Я родился и был воспитан в Англиканской «высокой» церкви и был представителем уже четвертого поколения англикан в моей семье и в моем городе. Наша община была плодом деятельности первой миссии Шотландской епископальной церкви (которая является частью Англиканского Сообщества) в Индии и вообще первой христианской миссией в моем городе. Британские власти тогда запрещали миссионерскую деятельность. Мой брат Поликарп был англиканским епископом. Во время своего богословского образования он узнал о существовании Православной церкви, но нигде не смог с ней соприкоснуться, если не считать яковитов-монофизитов, называющих себя православными. Изучение церковной истории и свято-отеческого богословия убедило Поликарпа в истинности православного вероучения и подвигло его попытаться выйти на связь с Православием.
Еще будучи англиканским клириком, до того, как стать епископом, мой брат отправил письма-предложения греческому православному митрополиту Гонконгскому и Юго-Восточной Азии, но мы так и не получили ответа на них. Спустя несколько месяцев он отправил письма Вселенскому Патриархату и в Московскую Патриархию. Но мы вновь не получили ответа на них. После нескольких месяцев ожидания мы отправили письма в Русскую Православную Церковь заграницей (РПЦЗ) и через два месяца получили от ее представителей ответ. Но несмотря на то, что наконец некий контакт был установлен, нам все же пришлось ждать еще год пока шли переговоры о возможности миссионерской деятельности в Индии.
Наконец в августе 2012 года по благословению архиепископа Егорьевского Марка миссионер из Москвы, по имени Сергей, посетил нашу общину. Ознакомившись с его отчетом о поездке, в ноябре 2012 года владыка Марк отправил священника Станислава из Карельской епархии для того, чтобы принять нашу общину в Православную Церковь через миропомазание.
До завершения диалога о вступлении в Православную Церковь у нас было 50 приходов и общин, но так как процесс перехода занял много времени, то большинство приходов вернулось обратно в Англиканскую Церковь, и только 5 приходов верно последовали за своим епископом, ставшим в Православной Церкви простым мирянином.
Когда мы решили войти в ковчег спасения – Святую Православную Церковь – наши англиканские друзья постоянно говорили нам, что мы делаем ошибку, но, милостью Божией, мы были счастливы, и были готовы на такую «ошибку». Тяжелейшее время было, когда большинство приходов решило вернуться в Англиканскую Церковь, когда они не смогли ждать дольше. Пребывая в тягостном ожидании, и я неоднократно спрашивал себя: «Действительно ли мы идем правильным путем? Почему так сложно и долго принять нас в Церковь, если Она истинное Тело Христово?» В объяснении Таинства миропомазания я читал, что возможность вернуться в ересь при переходе в Православие – это причина, по которой нельзя надолго откладывать переход. Это поразило меня – не должна ли Церковь более вдохновенно принимать тех людей, которые горячо желают стать частью Божией Семьи? Но Господь просветил мое сердце, и я понял, что Бог не забывает нас, Он лично призывает нас к Себе, однако это сильно раздражало врага нашего спасения, и он воздвигал на нашем пути препятствия.
Теперь, когда я в Церкви, я осознаю, что Сын Божий попрал сатану Своей стопой и принял нас в Свои объятья. Сейчас я вижу исполнение своей веры. Я не хочу сказать, что римокатолики, англикане или протестанты не имеют веры, – они, конечно же, веруют, но их вера осколочная, раздробленная, неполная, инославная. Но именно здесь, в Теле Христовом, я нашел полную, безошибочную православную веру. Я абсолютно убежден в полноте этой сокровищницы апостольской веры и в чистоте Церкви – Невесты Христовой, краеугольный камень которой есть Сам Христос, а столпы этого спасительного ковчега – пророки и апостолы. Здесь я чувствую себя в окружении множества свидетелей и в непрерывном общении со святыми всех веков. С тех времен, когда я еще был англиканином, мне запомнился один гимн:
«Как я могу очиститься от грехов?
Никак, только Кровью Иисуса!
