такой апогей деградации. Православный человек, любой религиозный человек понимает, что такое в самый главный христианский праздник принять ислам, до какого состояния нужно было дойти. Этот процесс только набирает обороты, происходит некая цепная реакция, с каждым годом становится все хуже и хуже.

В 1714 году в небольшом безвестном селении Мега Дендро (в переводе на русский язык «большое дерево») произошло, казалось бы, вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился сын. Сохранилось имя отца, его звали Димитрий и он был родом из области Эпир, на границе Греции и Албании. Вот из этой области были родители Космы Этолийского, которые, как я уже сказал, были простыми ткачами. Больше о них практически ничего не известно.

Так вот, у них родился сын. Это был второй сын в семье. Старшего звали Хрисанф. Младшего назвали Констас. Констасом он зовется у нас в Афонском патерике – это первая публикация жития Космы Этолийского. В XIX веке это имя перевели как Констант. Но сейчас преобладает мнение, что надо переводить как Константин, то есть мирское имя Космы Этолийского было Константин.

О месте его рождения нет единого мнения. На эту честь претендовали несколько соседних сел. Даже была народная легенда, что он родился на вершине между двух деревень, но наиболее обоснованная версия встречается в житии, написанном преподобным Никодимом Святогорцем, который близко знал Косму Этолийского и очень дружил с ним.

На экране вы видите первое житие Космы Этолийского, написанное Никодимом Святогорцем через два или три года после его смерти, по общему мнению в конце XVIII века. Рукопись хранится в архиве афонского Ватопедского монастыря, предположительно датируется где-то восьмидесятыми годами, то есть написана сразу после мученической кончины Космы в 1779 году, что называется – по горячим следам.

Это неоценимый источник, потому что Никодим Святогорец был человеком выдающегося ума, выдающихся способностей и памяти, обладал широчайшими знакомствами и очень тщательно работал с историческими источниками, то есть был настоящим ученым даже в современном смысле этого слова. Он очень строго относился к свидетельствам и отбирал достоверные.

Поэтому мы вполне можем ориентироваться на житие Никодима и в основном на него и ориентируемся. Есть еще несколько житий святого Космы, написанных его учениками. В целом они не противоречат друг другу.

«Равноапостольный Косма Этолийский» – лекция Афанасия Зоитакиса

В детстве Косма получил такую же профессию, как отец, то есть был ткачом, помогал родителям. И поэтому часто говорят, что у него фамилия была Анифантис, «Ткачев» на русский манер, потому что фамилии тогда не были особо распространены.

С детства у Космы была большая тяга к знаниям. Он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование. Как он потом писал: «Я, христиане, посвятил учебе 40-50 лет. Изучил глубины мудрости».

Действительно, такой удивительный феномен, когда мальчик родился в месте, где интереса к образованию ни у кого не было. Он ходил за много километров от родного селения, чтобы получить образование. Он совершал многокилометровые пешие переходы и учился в разных монастырях.

Сейчас на экране вы увидите несколько кадров из родного селения Космы. Вот табличка, которая рассказывает о его жизни. Это фундамент родительского дома. Это кладбище, где до сих пор есть могила родителей Космы Этолийского.

Вот это брат Космы Этолийского. У них было всего двое детей: старший Хрисанф стал начальником Константинопольской академии и очень известным представителем образованных кругов. Константинопольская академия была ведущим учебным заведением.

Можно сказать, что в семье простых ткачей были воспитаны два светильника веры и науки. Это памятник, который воздвигнут в селении Ано хора (тогда оно называлось Лоботина), где Косма обучился священной грамоте, получил знания азов арифметики и выучил грамматику.

Он был одаренным учеником, поэтому сразу, еще в период обучения, был назначен в эту школу учителем. Такая практика была распространена. Самые одаренные ученики становились наставниками. И при этом он был проповедником. Он преподавал, беседовал с христианами после воскресной службы.

Сохранились некоторые свидетельства о том, что как раз в этих беседах он говорил о прошлом народа и судьбе отечества, о Церкви и предпочитал живой диалог, то есть это был не традиционный монолог. Он уже тогда использовал новаторские методики. Например, в учебном процессе полностью отказывался от телесных наказаний, которые тогда были общепринятыми.

Свое образование он продолжает в знаменитом Элиномусио, это учебное заведение находилось при монастыре святой Параскевы. Но это был не тот уровень образования, к которому стремился Косма, и на счастье он услышал о том, что открывается Афонская академия, о ней мы сейчас поговорим. А пока вы можете видеть камень, на котором учил Косма, и там есть развалины школы, которую он основал. Это первая школа, которую он основал в селении Таксиархис.

Он открыл первую школу, но услышал о том, что на Афоне открывается Афонская академия, учебное заведение при Ватопедском монастыре. Оно недолго пребывало в славе, потому что было закрыто уже в конце XVIII века. Но успело дать целую плеяду выдающихся учеников. Там было общежитие, где жили одаренные дети со всех Балкан, не только из Греции. К начальнику Академии Евгению Вулгарису приезжали слушатели даже из Германии и России. Среди учеников Афониады были люди со всего православного мира. И за короткие годы там появились подвижники, которых вы видите, просиявшие ученики и преподаватели Афониады. Они прославлены в лике святых. И еще о прославлении нескольких скоро будет поднят вопрос.

Что же преподавалось в Афониаде? Это были так называемые математические и философские дисциплины: арифметика, геометрия, физика, космография, логика, введение в философию, метафизику. Причем они преподавались с опорой на современные знания, достижения современной науки на Западе. Это была эпоха научной революции, эпоха подъема науки на Западе, и Евгений Вулгарис, схоларх (начальник) Академии, приносит на Балканы новейшие достижения современной науки.

Сохранилось несколько исторических источников, которые повествуют о том, что группа учеников Афонской академии создает тайное общество, объединяется в борьбе с неграмотностью и за просвещение народа. Буквально это звучит как «во имя Святой Троицы решают помочь народу». В это общество входит тридцать человек. Многие из них впоследствии становятся архиереями, известными учителями, проповедниками. Но самый известный из них, конечно, Косма Этолийский.

После упадка Академии, который наметился при окончании полного курса обучения, Косма Этолийский отправляется в афонский монастырь Филофей. Здесь он изображен в сонме отцов, просиявших в Филофейской обители. Эта икона Космы Эталийского – одна из ранних. И он вскоре по прошению братьев был рукоположен в монахи, а потом стал и иеромонахом.

