Пиковая дама: отречение от свободы

Пиковая дама: отречение от свободы.

Ко дню смерти поэта…

8 февраля 1837 года на дуэли был смертельно ранен величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Через два дня, 10 февраля, он, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, отошел в мир иной. Сегодня, в день 178-летия смерти А.С. Пушкина, мне хотелось бы поделиться с вами своими размышлениями о недавно перечитанной мною его повести  «Пиковая дама».

Критики говорят, что это повесть светская, и пишут тысячи страниц своих размышлений, руководствуясь именно таким пониманием произведения. Но я считаю иначе. Глубокое проникновение Александра Сергеевича в сферу духовной жизни человека для меня здесь стоит на первом месте. Главной идеей этой повести является попытка автора показать читателю, как некоторое греховное помышление может завладеть любым из нас, пусть даже осуществление его будет совершенно недостижимо – на это человек, которого можно назвать одержимым с того момента, как он впустил  в себя некую лукавую мысль, совершенно не будет обращать внимания. Теперь все его силы будут направлены только к одному – осуществить построенную воображением мечту. И тогда все способы хороши, ложь – в том числе.

То же самое произошло и с главным героем повести «Пиковая дама». Однажды до слуха Германна дошли слова, перевернувшие его жизнь. Они прозвучали не из уст великого оратора, не были сказаны с амвона церковным иерархом, не были записаны на пожелтевших страницах толстой книги какого-нибудь французского мыслителя. Эту байку рассказал ему друг-картежник, такой же любитель азартных игр, как и сам Германн. Мысль о легких деньгах распалила его воображение. «Стать богачом, сбросить с себя бремя повседневных трудов и зажить, наконец, свободою. Как высоко его стремление!» – думает офицер и хватается за все низменное, только бы достигнуть своей цели. И всякое критическое ее осмысление главного героя отныне не волнует. Пустой анекдот, услышанный во время карточной игры в кругу друзей, теперь диктует условия  каждого последующего шага в его жизни. Обычное суесловие наполнилось для Германна, человека вроде бы рассудительного, колоссальным смыслом. Но не он наполнил смыслом эту анекдотическую историю. Нет,  Германн всего лишь представил на миг, что ложь – это правда, и именно в этот момент его разум был искусно уловлен диаволом, и теперь этот же разум, с позволения своего обладателя, становится марионеткой в лапах хитреца, умудренного тысячелетиями борьбы с представителями человеческого рода.

Жизнь Германна перевернулась. Теперь секрет трех карт – смысл его бытия на этом свете. Сорвать побольше денег. Какой ценой, и что потом случится – не важно. Главное – это здесь и сейчас. И когда человек принимает для себя такую идеологию, то всякого рода нравственные предписания и нормы перестают существовать. И написание любовных писем бедной Елизавете с целью проникнуть к ее восьмидесятисемилетней хозяйке и выведать заветную тайну становится вполне подходящим средством. А чувства девушки – это побочный эффект, от него можно будет избавиться позже, рассказав ей, что она была всего лишь подвернувшимся удобным рычагом в его сложной игре. Здесь можно разглядеть еще одно тонкое указание писателя на то, как разум человека, ставшего рабом темных сил, погружается в ложное ощущение своего мнимого верховенства над другими. Но это, как окажется, лишь иллюзия, как и все то, что, облекая в красивую оболочку, предлагает людям лукавый.

Шаг за шагом Германн приближается к осуществлению своего плана. Напряжение в его душе нарастает, вот-вот и пружина лопнет. Наконец, он оказывается лицом к лицу со старухой в темной комнате. Растерявший в погоне за призраком благополучия все человеческие чувства Германн даже не обращает внимания на то, как ведет себя во время разговора с ним пожилая дама, какое недоумение выражается на ее лице, когда она слышит от него о каком-то секрете, несчастной носительницей которого она оказалась. Заметив, что человек, пришедший ночью к ней в комнату и задающий странные вопросы, достал пистолет, старая графиня уже решается выдумать что-то, лишь бы спасти себе жизнь, но не успевает. Старческий организм не выдерживает, и она умирает, унося тайну трех карт в могилу.