О, драгоценный сей поток делает меня белым как снег. Иного источника я не знаю,но только Кровь Иисуса!»
– И я нашел исполнение этих слов именно здесь, внутри Тела Христова, потому что только здесь я получаю вечную жизнь, когда каждую неделю на Пиру Божием принимаю Тело и Кровь Пречистого Агнца, как пищу, уготованную прежде основания мира, Пищу, которая уничтожает мои грехи и вновь восстанавливает меня. Я знаю, что мне не хватит слов и языков, которые могли бы выразить то, что я обрел в Доме Божием. Да и как возможно нечистыми устами описать неописуемый истинный Покой, который обрела моя душа?
Я вкусил Источник бессмертия и горячо возжелал, чтобы мой народ также приобщился Ему и увидел, что «благ Господь». Индия — самая древняя из существующих в мире цивилизаций; это – страна, полная разнообразия, но и страна простых, религиозных людей. Именно в эту страну Преблагословенная Троица, благоволила направить Своего апостола для проповеди благой вести любви и прощения, благой вести о Царствии Божием. Это языческая страна, благословенная Богом через апостола Фому, апостола, который сомневался, но когда уверовал, бесстрашно пошел дальше всех апостолов. Индия – это страна, вспаханная трудами апостола Фомы и орошенная кровью его мученичества. Как Господь наш Иисус Христос сказал: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24). Первое пшеничное зерно – наш Господь – дало много ростков, и апостол Фома, будучи одним из них, уподобился своему Господу и Богу в Индии и тем самым посеял много новых семян. К сожалению, как Христос и сказал в Своей притче, враг посеял плевелы среди пшеницы. В Индии этими плевелами стала нечестивая несторианская ересь, которая выросла среди Православной пшеницы. Эти плевелы быстро выросли и заглушили пшеницу, выращенную апостолом Фомой. В течение тысячи семисот лет древний змей думал, что он победил, но, милость Божия и могущественное предстательство апостола Фомы его вновь задавили, и пшеница Православия вновь произрастает в Индии. Свет, который отец лжи затушил, вновь воссиял и уже никогда не погаснет, но и впредь, подобно ярко горящему солнцу, будет светить, свидетельствуя о Евангелии Солнца Правды. Это – земля апостола Фомы, и Бог сделал ее весьма плодоносной. В нашей вере и в нашем богослужении есть некое несравнимое ни с чем обаяние, которое проникает в сердца людей. И я свидетель тому, что многих людей в Индии Свет мира – Христос – привлекает к Православию. Мы сегодня привлекаем как и нехристиан, так и инославных. И слова Христа в точности описывают ситуацию в Индии: «жатвы много, а делателей мало» (Мф 9:37). В Индии есть великолепная возможность для миссионерства. Есть, конечно, опасность сопротивления со стороны радикалов, о которой миру уже известно. Но разве когда-то было время, когда делатель винограда Христова не был бы в опасности? Однако на сегодняшний день русская православная миссия в Индии очень мала, остро нуждается во многих необходимых вещах, и из-за этой нужды становится лицом к лицу со многими препятствиями. Но если нужды этой маленькой, скромной, но верной и плодотворной миссии будут удовлетворены, то я на сто процентов уверен в великом будущем успехе Православия в Индии. Это – как наши пальцы. Если у нас на руке есть только один палец, то он не сможет сделать многое из того, что мог бы сделать вместе с остальными четырьмя пальцами. Сегодня миссия в Индии — как один палец на руке. Для полноценной деятельности во славу Божию мы нуждаемся в помощи остальных четырех пальцев. Я уверен в Господе, что индийская миссия станет наиболее плодотворной в современном мире, потому что Господь уже подготовил мой народ к принятию Евангелия Спасения. Надеюсь, что многие люди в России присоединятся к нам в нашей миссии – привести людей к Свету Христовой Истины.
Климент Нехамаийя, Индия, студент Факультета иностранных студентов Санкт-Петербургской духовной академии.
Перевел с английского студент 3 курса бакалавриата Духовной академии Максим Трофимов