По свидетельству Космы, он на Афоне «семнадцать лет плакал о своих грехах». Период обучения в Афонской академии был временем покаяния, временем молитвы, очищения сердца, борьбы со страстями. Это был не только путь получения образования, а это был путь духовного подвига.

Он проходил духовную подготовку, которую проходили все православные святые, которые занимались миссионерской деятельностью. По слову Григория Богослова: «Просветись сам и другие просветятся».

Косма также готовился, имел стремление к тому, чтобы послужить своим братьям-христианам, как он говорил, но, чтобы иметь успех на этом поприще, он попросил своих соратников по движению дать ему еще несколько лет, чтобы в архивах афонских монастырей, библиотеках изучить древние рукописи, святоотеческую литературу, глубже изучить Священное Предание, Священное Писание.

Но все время его беспокоил призыв, о котором он говорил: «Однажды я услышал слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своем спасении, но и равным образом печься о том, чтобы не впали в грех его братья».

И дальше он продолжает: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому ученые люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою ученость, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».

И вот чудесным образом он открывает Священное Писание и наталкивается на апостольское изречение: «Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо» («Пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но чтобы принесло пользу его брату»).

Этот случай окончательно его убеждает. Он получает благословение игумена, получает благословение афонских старцев и отправляется в Константинополь, где его встречает брат, который уже стал начальником Константинопольской академии. Брат знакомит его с патриархом Серафимом Вторым, который с большим одобрением относится к идее Космы стать проповедником и назначает его главным проповедником Восточной Церкви.

Сохранились свидетельства о том, что он провожал Косму несколько сотен метров и потом долго благословлял вслед уходящего странника, который отправлялся на подвиг проповеди Евангелия.

Теперь о территории, где проповедовал Косма Этолийский. Это практически вся территории Греции. Здесь вот карта удачная в том смысле, что охвачена территория, где проповедовал Косма. Он не был только на полуострове Пелопоннес и на Крите, потому что там был наиболее высокий уровень образования и знаний. Он охватывает всю остальную Грецию и Малую Азию, окрестности Константинополя, захватывает Албанию. Очень много времени уделяет проповеди в Албании. Вот Бывшая Югославская Республика Македония. И захватывает немного Болгарию.

Есть разные данные, но я вам сказал то, что точно установлено наукой. Есть мнения о том, что он был в Сербии, что он был чуть ли не в румынских землях, в Бессарабии, доходил до территории, входящей в Молдавию, чуть ли не в Одессе побывал. Но это такие предания, которые, вероятно, с действительностью имеют мало общего.

Косма охватывает большую часть территории Константинопольского патриархата, все наиболее проблемные регионы. Особое внимание он уделяет областям, которые находятся в критическом состоянии. Эти миссионерские путешествия (всего их было четыре) продолжались с 1760 по 1779 годы. С 1773 по 1775 год был перерыв в связи с политическими событиями, это время он провел на Афоне.

Что касается реакции народа, то на первом этапе своей деятельности он столкнулся с трудностями. Подчас ему приходилось встречаться с враждебностью местного населения. Есть данные о том, что где-то его встретили камнями, где-то его изгнали из своего селения, и так продолжалось примерно год. Но он не опускал руки и продолжал искать подход к людям.

Сейчас у нас говорят, что сложно проповедовать, люди не хотят слышать Слово Божье. Но тогда было гораздо сложнее, потому что люди во многих селениях уже не были православными даже по названию. Они были совершенно не религиозными, не церковными, потому что уже несколько десятилетий у них не было священника, не было учителя, и церкви разрушались. Поэтому было тяжело.

Но нестяжание, трудолюбие, самопожертвование и, конечно, несомненный дар Космы Этолийского постепенно привлекли внимание слушателей. Кроме того, Косма никогда не останавливался в домах знати, был очень воздержан в еде, все его имущество состояло из рясы и переносной кафедры. Как он говорил: «У меня только один мешок».

Он называл рясу мешком. Он проповедовал вечером, чтобы людям было комфортно, когда они возвратились с сельскохозяйственных работ, а днем под палящим солнцем перебирался в следующий населенный пункт. Он был тонким психологом, как сейчас бы сказали. Он знал, как найти подход к людям, никогда не превозносился, никогда не называл себя учителем и говорил с людьми на равных. Например, так: «Недостоин я, братья, учить и советовать вам».

И люди постепенно начинают к нему тянуться, и в течение двух-трех лет молва о нем распространяется по всем Балканам. Все Балканы становятся его аудиторией, но он стремился к большему. Как он говорил: «Ах, если бы, братия мои, я был в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и возвестить всему миру, что един Христос наш есть Сын и Слово Божие, и Бог Истинный, и Источник всей Жизни! О, как бы я желал это сделать! Но раз я не в силах сотворить великое, то делаю малое: перехожу с места на место и учу братьев моих по силе своей – не как учитель, но как брат, ибо у нас только один Учитель – наш Христос».

Можно сказать, что проповедь Космы Этолийского – это первый успешный опыт глобальной проповеди в период Османского владычества. Были примеры, когда люди успешно проповедовали в рамках родной территории, своей области, в которой они родились, основывали одну, две школы, преподавали. Но примеров, чтобы люди проповедовали среди разных народов, чтобы они проходили сотни километров и везде их встречали, ждали, сотни тысячи людей выходили навстречу, – таких примеров больше не было. Это, наверное, один из примеров наиболее успешной проповеди и миссионерской деятельности в истории Православной Церкви.

Неслучайно Косму называют равноапостольным. Есть очень интересные свидетельства о количественном составе аудитории, о том, сколько у него было слушателей, причем эти свидетельства порой приходят из независимых источников. Например, в венецианских архивах сохранились такие данные.

Венецианцы очень скрупулезно подходили к исследованию Космы и его аудитории. Они внедрили шпионов – от пяти до шести человек, которые все время сопровождали Косму, когда он пребывал в венецианских владениях, и контролировали каждый его шаг, записывали содержание проповедей, докладывали, сколько у него слушателей, кто его сопровождает и т.д. Это очень ценный источник.

Косму сопровождали на острове Кефалония шесть тысяч человек. На его проповедь в одном селении пришло пятнадцать тысяч слушателей. Среди его почитателей, которые его посещали на материке в Албании, было много мусульман. Из-за многочисленности аудитории он никогда не проповедовал в храме, потому что ни один храм не мог вместить всех желающих, он проповедовал прямо в поле.