Смерть встала на его пути. Но что смерть? Тайна не разгадана. Вот что самое страшное. А гибель человека – это пустяк, всего лишь неудача. Хотя надо заметить, что в какой-то момент совесть преступника содрогнулась; что-то человеческое в нем все же оставалось. Но и этот остаток он заглушает в себе. Теперь диавол видит, что его легкопокорный слуга по собственной же воле окончательно запутался в расставленных для него сетях. Тогда демон в образе старухи идет на личную встречу с Германном. Перед нами страшная сцена – человек заключает договор с самим сатаной. Германн вступает на финишную прямую. Он получил свои желанные «тройку, семерку и туз»! И плевать, что ко всему он обязан выполнить и то, чего совсем не желает – жениться на Елизавете. Это своего рода предложение совершить диавольский аскетический подвиг самоотречения. Но все это потом, сейчас важнее другое – пойти и как можно скорей воспользоваться добытым секретом. Добытым путем убийства. При этом с ясным осознанием того, что «я не виноват в скоропостижной смерти графини. Мой пистолет, он даже не был заряжен». Да перед нами просто ангел, окрыленный двумя картами – тройкой и семеркой – летит за удачей! Но глупец не рассчитал, что сделка, под которой он подписался, ни к чему доброму его не приведет. И на самом пике свершения всех своих желаний, он оказывается ни с чем. В последний момент туз перевоплотился в даму. И ее улыбка отправляет Германна туда, куда он изначально направлялся. Точнее, был ведом. В дурдом.

А что же другая жертва его бесчеловечности? Лиза живет тихо, ее никто не замечает. Она существует в доме как один из предметов домашней обстановки своей графини. Но ведь девушка еще молода и ей так хочется внимания к себе. И, наконец-то, в жизни ее наступает долгожданный, и в то же время совсем неожиданный, радостный период. Молодой красивый мужчина, да не какой-то там простец, а офицер, влюбляется в Лизу. По крайней мере, так ей показалось в момент их необычного знакомства. Душа Лизы трепещет – «впервые входила она в тайные, тесные сношения с молодым мужчиною». Но поначалу Лиза колеблется. Получив первое письмо от Германна, девушка отправляет его обратно. Каким-то внутренним, неосознаваемым чувством она догадывается, что где-то здесь есть подвох. Но все недобрые предчувствия Елизаветы были заглушены и отброшены, когда Германн пишет ей другое послание. Красивые слова, аккуратно выписанные на бумаге, причем не от души, а из какого-то немецкого романа все-таки побеждают разум Елизаветы. Она думает: «А вдруг и вправду любовь? Почему бы не попытать счастья?» И поддается своим страстным чувствам, подогреваемым день ото дня посланиями Германна. Его письма становились все более бесстыдными. И вот, молодой офицер и воспитанница знатной старухи, садясь по ночам каждый в своей комнате, при тусклом свете свечи, подпитываясь диавольским вдохновением, пишут друг другу письма, в которых обмениваются плодами своего возметающегося греховной страстью, позабывшего о границах дозволенного, воображения. А днем оба становятся другими, то есть обычными, такими же, как все: Лиза тихо сидит под окошком за пяльцами, а умеренный и трудолюбивый Германн занимается своими делами.

