Дорогие отцы, братья и сестры!
Осталась всего одна седмица и окончится Великий Пост. Мы вступим в Страстную седмицу и вскоре станем участниками и свидетелями колоссальной битвы между жизнью и смертью. Войны, в которую вступит победительная любовь Господа, Который стал человеком ради нашего спасения. Вновь мы сможем пережить и понять, что в этом мире есть только Бог и мы. Что есть только Божественная личность и мы – люди, которые тоже могут стать личностями по мере уподобления Ему. Но на пути этого уподобления мы часто выстраиваем крепкие стены, строим крепости, которые закрывают от нас лик Всевидящего Творца, лик Божественной Любви. Но вместе с тем мы знаем, что в этих крепких стенах наших грехов и несовершенств есть дверь. Эта дверь – покаяние.
Вчера Святая Церковь напоминала нам о том, что мы можем всегда открывать эти двери покаяния. Но важно понимать, что они открываются не нашими силами, а совместно — Богом и человеком. Эти двери покаяния Господь открывает вместе с нами. Он их открывает как бы изнутри, а мы – снаружи. Человек не имеет власти и силы сам отверзнуть двери покаяния без участия Божия. Но и Бог не хочет нарушить нашей воли и насильно открыть для нас этот путь спасения. Об открытии дверей покаяния мы молились вчера, как бы напоминая самим себе о том, что эти двери должны быть отверсты в течение всей нашей жизни. И даже когда на сердце камень, когда сердце молчит и «прильпе язык к гортани», и молитва престает, мы должны вновь и вновь взывать: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Потому что только этим путем можно обрести дорогу к Божественной Личности. Дорогу к Богу, без Которого мы не можем быть настоящими людьми.
Прошедшая седмица была наполнена очень многими словами, с которыми Христова Церковь обращалась к нам. В среду мы собирались на вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров и внимали покаянным стихирам, которые заканчивались удивительными словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В тот же вечер мы вновь внимали словам преподобного Андрея Критского и молились вместе с ним. В покаянии обращаясь к Всеведцу, Творцу и Богу нашему. Этот день мы посвятили также памяти преподобной Марии Египетской и слушали за утреней четверга пятой седмицы Великого Поста ее потрясающее житие. Житие, которое мы слышим каждый год, но которое, всякий раз приходит в нашу жизнь как нечто новое, как то, что оживает в нас с особой силой, способной заставить задуматься над нашей жизнью и преобразить наше земное бытие. И еще на этой седмице мы обращались к Той, Кто стала мерилом совести для преподобной Марии Египетской – к Богородице. К Той, которой «радость воссияла, и клятва исчезла», которую мы воспевали, как «Адамово воззвание и Евиных слез избавление».
И вот нынешний день – это день, когда Церковь свидетельствует нам о том, как Бог смотрит на наше прошлое. У Бога нет нашего прошлого. Хоть оно и было постыдным, плохим и греховным, но если оно истлело в подвиге покаяния и в трудах ради Него, то Бог не видит этого прошлого. Мы – люди – способны по своему несовершенству хранить злую память, мы способны помнить то, что не нужно помнить. Удивительно, но Всемогущий и Всеведущий Бог Сам лишает Себя этой способности – видеть в человеке, то что было бы ему на погибель. Но Он делает это лишь тогда, когда человек растворяет в слезах покаяния всё то, что его обличает. Если он делами свидетельствует о своём изменении. Тогда Бог не видит больше этих прошлых ошибок человека.
Сложно себе представить – сорок семь лет в пустыне!.. Именно столько времени провела в ней преподобная Мария. И для большинства из тех, кто находится сегодня в этом храме, этот срок кажется подобным целой прожитой жизни. После семнадцати лет порока, ровно столько же преподобная Мария испытывала на новом пути своего покаяния тяжелейшие последствия бывшей греховной жизни. Но эти последствия не повернули ее назад. Они ее нещадно мучили, но не заставили ее сдаться и отступить от стремления приблизиться к Всеведущей любви и всепрощению Бога. И когда через много лет она разговаривала с преподобным Зосимой, то в своем покаянии она, с одной стороны, была лишена легкомыслия и чрезмерного упования на милость Божию, а с другой – того болезненного нездорового состояния отчаяния, которое мы часто испытываем, когда грех еще живет в нас, когда мы не сделали достаточного усилия для его искоренения. Она передавала свои прошлые грехи преподобному Зосиме так, будто это была истлевшая ветхая одежда. Ее грехи превратились в ничего не значащие лохмотья, неживые, прошлые, не способные уже обратить на себя внимание и по милости Божией даже уже не вызывающие болезненного сожаления.
Из жития преподобной Марии Египетской мы должны уразуметь, братья и сестры, то слово, с которым обращается к нам Святая Церковь. То послание, с которым Она вновь и вновь, как любящая, скорбящая и переживающая за нас матерь, уговаривает нас пойти по тому пути, который Она определяет для нас, зная, что это единственный путь спасения. Покаяние — это не просто слова, это не легкомысленное отношение, когда думаешь, что сегодня согрешил, а завтра покаялся. Покаяние заключается в болезнях, иногда очень тяжелых, в колоссальном изменении, в трудах, в подвиге, в аскезе, без которой нет никакого христианства. Оно во всём том, что ведёт к коренному преображению, где вместе с силой Божией, вступающей в войну со смертью, побеждает любовь, а вместе с ней побеждает и человек. Но только тот человек, который доверяется этой Божественной любви и терпит ради нее все, что угодно, даже саму смерть, лишь бы ее не лишиться.
Сегодня нередко можно слышать о том, что в нашем обществе много таких грешниц, как Мария. Если брать первую, самую трагическую и страшную часть ее жизни, то это действительно так. Но именно таких как преподобная Мария не так много в нашем обществе, потому что не то, что было началом ее жизни, определило итог ее земного странствия, а то, что было впоследствии, в течение сорока семи лет в пустыне, стало жизнью для этого человека. И поэтому она стала той женщиной, которую мы вместе с другой Марией, о которой будем петь в дни Страстной седмицы, можем парадоксально назвать целомудренной блудницей. Блудницей, которая стала святой. Блудницей, чьё греховное прошлое взор Небесного Отца уже не видит, а видит только святое и настоящее.
Молитвами преподобной Марии Египетской, на пути нашей жизни, уникальной в меру наших падений, в меру наших способностей и в меру нашей любви к Нему, Господь да поможет и нам осуществить то неповторимое, что позволит нам не буквально, но по сути пройти путь преподобной Марии Египетской. Дабы и мы в конце земного бытия могли, как ветхую одежду, сбросить с себя все те грехи и несовершенства, которые изобиловали в течение нашей жизни. И предстать перед Богом такими, какой предстала перед Ним Мария Египетская. Аминь.
Проповедь архиепископа Петергофского Амвросия, произнесённая в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за Божественной литургией в Неделю преподобной Марии Египетской, 25 марта 2018 года