На месте своей проповеди он ставил деревянный крест или небольшие металлические кресты, которые он тоже иногда использовал, в зависимости от рельефа местности, и деревянные кресты он потом оставлял в напоминание о своей проповеди.

По свидетельству венецианцев, люди неотрывно следили за поучением Космы, и на протяжении всей многочасовой проповеди стояла абсолютная тишина. Тот же информатор венецианцев докладывает: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего Спасителя, даже преступники, кто находился вне закона, примирялись со своими врагами и впредь жили мирно».

Повторюсь, что это свидетельства не из православных кругов, а от людей независимых, это, в общем-то, отчеты полицейских агентов, которые были заинтересованы в описании точной картины, и тем они особенно ценны.

«Равноапостольный Косма Этолийский» – лекция Афанасия Зоитакиса

Косма Этолийский стремился включить свои проповеди в богослужебный цикл, призывал христиан исповедоваться и молиться и побуждал всех, кто имел материальную возможность, покупать святоотеческую литературу и сам раздавал эти книги тем, кто знал грамоту или обещал учиться.

Вот здесь вы видите церковь, которая была освящена Космой Этолийским. Порой он освящал храмы или восстанавливал богослужения, назначал священников из своих учеников. Он поднимался в горные деревни, где люди уже забыли о значении таинств, крестил сотни тысяч людей в труднодоступных районах.

Его трудами было построено несколько сотен проскинитариев. Греческое слово «проскинитариа»можно перевести как «поклонные часовни», посвященные какому-то святому, с его иконой и лампадкой. И туда на общую молитву по призыву Космы приходили люди из соседних селений, где не было церкви, и там они зажигали лампады, молились.

Это было сделано для того, чтобы сплотить людей из разных селений, сплотить между собой греков, славян, валахов, объяснить, что они православные, что православие их объединяет и что они должны держаться вместе, а не быть обособленными.

Также святой Косма восстанавливает традицию престольного праздника, когда люди из разных соседних селений стекаются в деревню, где празднуется престол, и там общаются между собой.

Вот сейчас вы увидите фотографии, конечно, многие постройки уже современные, но находятся на месте проскинитариев, которые были основаны Космой, или кресты установлены на месте его проповеди. Вот вы видите дерево, рядом с которым он проповедовал. Вот таких крестов или каких-то памятных часовенок сотни в Греции. В Албании был богоборческий режим, много было разрушено, но остались вещественные источники – деревья или камни, где он проповедовал.

Вот видите, надпись на месте, где учил святой: «Равноапостольный Косма 25 мая 1778 года, на его проповедь собралось 3700 человек». Это камень, на который он взошел во время своей проповеди. Много чудесных событий, о которых я рассказывать не буду, связано с его жизнью и проповедью. Он известен был как чудотворец, к нему приходило много мусульман.

Известны удивительные случаи, например, когда однажды шум от птиц перекрывал его проповедь, он сказал: «Птицы, замолчите», и установилась абсолютная тишина. Или, например, он призывал христиан не работать в воскресные дни, и однажды женщины, которые замесили хлеб и поставили его печься в воскресенье, не послушавшись Косму, когда достали хлеб, увидели, что он весь пропитан кровью. Известно и много других случаев, включая исцеления тяжелобольных, по молитвам святого Господь даже воздвигал умерших.

Что касается отношения к Косме разных слоев населения, то в основном была безграничная любовь, но были у него и определенные категории противников, это прежде всего ростовщики и представители знати. Дело в том, что он запретил занимать у ростовщиков деньги, он был категорическим противником ростовщичества. Он много отводил этому внимания в своих проповедях. Так как его слово было очень сильным, то многие ростовщики оказались на гране разорения.

Также он призывал к почитанию, хранению воскресного дня. Хотел, чтобы в воскресенье люди посещали храм, и устраивал образовательные кружки для взрослых, чтобы взрослые изучали Священное Писание, учили грамоту и были включены в процесс обретения знания и изучения святоотеческой литературы и Евангелия.

Он говорил, соответственно, что в воскресенье не надо ни торговать, ни работать. А так как торговые дни традиционно были в воскресенье, по призывам Космы их стали переносить на субботу, а суббота — это был шабат, в который не могли торговать иудеи, а среди торговцев их было немало. И это вторая категория врагов Космы Этолийского.

Кроме того, его проповедь привела к закрытию многих ювелирных мастерских и лавок, потому что он призывал женщин отказываться от дорогих украшений, от золота в период, когда народ находится в таком тяжелом состоянии, и направлять эти деньги на поддержку образования.

Если говорить о знати, то те соглашатели, которые приняли ислам и которые были близки к всевозможным правителям и не заботились о православном народе, тоже не любили Косму. Были случаи нападения, например, на острове Керкира (Корфу) на него напали подкупленные торговцами вооруженные люди, но люди его отбили, сохранили ему жизнь. Таких случаев было несколько.

Еще сохранились интересные воспоминания современника Космы, человека нейтрального, и он пишет следующее: «Евангельская простота его проповеди и убедительность его слов вызывали такое исправление нравов, что враждующие семьи примирялись между собой… Богатые красавицы отказывались от драгоценностей и отдавали их бедным и церквям… Награбленное возвращалось. Обиды прощались. Развращенные и опустившиеся люди обретали веру, некоторые становились монахами и следовали за Космой. Все жители острова стали словно одна семья».

Теперь что касается школ, основанных святым Космой Этолийским. Есть определенная дискуссия, долгое время рассуждали, сколько именно школ он основал. Сейчас учеными достигнут консенсус, считается, что он основал от 900 до 1200 школ. Даже самые осторожные и критически настроенные люди признают, что Космой Этолийским было основано около 900 школ.

Какие это были учебные заведения? Были учебные заведения, работу которых он восстанавливал: то есть они были закрыты, но оставалось какое-то здание, он просто назначал туда учителя, и они возобновляли свою работу.

Некоторые школы были открыты как «следствие его учения». В центральной деревне района он обычно открывал школу сам, а его ученики или люди, которые слушали его проповеди, следуя его заветам, открывали подобные школы в различных населенных пунктах более мелкого масштаба.

Каковы особенности системы образования Космы Этолийского? Во-первых – это всеобщий и бесплатный характер. Он говорил о том, что образование должно быть принципиально бесплатным и образование должно быть и для мальчиков, и для девочек. Для XVIII века это было в новинку, потому что даже в Европе об этом еще говорили мало, но он уже говорил о том, что девочки тоже должны учиться в этих школах.