Но наживка съедена, очередная жертва попалась на демонский крючок, и  теперь ему остается вытащить свою добычу из бушующего моря земного бытия. Это не так сложно сделать, и вот почему. Когда первая, притом ночная, встреча с Германном назначена, Лиза осознает, что не хочет, чтобы она произошла. Она вдруг снова понимает неправильность своих предыдущих отношений с офицером-незнакомцем. Но Германн придет. Механизм запущен, и девушка уже не может изменить ничего. Такую иллюзию безысходности внушил ей диавол. Когда он повяжет душу по рукам и ногам, тогда снимает повязку с глаз. Когда жизнь человека оказывается у него под контролем, он возвращает здравое рассуждение своему рабу, чтобы увеличить страдания. Но из оков уже не вырваться. И то, что совершенно незнакомый человек придет в дом Лизы – это уже предпоследнее звено в порочной цепи. Гораздо более страшную ошибку она совершила, когда впустила Германна к себе в душу, туда, куда никто не мог бы попасть без ее личного разрешения. Но теперь так просто его оттуда не вытравишь, ведь молодой человек имеет своим наставником самого князя тьмы, и может без труда орудовать в душе девушки, не имеющей в себе никакой опоры для противостояния греху.

Здесь мы видим, как сатана, проникнув вовнутрь, издевается над человеческими душами, строит из них неделимую анфиладу, комнаты которой наполнены всевозможными страстями и страстишками. Здесь он прогуливается, заходит в любую душу, порабощенную греху, и развлекается, как хочет, доставляя человеку невыносимые страдания. При этом до некоторого времени весь ужас духовного рабства греху может быть вовсе невидим снаружи. За невинным взглядом и вполне обычным поведением человека могут скрываться палящие языки пламени страстей, сжигающих его изнутри. Но проходит время, и они обязательно начинают прорываться наружу.

Лично для меня это произведение Александра Сергеевича является точным, выверенным описанием того, как в душе человека зарождается грех, как он прогрессирует, поражая одновременно и других людей. В этой повести ярко изображены все стадии его развития: от прилога – невероятного анекдота, который как семя попадает в душу Германна, на почву, орошенную желанием легкой наживы и ставшую благоприятной для произрастания на ней греховного помысла, до глубины падения – совместного греха. Предвкушая будущее удовольствие, офицер чрезвычайно усиливает в себе интерес к невероятной задумке, обсматривает ее со всех сторон, заводит с ней общение, и вот у него уже готов вполне реальный план. Все внимание Германна сосредоточено на трех картах. Его душа сочеталась с помыслом, и даже осуществила его в намерении. Но для полного удовлетворения ему требуется осуществление промысленных наслаждений на практике. Теперь перед нами стоит уже раб, а не свободный. Страстное влечение получить легкие деньги поработило волю Германна. Не властен над собой, со страстью, бушующей в душе, он идет к осуществлению поставленной цели, увлекая за собой беззащитную перед его напором Лизу. И никакие размышления по пути к порочной мечте не нужны ни Германну, ни Лизе. Об этом они подумают позже, когда оба шагнут в пропасть. Сейчас же, расставшись со своей свободой, которая может быть только в Боге, они находятся во власти темных сил, и, сами того не ведая, идут к погибели. Автор рисует только роковой путь, по которому следуют герои. Но никаких дополнений и не требуется. Для нас важно было увидеть тот момент, когда грех проник в душу человека и начал разрушать ее. Как избежать порабощения греху Пушкин напрямую не говорит. Но если читать между строк, то в каждом последующем событии, приключающемся с героями произведения, можно найти следующие слова: «Ничего подобного в вашей жизни не случилось бы, если бы вы были подлинно свободны». Как же нам, спросим, обрести такую свободу?

Ответ получается шокирующим: мы должны стать рабами, но только совсем по-иному. Раб Божий – вот истинно свободный человек. Ведь наша свобода, в конечном счете, сводится к выбору – кому же мы ее вручим. Никто не может всю жизнь оставаться неприкаянным. И каждый день, а может быть прямо сейчас, мы получаем предложения от разных господ доверить им свою жизнь. Но выбираем мы сами. И благо, если нашим Господином станет Иисус Христос, Который защитит всех Своих подданных от нападок поработителя души – диавола.

Чтец Антон Афанасьев,

магистрант Санкт-Петербургской православной духовной академии


Опубликовано 10.02.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter