21 декабря 2017 г. на 75 году жизни отошел ко Господу профессор кафедры библеистики архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).
Его деятельность была многогранной, его наследие — разнообразно, его вклад в жизнь духовной академии — огромен.
42 года назад он стал «первой ласточкой», первым за многие годы поступившим в духовную семинарию студентом, который до этого получил светское высшее образование большого университета и приобрел опыт работы в научно-исследовательском физическом институте (физико-математическое образование впоследствии во многом определило его подход к богословским исследованиям и стиль преподавания).
Отец Ианнуарий замечателен прежде всего как богослов, который умел правильно поставить проблему и самостоятельно, путем кропотливой работы с источниками, путем логических рассуждений найти ее решение. Он владел необходимым инструментарием исследователя — древнегреческим языком (в середине 1990-х он даже вел в академии факультатив новозаветного древнегреческого), а также современными языками — немецким, английским и другими. Как в исследованиях, так и в преподавании он строил экзегезу прежде всего на филологическом и историческом анализе текста Священного Писания, что было не только актуально, но и совершенно необходимо для библейской науки последней четверти XX и начала XXI столетия.
Отец Ианнуарий пришел в академию в тот замечательный период, когда усилиями митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) и ректора ЛДА архиепископа Выборгского (ныне — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла уже началось преодоление имевшей место в предшествующие десятилетия изоляции наших исследователей от западного научного мира. Пройдя стажировку за границей и получив доступ к новейшей литературе по библеистике, отец Ианнуарий нашел возможность ознакомиться с историко-филологическими и богословскими исследованиями западных ученых. Это открыло перед ним мир новых сведений, фактов, артефактов, которые были совершенно неизвестны русской дореволюционной науке. Перед ним, как и перед всем поколением российских церковных библеистов 1970-80-х гг., встала задача кропотливого знакомства и избирательного усвоения этого неоценимого сокровища. Хорошее знакомство с западной литературой придавало свежесть и живость лекциям о. Ианнуария, способствовало неизменно высокому качеству его многочисленных публикаций.
Любой анализ и внимательный отбор требуют немалых усилий, поэтому перед ним и его современниками не стояла задача синтеза богословского наследия отечественных дореволюционных ученых с западными открытиями последнего столетия в области филологии, истории и археологии (данная задача становится актуальной только сегодня). Это не означает, что он не был знаком с работами русских исследователей, однако в его деятельности они не подверглись подробной разработке.
Спектр его интересов как исследователя был поистине многогранен — занимаясь преимущественно посланиями св. ап. Павла, профессор архимандрит не оставлял без внимания также Евангелия и книгу Апокалипсис. В результате именно Откровение и Евангелие от Марка стали темами книг, изданных в последние три года жизни исследователя. Написанные в распространенном ныне жанре научно-популярных монографий, они позволяют читателю ознакомится с наиболее интересными и яркими подходами к толкованию этих новозаветных произведений, выработанными в современной библеистике.
Особую харизму отец Ианнуарий имел как преподаватель. Отличительными чертами в изложении им материала были логичность и наглядность. В последнее десятилетие в академии аудитории оборудованы жидкокристаллическими мониторами, и студентов уже нельзя удивить тем, что при изложении библейского материала лекторы демонстрируют текст, фотографии археологических артефактов или исторических объектов, а также выводят на экран презентации. Сформировавшись как педагог десятилетиями раньше, отец Ианнуарий превосходно обходился доской и мелом. Он буквально вырисовывал тот материал, который излагал студентам, с ходу писал слова греческого текста с переводом, графически отображал смысловые связи, рисовал стрелочки, схемы и т.д. Он постоянно перемещался по аудитории, его жесты были выразительны и уместны. Прекрасно владея голосом, он интонационно усиливал тот смысл, который стремился передать. Исключительная наглядность и доходчивость изложения приводили к тому, что большинство студентов, даже заядлые аутсайдеры, великолепно усваивали материал отца Ианнуария. Поэтому, когда на экзамене он выставлял всем в колонку оценки «отлично» (что порой вызывало недоумение у администрации академии), это было недалеко от истины. Под его руководством написано огромное количество дипломных, магистерских и кандидатских диссертаций, а сам он выступил как рецензент множества студенческих и аспирантских работ. На заседаниях кафедры библеистики и Ученого совета академии его выступления были потрясающе точны и значимы, а стройная аргументация склоняла присутствующих к тому, чтобы принять предлагаемую точку зрения.
Он проявил себя как активный церковный деятель, неутомимо участвуя в богословских собеседованиях на уровне Церквей (в том числе — с Лютеранской Церковью Финляндии), в международных научных конференциях, в визитах в составе церковных делегаций (например, в 1989 г., когда он совместно с митрополитом Ленинградским (впоследствии — Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) Алексием посетил Сиэтл по линии начинавшейся тогда программы межцерковных связей «Санкт-Петербург — Сиэтл»). Его доклады имели особый колорит, привлекали внимание, пользовались неизменным успехом и вызывали оживленные дискуссии.
В 1990-е гг. открылась новая страница в жизни профессора (тогда еще — доцента) академии. С тех пор он стал выступать с публичными научно-популярными лекциями и читать библейские дисциплины в разных вузах (он преподавал, среди прочего, в большом университете). Он записал множество передач на церковном радио «Град Петров», выступал с лекциями в Феодоровском соборе (часть из них записана на видео и доступна для просмотра в YouTube). Все это радикально расширило круг его аудитории и увеличило на порядок число тех, кто через него приобщился к христианскому богословию.
В личном плане он был человек в высшей степени культурный, скромный, деликатный, с грамотной речью и мягкими манерами. Родившись в Вологде, он большую часть своей жизни провел в городе на Неве и стал одним из выдающихся представителей петербургской верующей интеллигенции. Его глубокая вера, потрясающая энергия и удивительная харизма наложили неизгладимый отпечаток на всю среду, которая его окружала, на тех людей, которые его знали.
Вечная тебе память, дорогой отец Ианнуарий!