– Лазарь, друг наш, уснул! – – Господи, если уснул, то выздоровеет! Ученики думали, что Он говорил о сне обыкновенном, а Иисус говорил им о смерти его. (Ин 11:11-13)
Что значит этот праздник на излете поста? Не мы ли этим постом болели грехом, метались на ложе нашей жизни, бредили мирскими устремлениями и, в конце концов, умерли, как и Лазарь? Но вслушаемся, что Господь говорит о Лазаре, а значит и о нас, умерших как он. Милостивый Господь и в смерти ниспосылает нам луч надежды. Он говорит: «Друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Господь называет Лазаря другом, а смерть называет сном. Для Господа смерть, как сон, но для человека и сон становится знаком смерти. Уснул – значит умер.
Великий пост подошел к концу, мы боролись с грехом, как Лазарь боролся с болезнью. Но смог ли он победить смерть? И смогли ли мы принести плод поста? Может быть, этим плодом стали святость или же праведность и бодрость духа? Нет, скорее мы принесли плод греха и неправды. «Се боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие» (Пс 7:15). А беззаконие – не есть ли самая уродливая, самая отвратительная и смердящая смерть?! Смерть души и духа для Небесного Царствия, для Бога.
Но что же предпринимает в ответ на нашу духовную смерть Господь? Справедливо ли нас осуждает, отвергает ли или наказывает? Нет. Но еще не приблизившись, уже посылает нам луч надежды, именует друзьями и идет пробудить.
Все не случайно в нашей духовной судьбе, во всем премудрейшая забота Божия о нашем спасении и исцелении. Через все Господь наставляет и учит нас, лишь бы нам уметь принять Его заботу о нас больше, чем свою. И даже по видимости отсутствуя, когда мы испытываем скорби и тяготы, Господь присутствует рядом, во всем простирая на нас Свою заботу. Таким образом, и пост, являя некий образ богооставленности, становится спасительным. Ведь Сам Господь и эту богооставленность делает промыслительной. Именно поэтому Христос говорит ученикам: «Радуюсь за вас, что Меня там не было, дабы вы уверовали!» (Ин 11:15). Богооставленность и болезнь – внешнее отсутствие Христа, но и в этом отсутствии – Его непостижимый промысл, дабы поняли, что лишь Христос – Жизнь, а все, что без Христа – лишь смерть. И не просто поняли, но уверовали в чувстве сердца, опытно познали пришествие Христово и услышали Его повелительное: «Гряди вон!».
Вот, что значит для нас этот праздник, этот последний аккорд поста. Он значит, что Господь идет воскресить нас еще до общего Воскресения, значит, что Господь дает нам попробовать вкус воскресения и вечной жизни еще здесь в жизни временной и сени смертной, что бы еще до Голгофы мы уже были удостоверены Богом в воскресении.
Поэтому можно сказать, что сегодняшний день – это пасха перед Пасхой, воскресение до Воскресения! Ведь воскрешением Лазаря Господь пробуждает нас самих, что бы мы смогли сопутствовать Ему в Иерусалим и соучаствовать в Его страданиях. Как Фома, который сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним!» (Ин 11:16)
Пост закончился. Перед нами Страстная седмица и Господь дает нам новое дыхание, дабы мы, отложив все, последовали за Ним на Голгофу. Но не как не имеющие надежды. Ведь Лазарь, этот наш человеческий мертвец – жив. И мы не оставлены в объятиях смерти, смертная тьма озарилась Божиим светом, и верующий человек видит в этом событии исполнение Давидового пророчества: «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс 22:4). Позади Лазаря – черные объятия гроба, впереди – Господь Иисус Христос, сказавший: «Гряди вон»!
Проповедь студента II курса магистратуры библейско-богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии священника Глеба Седова, произнесенная в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией в Лазареву субботу 4 апреля 2015 года.