Из каких источников поступали средства на строительство? Это доля от храмовых земель, и от продажи сельскохозяйственных товаров, и пожертвования, дары. И если этого было недостаточно, он объявлял дополнительный сбор средств.

Он установил практику воскресенья, когда средства от продажи сельскохозяйственных продуктов воскресного дня шли тоже на поддержку школ. Естественно, это была не только поддержка самого открытия школы, но и средства на назначения учителей и обеспечение их заработной платой. Эти школы были школами начального уровня, где люди учились грамоте и получали базовые знания.

Косма также основал по разным данным от двух до четырех высших школ. Точно известно о двух высших школах, одну из них вы видите, она была основана при монастыре, который вы видите на экране, на территории современной Албании. Эти школы готовили проповедников и преподавателей, которые уже направлялись в ранее открытые школы низшего уровня. То есть была продуманная система.

«Равноапостольный Косма Этолийский» – лекция Афанасия Зоитакиса

Деятельность Космы Этолийского была очень многогранной, в рамках сегодняшней лекции мы не успеем обо всем поговорить. Но надо сказать, что он часто давал практические советы, стремился, чтобы люди гармонично строили жизнь на земле, а не только стремились к спасению. Например, он давал советы по уходу за плодовыми деревьями, рассказывал о необходимости их прививать, и сотни деревьев были посажены самим проповедником или по его призыву.

Есть такие интересные монографии, где содержатся утверждения, что обычай сажать во дворах домов тутовые деревья тоже пошел от Космы Этолийского. Во многих проповедях он призывал защищать деревья, и действительно многие деревья были или посажаны им лично, или каким-то образом связаны с его проповедью или с пророчествами, которые он произносил. Некоторые из них вы видите. Рядом с этим деревом Косма Этолийский проповедовал в 1765 году.

Теперь несколько слов о массовой исламизации. Сохранилось много сведений от очень авторитетных, церковных людей о том, что благодаря деятельности Космы массовая исламизация во многих районах прекратилась. Например, один из епископов писал, что если бы не этот проповедник, то «в тех местах не осталось бы ни одного православного христианина».

Он борется с исламизацией сразу по нескольким направлениям. Во-первых – это образование, во-вторых – это сохранение народных обычаев. Чтобы православные отличались от турок, он запрещает мужчинам носить фески с длинными кисточками, брить головы, женщин призывает надевать платки и сам раздает несколько десятков тысяч платков. Еще одним направлением была поддержка языка Церкви, который в тот период был греческим языком, как он говорил — поддержка языка Евангелия. Дело в том, что в приграничных с Албанией населенных пунктах многие православные, забыв греческий язык, начинали принимать ислам. И он, неоднократно посещая этот регион со своей проповедью, добивается в поддержке языка значительных успехов.

Было проведено интересное исследование греческой ученой Марией Мамасулой, которая выяснила буквально по населенным пунктам, что там было до и после деятельности Космы, как в больше чем 200 населенных пунктах люди вернулись к использованию греческого языка.

Косма сотрудничал со многими участниками так называемого филокалического (святоотеческого) возрождения Никодимом Святогорцем, Макарием Коринфским, Евгением Вулгарисом. Например, он распространял литературу, которую издавал тот же Никодим Святогорец. Известные произведения Никодима Святогорца (думаю, что большинство их знает) распространялись Космой через систему образования.

Много можно сказать о том, что Косма Этолийский был исихастом, он говорил о том, что исихастская практика должна распространиться не только среди монашествующих, но и среди мирян. По свидетельству, например, недавно прославленного в лике святых преподобного старца Паисия, Косма Этолийский научил греков Иисусовой молитве. В каждой его проповеди есть призыв к творению Иисусовой молитвы. Он объясняет, как изготовить четки, распространяет более трех сотен тысяч четок (если следовать житию Никодима Святогорца, там есть об этом свидетельство).

Например, в некоторых населенных пунктах до сих пор распространена святогорская версия Иисусовой молитвы именно в той редакции, о которой он говорил в своих проповедях: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешного».

Среди слушателей Космы Этолийского были и люди знатные, тоже его почитатели. Самый известный пример – это Али-паша Тепеленский, очень известный исторический персонаж, он фигурирует даже в знаменитом романе Дюма «Граф Монте-Кристо». Этот знаменитый Али-паша Тепеленский, человек весьма жестокий и гордый, очень почитал Косму Этолийского и всячески ему покровительствовал. Это связано, прежде всего, с пророческим даром святого.

Они познакомились, когда Али еще не очень был известен, и Косма, как признавался потом Али, рассказал ему всю будущую жизнь, буквально расписал все грядущие события, и за это он его очень почитал. И потом, когда Косма Этолийский был предан мученической кончине, Али построил в честь него монастырь и греческую школу, где преподавался греческий язык в память о Косме Этолийском.

Когда мусульмане насмехались над ним и говорили: «Что же ты так почитаешь христианина?» – он отвечал: «Покажите мне такого мусульманина, как этот христианин, и я поцелую ему ноги».

Али был человеком суеверным и богобоязненным. И здесь сложно сказать, кого он больше боялся – Бога или судьбы, но по крайней мере личность Космы произвела на него неизгладимое впечатление, и он действительно старался сделать все, к чему призывал Косма.

Еще интересно, что Косма Этолийский призывал мусульман не брать христианок в качестве кормилиц для своих детей. Он говорил им, что они утратят свой воинственный дух, потому что заразятся от христиан малодушием. Святой делал это для того, чтобы христианок не брали в гарем и не отрывали от их семей. Более полутора тысячи христианок вернулись домой благодаря Косме.

Еще несколько интересных современных фактов. В Греции почитают Косму пожарные, например, они объявили его своим покровителем, потому что он говорил: «Сохраняйте деревья, защищайте деревья». И его почитают те, кто занимается бездомными детьми, потому что Косма покровительствовал сиротам. Он очень часто призывал в своих поучениях к тому, чтобы сирот усыновляли. И по его призыву очень много детей было усыновлено христианами из богатых зажиточных семей.

И еще интересный момент. Я уже сказал, что он перенес торговые дни с воскресенья на субботу, и это почитание воскресного дня очень сильно укоренилось среди греков. Историки полагают, что так вышло во-многом благодаря Косме Этолийскому. Когда церковная комиссия уже при короле Оттоне Виттельсбахе в середине XIX столетия сделала доклад инославному греческому королю о ситуации в Греции с религией, с верой, они указали, что грек скорее предпочтет умереть, чем будет работать в воскресный день.

Чувствуя, что его земной путь подходит к концу, Косма развивает более активную деятельность.За последние два года своей жизни, хотя ему было уже шестьдесят лет, он оставил много посланий жителям деревень, где им были основаны школы. На острове Кефалония сохранилось несколько таких посланий. Он не просто основывает школы, не просто назначает преподавателей, а пишет вот такие письма:

«Возлюбленные братья, мои духовные чада, жители деревни Залого. Молюсь за вас, прошу Господа о вашем духовном и телесном здравии». Дальше он рассказывает, как он посетил, основал школу, и говорит, что «вам следует всегда помогать вашей школе собственными средствами, сообща, с урожая общинных земель, дабы получить от Господа награду и почет среди людей. Я же ваш должник и буду просить Господа благословить селение ваше, школу и детей. Да сподобит Он вас прожить жизнь эту хорошо и богоугодно, а после удостоит вас Рая, дабы радовались вы и восславили Пресвятую Троицу. Иеромонах Косма, недостойный слуга ваш».

Таких писем было написано десятки. Люди прямо называли его святым, почитали его. Когда они получали такое письмо, это было благословение. Они его бережно хранили с таким воодушевлением для того, чтобы эти школы функционировали.

Когда греческий путешественник приехал в Грецию в начале XIX века, он сказал, что нет ни одного селения, где бы не было школы, функционирующей на общинные средства. Это были те школы, которые были основаны Космой. И было много знаменитых учеников и очень много людей, которые стали потом видными греческими общественными деятелями, среди выпускников школ Космы.

А теперь что касается отношения с властями, с турками, с венецианцами. Это интересная тема, отчасти спорная. Как Косма относился к османскому владычеству? Помимо организаторских талантов, он обладал дипломатическим даром. Он умел найти общий язык и с турками, с властями, умел не лезть на рожон, не призывать к оружию или к неповиновению и сосредоточиться на главном: на просвещении населения, на распространении православной веры.

Он действовал очень тонко. В каждой области он получал разрешение правящего епископа, получал разрешение местного турецкого паши и только тогда начинал действовать. Его отношение к Османской империи было такое же, как у Никодима Святогорца и у многих других людей, которые были близки к православной традиции. Они говорили о том, что турецкое владычество было послано Богом промыслительно для защиты Греции от экспансии Запада. Такое мнение есть и у наших русских святых, говоривших, что татаро-монгольское иго было попущено как раз для защиты от западной опасности.

Косма говорил, что «турок, как собака, нас охраняет, турок не может повредить нашей вере, дай ему кость и выброси его из своей головы». То есть заплати ему налог, который турки требовали, и дальше можешь более-менее свободно жить, и функционировать, и развиваться. Но при этом есть данные о тайном учении Космы Этолийского, о том, что он как-то пытался организовать население на уровне общины, в частности о его контактах с так называемыми клефтами.

Клефты – это такие люди, которые собирались в разбойничьи отряды, не подчинялись туркам, да и своих соотечественников грабили. Они были своего рода партизаны, но они не партизанили против властей, а вели свободную жизнь и всячески старались никому не подчиняться, не платили налогов. Народная молва связывает Косму Этолийского со многими из них.

Существуют рассказы о встречах Космы со многими из лидеров этих отрядов и о том, что один из знаменитых клефтов Тоцкас, очень известный человек, подружился с Космой и после встречи со святым прекратил нападение на православных, прекратил грабить своих соотечественников, а потом уже во время национального освободительного движения был одним из самых активных борцов против османского ига.

Теперь мы переходим к такой странице как мученичество Космы Этолийского. Косма в своих проповедях не раз подчеркивал, что готов к принятию мученического венца. Он говорил: «Я прошу Христа, чтобы Он удостоил меня пролить за Него свою кровь, подобно тому, как Он когда-то пролил ее за меня».

Было несколько попыток с ним расправиться со стороны его врагов, и сохранились интересные исторические документы (сейчас историками они признаны достоверными) о том, что за голову Космы одному из местных турецких военачальников Курт-паше была заплачена сумма, эквивалентная современным полутора миллионам долларов.

Была организована хитрая операция. Косму заманили в ловушку и с четырьмя учениками арестовали якобы для того, чтобы повести на допрос к самому Курт-паше. По дороге ему объявили о том, что есть приказ его казнить, потому что он якобы агент Москвы, агент России.

Данных о том, что он действительно таковым был, нет, и скорей всего это был повод для убийства, формальный предлог. Святой был удушен. Перед этим, как вы видите, он сложил руки крестообразно. Они хотели его связать, но он сказал, что не будет сопротивляться, благословил все четыре стороны света и был удушен. К шее его был привязан камень, и тело его было брошено в реку. В правой стороне слайда с фреской можно увидеть как раз обретение его святых мощей.

Христиане искали его несколько дней, и иеромонах Марк из Ардевузского Введенского монастыря (это происходило на территории Албании) нашел святого, который стоял как живой на воде. Он отнес его и предал погребению в Введенском монастыре.

Вот эта самая первая фреска с изображением Космы Этолийского, 1779 год. Написано «Косма иеромонах». Это на месте его погребения. Потом на его могиле произошло сразу много чудес. Были сурово наказаны все, которые принимали участие в его казни, начиная от Курт-паши и заканчивая непосредственно исполнителями.

К его могиле стали стекаться сотни людей, и началось народное почитание. Сразу было издано житие, где Никодим Святогорец уже прямо называет его святым. В разных источниках его называют равноапостольным, священномучеником, новомучеником, святым, и он был включен в синаксарий Константинопольского патриархата и в Минеях 1818 года упоминается как святой. Но официальное прославление состоялось лишь в 1961 году.

Здесь есть разные мнения. В научной среде некоторые говорят, что это было вызвано давлением недругов Космы, которые были очень влиятельны и протестовали против его канонизации. Но это нисколько не мешало народному почитанию, как мы с вами сейчас увидим. В России его имя было внесено 20 марта 2008 года в месяцеслов с благословения святейшего патриарха Алексея II.

Теперь мы переходим к рассказу об иконографии Космы Этолийского. Раньше этим мало кто занимался. Один из греческих ученых Михаил Пандулас, на тот момент депутат греческого парламента, взял на себя труд и за год объехал Грецию, Албанию, Бывшую Югославскую Республику Македонию. Он нашел больше 290 фресок, икон и литографий Космы Этолийского, которые были созданы в разных храмах, в том числе и на Афоне, в Албании, в Греции, в Румынии, еще до его официального прославления.

Интересно, что не было единого канона, потому что канонизации не было, и каждый его изображал в соответствии с собственными представлениями. Поэтому иконы не похожи друг на друга. Здесь вы видите икону 1789 года. Это 1797 год в одном из монастырей области Лариса. Это уже конец XIX века.

Есть даже такая интересная икона, у меня, к сожалению, сейчас ее нет, где он изображен в белом клобуке, как носят русские архиереи, в образе русских святых. Самые разные здесь были варианты. Вот 1860 год. Это вообще масляными красками написанная картина 1902 года, которая хранится в афонском монастыре Пантократор. Самые разные иконы. Многие в народном стиле. В Албании было очень много интересных фресок.

В Греции есть традиция, очень неправильная, регулярно обновлять фрески. Люди жертвуют какие-то деньги. Прямо по-новому закрашивают старые фрески. Поэтому он находил где-то ноги, где-то лицо Космы Этолийского. Он буквально исследовал и находил старые изображения. Порой люди даже не знали, что на них изображен Косма Этолийский, хотя их предки его изображали очень часто.

Вот самые разные, видите, иконографические типы. Вот интересный афонский тип. Это начало XIX века, она находится в афонском монастыре Пантократор. Здесь он похож на святителя Макария Коринфского и на некоторых других святых. Это такой традиционно афонский тип изображения.

Что касается устной традиции, то, конечно, в каждом селении, где он побывал со своей проповедью, до сих пор хранятся воспоминания. Если вы приедете в любой населенный пункт, то люди, даже современные молодые, вам начнут рассказывать, что им рассказывали их предки о том, где Косма стоял, что он сказал, что произошло там-то. Целая группа этнологов занимается в Греции записью всех преданий и введением их в научный оборот.

Сразу после кончины святого на месте обретения его мощей была воздвигнута небольшая часовня, известная как «Малая церковь святого Космы». Потом его мощи Али-паша перенес в город Янина. Французский путешественник попал на это событие и говорил, что собрались десятки тысяч человек. Начались работы по строительству монастыря Космы Этолийского, которое было закончено в 1814 году.

Весь XIX век монастырь был объектом массового паломничества, особенно в праздник святого Космы. Очень много мусульман приходило на его могилу, потому что он почитался великим чудотворцем. Многие мусульмане получали исцеление. У мусульман бывают такие примеры, например, сейчас в Турции на место чудотворного образа св. Великомученика Георгия приходят каждый год тысячи мусульман, потому что считается, что он действительно заступник, многим помогает. Мусульмане стремились к могиле святого Космы весь XIX век, до начала ХХ века.

Еще такой интересный момент мы видим – это алтарь этого монастыря. Это сохранившиеся металлические кресты Космы Этолийского. Вот некоторые деревянные кресты. Многие места, где он проповедовал, потом стали называться Ставрос, то есть «крест». Вот это место называется Ставрос. Малых крестов разных типов сохранилось десятки. Вот деревянных не так много, и они благоговейно хранятся. Есть и другие вещественные памятники: личные предметы, ботинки, священные сосуды, трость, кадило. Эта окровавленная рубашка хранится на острове Керкира, там на святого было совершено нападение.

В монастыре Филофей хранится его епитрахиль и часть облачения. Целое селение Тсираки было переименовано в Святой Косма (Агиос Космас).Фамилии «Космас» получили широкое распространение в Греции. Многие брали его имя в качестве фамилии. И в народном песенном фольклоре часто упоминается его имя. День поминовения святого был объявлен выходным днем еще Али-пашой, потом это было подтверждено в 1962 году указом короля Греции Павлом.

В Албании особо почитают святого Косму. Все известные деятели Албанской Церкви (и Феофан (Ноли), и Христофор (Киси), архиепископ Тиранский) составляли службу равноапостольному Косме на албанском. Феофан (Ноли) назвал Косму одним из величайших святых, а день его памяти – одним из величайших праздников Православной Церкви. Фрески с изображением святого Космы появлялись даже в период богоборческого режима Ходжи. Есть две фрески, которые появились в албанских храмах в этот период, несмотря на запрет на любую религиозную деятельность.

Это могила, куда перенесены были мощи Космы, уже в монастырь, основанный Али-пашой Тепеленским. По преданию, во времена борьбы с религиозной символикой была попытка разрушить крест, но когда на это место приехали полицейские, то, как только они попытались демонтировать крест, произошла мощная вспышка. В полицейском отчете они написали, что произошел взрыв. И они отказались от этой идеи. Православные считают это чудом.

Сейчас уже мощи опять перенесены. Большая часть находится в Кафедральном соборе в столице Албании, части – в разных местах Греции, в том числе на Афоне. К сожалению, утрачена глава Космы Этолийского, она была украдена и ее местонахождение не известно.

У нас есть еще немного времени, поэтому я скажу несколько слов о научном изучении Космы Этолийского. Только в прошлом году в Греции было четырнадцать посвященных ему научных конференций. Его проповеди переведены на многие языки, в том числе и на русский. Вы видите несколько храмов, посвященных святому Косме в разных местах и странах.

В 1929 году была издана работа «Святой Косма в устах народа Эпира», и это стало толчком к тому, чтобы появились сначала сотни, потом тысячи, а сейчас более десяти тысяч работ, посвященных изучению разных аспектов деятельности Космы Этолийского. В основном это исследования, написанные на греческом языке. Но это неисчерпаемая тема, потому что настолько многогранна личность Космы, что историки находят все новые источники и свидетельства. Появились множество музыкальных произведений, несколько театральных постановок, художественные и документальные фильмы и публикации самого разного плана.

Теперь буквально еще два слова о подходе Космы Этолийского к образованию. У него были элементы научного образования, в том числе в проповедях. Например, борьба с суевериями и предрассудками. У него была такая идея, как он говорил: «Школа открывает церкви, школа открывает монастыри». Важен был сотереологический аспект образования – грамотность как путь к богопознанию, начальный этап.

Он также говорил, что наша Церковь, наша вера была утверждена образованными людьми, святыми отцами. При этом он противостоял культу разума, который проявился в европейском Просвещении. В одном из своих поучений он явно намекает на европейских просветителей и говорит, что отрицает естественный закон, естественное право, которое базируется на эгоизме, рационализме.

Религия была для Космы главным объединяющим фактором. Он ставил веру выше крови и стремился укрепить единство всех православных народов и достиг в этом определенных успехов. Он оставил очень значимый след в православном богословии.

Во-первых, ему была свойственна простота. Как писал Никодим Святогорец, учение его «было подобно учению рыбарей», то есть было весьма просто, но при этом содержало глубокие богословские истины, например, когда он рассуждает об ангельской иерархии или излагает догматы о Святой Троице.

Он очень просто излагает, хотя и опирается на творения Григория Паламы и Иоанна Златоуста и приводит много неизвестных примеров, которые он подчеркнул из афонских архивов. Например, в его поучениях есть интереснейшее народное предание о Юлиане Отступнике. С одной стороны, простота, с другой стороны – в простоте сокрыты глубокие смыслы.

Главный документ, памятник, который нам остался от Космы, – это его поучения, которые были записаны его учениками. Потом они их использовали для проповеднической деятельности. Они путешествовали и читали эти поучения в разных областях, в частности побывали в Пелопоннесе и на Крите, где не был сам Косма.

Эти поучения потом распространялись огромными рукописными тиражами. Тематически они охватывают священную историю от творения мира до Второго пришествия. Весь цикл был от трех до четырех поучений, как раз получался полный цикл истории мира.

У него были определенные тематические рамки, но он их очень творчески менял. Например, там, где большинство людей не были крещены, он рассказывал о необходимости крещения, там, где был экономический кризис, он рассказывал, как прививать плодовые деревья. Сотни вариантов разных поучений, адаптированных под каждого конкретного слушателя. Причем часто видны расхождения даже в языке.

Когда он бывал на Ионических островах, где жили венецианцы, у которых был очень высокий уровень грамотности, он говорил на более высоком, книжном языке. Когда он был среди людей, которые были полудикими, то он использовал просторечие, повседневную крестьянскую терминологию, рассказывал притчи, приводил примеры из жизни.

«Равноапостольный Косма Этолийский» – лекция Афанасия Зоитакиса

Его слово было по-настоящему живым, и оно находило своего слушателя. Для начала он задавал несколько вопросов, начинал диалог, понимал, чего люди от него ждут, в каком состоянии они находятся, и адаптировал свое учение под их непосредственные нужды. Вот эта одна из его рукописей 1822 года. Рукописи переписывались многократно. Есть и ранние, которые были записаны учениками, есть и последующие, которые неоднократно переписывались.

В его поучениях главное слово – любовь, любить, оно у него очень часто используется, причем всегда в настоящем времени: не прошедшая, ушедшая любовь, не намерение любить Бога и людей в будущем, а настоящая любовь к людям здесь и сейчас.

Теперь мы переходим к такой животрепещущей, интересной теме, как пророчества, которая обычно очень интересует людей. По этому вопросу существует большая литература. В отношении некоторых пророчеств авторство Космы Этолийского было отвергнуто: они были ему приписаны, а потом было установлено, что он их не произносил.

По поводу некоторых есть споры: произнес ли их Косма? По каждому пророчеству есть статьи, по каждому вещественному источнику буквально все проанализировано. Я буду говорить о тех пророчествах, в отношении которых более или менее установлено, что они были произнесены Космой Этолийским. Есть интересный документ XIX века, так называемая албанская рукопись, которая была найдена в ХХ веке, это семьдесят два пророчества Космы Этолийского, которые были записаны на албанском языке в Коране, прямо внутри священной книги мусульман.

Тематически это освобождение от Османского владычества – первая группа, вторая – освобождение Константинополя, третья касается конкретных мест, территорий, людей, будущих войн, будущего человечества (образование, экономика, социальные процессы будущего, экологические проблемы, научные изобретения).

Предсказаны такие явления, как автомобили, самолеты, телефоны, спутники, интернет, видео, аудиозаписи. Причем пророчества известны по рукописям XIX века, это не то что потом в ХХ веке кто-то благочестивый придумал, что якобы святой предсказал все это в XVIII-м. Эти пророчества в то время не были поняты, но, так как люди почитали Косму, они записали все эти слова и донесли их до нас, до нашего времени. Хотя они и не понимали и не верили, что будет повозка без лошадей, которая будет мчаться быстрее зайца, они это записали и донесли до нас.

Первая группа – это пророчества о желаемом. Его спрашивали: «Когда придет желаемое, чаемое (т.е. освобождение»)? Он говорил, что «желаемое придет к вам в третьем поколении», что действительно произошло для этой области. Или конкретное, например, пророчество, связанное с определенными деревьями:

«Когда палка врастет в дерево, тогда придет желаемое. Случится знамение, не пугайтесь, на рассвете уходите в те горы, и много душ там спасутся. Из вещей не берите с собой ничего, спасайтесь сами. Беда продлится не больше 24 часов».

Когда действительно это произошло, они действительно ушли в горы и все там спаслись. Есть разные варианты, например, про кипарис. Жители одного населенного пункта не верили, что придет освобождение, и он сказал им: «Если кипарис засохнет немного с вершины – Греция освободится, если начнет сохнуть снизу – не обретете свободу». И они действительно ходили много лет на это место и смотрели.

И вот в 1912 году, когда началась Балканская война, подсохла вершина кипариса. Эта весть быстро распространилась. Этого было достаточно, чтобы люди воодушевились. И действительно скоро эта область обрела свободу. Там есть вообще поразительное: «Сначала придут красные колпаки, потом на пятьдесят четыре года их сменят англичане, потом будет греческое государство».

Красные колпаки – это французы, потом было пятьдесят четыре года английского владычества, потом Ионические острова были присоединены к Греции. Много было таких практических моментов: «Когда случится то-то и то-то, уходите в это место и спасетесь». И люди действительно ждали. Например, про 1940 год, когда была война с фашистской Италией, Косма сказал:«Беда дойдет до креста, но не спустится ниже». И один старик 94 лет, который слышал об этом от своих предков, сказал: «Всем уходить не надо, святой сказал, что беда не спустится ниже».

И он был против эвакуации. Его даже обвинили в саботаже, в том, что он чуть ли не агент итальянцев. Он все равно настаивал на своем, и действительно в этом месте греки впервые дали серьезный бой итальянцам и перешли в контрнаступление. То есть беда дошла до креста, а дальше не спустилась.

О Константинополе я говорить не буду, потому что пророчества о нем все еще не исполнились и они имеют разнообразные трактовки. Есть пророчества о судьбе городов, конкретных людей, о будущих войнах. Например, причиной Первой мировой войны названа Далмация. Образно описаны будущие войны: «Вы увидите, как люди, словно черные птицы, будут летать по небу и низвергать пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: “Выходите вы, мертвые, чтобы мы, живые, вошли на ваше место”». Так описан ужас бомбардировок.

Что касается экологических проблем, то про это тоже есть поразительные пророчества. Например: «Придет время, и тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть». Современные люди уже могут понять, что это значит, а еще лет тридцать назад смысл этих слов не был понятен.

Или: «Однажды дворы наполнятся железяками. Источники иссякнут, а реки станут грязными. И даже о временах Антихриста: «Исполнится время, и наступит великая жажда, дьявол же будет ходить по низинам со своими “штуковинами”», наполненными водой. Но давать её будет только своим». Это пророчество еще ожидает своего исполнения.

Вот пророчества о разных научных открытиях: «Появятся железные лошади, передвигающиеся чрезвычайно быстро»; «Придет время, когда весь мир будет опоясан (связан) одной ниткой»; «Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например, из Константинополя с Россией»; «Придет время, и люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах»; «Придет время, когда можно будет слышать, как умершие говорят, и даже их видеть».

И в заключение пророчества, связанные с нашими временами. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться, как обычные люди, и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас». Новый такой тип грабителей. «Наступит время, когда брат поднимется на брата». Или:«После мировой войны люди будут есть золотыми ложками». Есть мнение, что это после Второй мировой войны, когда настало относительное благополучие.

«Придет время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких». Или: «Придет время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме». Это о появлении многоквартирных домов. Большие коробки – это города, а старые люди – это те, которые остались в селениях. «Налогом обложат даже куриц и окна». Раньше считалось, что это просто о больших налогах, но в Греции после кризиса 2008 года действительно сначала налогообложение стало зависеть от количества окон в частном доме, а потом уже ввели налог и на каждую курицу.

И в заключение наставление, призыв к тем, кто будет жить в последние времена: «Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».

«Что будет у вас – все отдайте, берегите только ваши души». Это главный призыв Космы Этолийского. Он говорил, что с Христом и с Церковью ничего не страшно. Говорил, что, может быть, даже мученичество придется перетерпеть, и обиды, и боли, и скорби, но православный человек не должен бояться, должен быть настроен оптимистично.

И действительно он смог воодушевить людей и показать им, что они могут изменить судьбу отечества и могут восстановить его из руин, что и произошло благодаря его деятельности.

Он почитается сейчас как человек, который стоял у истоков возрождения греческого народа и соседних народов. Потом из-за политических причин начались распри. Когда на Балканах начала литься кровь, его имя как человека, который призывал православных быть вместе, уже было немножко забыто.

Все греки, славяне, румыны должны быть, по слову Космы, едины. Этот призыв Космы к единению в условиях современного мира, в условиях, когда льется братская кровь, когда брат восстал на брата, когда многие забыли свою историю и обрушивают на головы своих единокровных собратьев бомбы и выстрелы из залповых орудий, должен быть услышан.

Святой Косма призывает опомниться, одуматься и понять, что православие объединяет всех. Сейчас имя святого Космы постепенно становится известным во всем мире.

Вот сейчас вы видите монастырь Космы Этолийского, основанный в Канаде старцем Ефремом Филафейским. Поучения Космы переведены на основные мировые языки. Например, когда в декабре 2014 года в Греции проходила одна из конференций, посвященных святому, то по интернет-трансляции за ней наблюдали несколько десятков тысяч человек из 89 стран мира.

Слова и пророчества святого Космы – не только памятники эпохи, они и сегодня очень актуальны и востребованы современными христианами. К тому же они вызывают постоянный научный интерес. Многие ученые, один раз случайно столкнувшиеся со святым Космой, с его биографией или его пророчествами, испытывают потрясение и начинают серьезно изучать все, связанное с Космой Этолийским. Косма – уникальная личность и в греческой истории Балкан, и в мировой истории.

На этом я хотел бы завершить и поблагодарить за внимание всех, кто пришел. Если есть еще возможность и желание, я могу ответить на вопросы по итогам лекции.

Скажите, есть ли у святого Космы пророчества о судьбе России?

– Есть пророчества не конкретно о России, но такие, которые могут подразумевать Россию. Например: «На востоке будет царство бюрократии». Это нельзя напрямую отнести к России, может, он имел в виду Турцию или что-то еще, но некоторые толкователи это относят к России.

Или еще, например, если говорить о константинопольском цикле пророчеств, то в них нет прямого указания на то, что именно русские освободят Константинополь. Там просто говорится о том, что будет еще один единоверный грекам народ, который будет участвовать в борьбе за Константинополь. И традиционно его связывают с Россией.

Например, Паисий Святогорец, который очень активно толковал пророчества Космы Этолийского, как раз толковал их в этом смысле. Он говорил, что русские схлестнутся с европейцами за Константинополь и прольется много крови. Это слова, прочтение Паисия Святогорца, в самом тексте Космы ничего такого нет. Впрямую о России, о ее судьбе пророчеств нет. Пророчества Космы в основном касались мест, где он проповедовал, того, что интересовало жителей этих мест.

Есть универсальные пророчества, например: «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру». Это касается всей современной Европы. Такие процессы на наших глазах набирают обороты. Или вот о массовой миграции: «Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север, – уже близко будет».

Вы говорили, что он призывал женщин покрывать головы платками, но известно, что сейчас греческие женщины этого не делают.

– Если вы посмотрите документальные фильмы о Греции середины ХХ века, то там практически все женщины в платках. И сейчас в некоторых деревнях в греческих храмах вы увидите, что женщины старшего поколения в платках. Поэтому не носить платков – это традиция уже второй половины ХХ века.

Как раз есть данные, что белый платок, который Косма распространял, стал элементом национальной одежды области Эпир. Сейчас, например, в монастыре Космы Этолийского в Мегало Дендро есть надпись при входе с призывом к женщинам надевать платок следуя учению Космы или из уважения к памяти о святом.

А когда глава его была похищена?

– В ХХ веке. Кстати, его мощи чудом сохранились. Где они только не побывали в ХХ веке! Они были даже в музее атеизма, но даже в этот музей приходили люди им поклониться, албанцы в том числе.

Фото: Иван Джабир

Видео: Виктор Аромштам

Православие и мир


Опубликовано 10.03.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter