Священник в Академии
Иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе: Мы призваны стремиться к тому, чтобы в каждом богослужении гармонично сочетались между собой его внешняя – эстетическая – и внутренняя – молитвенная – составляющая. К сожалению, часто бывает так, что большое внимание уделяется красоте, торжественности и даже пышности богослужения. И в попытке добиться этого, упускается из внимания внутреннее мирное и сосредоточенное настроение столь необходимое для молитвы. Иногда можно встретить и иной перекос, когда пастырь в некоторой «эйфории», упускает из вида сам ход богослужения, тот неслучайный литургический порядок, который был установлен Святой Церковью и благодаря которому и рождается эта особенная стройность всей службы. Мне кажется, что в храмах Санкт-Петербургской Духовной Академии вполне успешно сочетаются эти два важных элемента – внешнее благолепие и детально продуманный ход богослужения помогают стяжать внутреннее молитвенное настроение. Всё это в итоге помогает открыть перед нами новые грани красоты и богатства православного богослужения. Совершать богослужения в храмах Санкт-Петербургской Духовной Академии невероятно легко, например, нет никакой необходимости отвлекаться на различные чисто практические и организационные литургические вопросы. Дело в том, что у меня был небольшой опыт служения, когда, являясь священником, мне одновременно приходилось исполнять обязанностями и псаломщика, и пономаря. В Духовной же Академии, за счет того, что каждый член клира совершенно отчетливо понимает свои обязанности, достигается эта особая легкость богослужения, когда тебе остается, не сильно заботясь о практических моментах службы, просто молится с чистым сердцем.
Архимандрит Софроний (Смук): Мне очень дороги наши академические храмы и иметь возможность совершать в них богослужение является для меня особой ценностью. Ведь я учился в этой Духовной Академии, а потом здесь же и принял благодать священства. Тогдашний владыка ректор – будущий патриарх Кирилл – поставил меня в священный сан, он же благословил остаться и нести здесь мое послушание руководителя богослужебной практики. С тех давних пор моя жизнь неразрывно связана с жизнью Санкт-Петербургской Духовной Академии, сосредоточением которой безусловно являются богослужения, которые происходят в ней. Я думаю, что службы в наших храмах могут дать человеку возможность лучше почувствовать красоту совершаемого богослужения, его внутреннюю стройность и возвышенность. Это связано, во-первых, с тем, что мы стараемся здесь, насколько это возможно, точно следовать церковному уставу и сохранить все ценные элементы священнодействия. Ведь в литургической традиции Церкви нет случайных и маловажных составляющих. Также участие в богослужениях наших прекрасных хоров, в которых поют студенты, создает особую торжественность и правильный духовный настрой. Ну и присутствие на службах учащихся нашей Духовной Академии, в качестве, так сказать, постоянных прихожан, также вносит свой вклад в общую молитвенную атмосферу. Ведь каждый из них выбрал путь служения Церкви и это сказывается на том, как они ведут себя на богослужении. Человек, в первый раз пришедший к нам в академический храм, заметит это: благоговейное погружение учащихся в молитву, отсутствие хождения по храму, лишней суеты во время службы – всё это вместе и дает уникальную возможность прикоснуться к внешней возвышенной красоте и внутренней духовной силе православного богослужения.
Диакон Антоний Копаев: Всякое богослужение для меня очень важно. А так как я являюсь учащимся Академии, то служение диаконом в академических храмах для меня является опытом практического совершенствования в выбранном мною пути. Присутствуя на службах с уже опытными и именитыми священнослужителями, часто с иерархами, я получаю незаменимый опыт того, как необходимо совершать различные Таинства и священнодействия. Этот опыт помогает мне, например, на таких службах, где священнослужителей совсем мало, и именно мне приходится брать ход богослужения в свои руки. Наши службы очень нарядны. Об этом говорим не только мы, воспитанники Санкт-Петербургской Духовной Академии, об этом нам рассказывают и гости, которые часто бывают у нас. Я не стану указывать именно на уставные отличия наших служб от приходских, скажу только, что отличия эти есть, и все они направлены на то, чтобы каждый присутствующий в наших академических храмах, глубже проникнулся смыслом службы, чтобы каждый студент мог уяснить те или иные малопонятные для него моменты. Но, конечно, основное отличие нашей службы от служб на приходах – это ее торжественность и особая гармоничность.
Иеромонах Варфоломей (Магницкий): Совершение богослужения для меня – это всегда особенное переживание и особый опыт, связанный с самым важным делом – делом спасения. Когда я пришел в Академию, то изначально, хотел не только преподавать, но и быть священником, потому что по материнской линии все мои прадеды были священнослужителями. Сначала я служил диаконом в академическом храме в честь апостола Иоанна Богослова, а теперь имею возможность совершать службы как иеромонах еще и в историческом здании нашей Академии – в храме Двенадцати апостолов. И всегда возможность совершать богослужения в наших храмах, как в самом начале, так и теперь, сопровождается у меня чувством важности происходящего священнодействия, ощущением радости и осознанием большой ответственности. Особенно все это я стал ощущать, когда в храме Двенадцати апостолов стали совершаться регулярные службы, ведь это храм, где молились многие святые нашей Академии. Здесь действительно понимаешь, какая это великая милость Божия и большая честь иметь возможность совершать богослужения в Духовной Академии. Главными особенностями богослужений в храмах Санкт-Петербургской Духовной Академии, по моему мнению, являются красота и молитвенность. Обе эти составляющие равнозначно важны для любого священнодействия. В древней Греции было такое понятие как καλοκαγαθία, которое обозначало гармоничное единство внешней красоты и внутренних, духовных достоинств. Этот универсальный принцип мы и стараемся с Божией помощью реализовать на наших академических богослужениях.
Священник Глеб Санюк: Дело в том, что я начал свое пастырское служение именно в стенах нашей «аlma mater», и поэтому, пока не имею возможности сравнить академические богослужения с теми, которые происходят, например, где-нибудь на приходе. Но в любом случае, я уверен в том, что вряд ли где-то еще увижу такую торжественность в богослужении как здесь: пение трех хоров, стройный порядок в чинопоследовании служб. Это с одной стороны. А с другой и люди на приходе будут несколько иными. Ведь мы знаем, что средний возраст прихожан достаточно высок, а здесь – в основном одни молодые люди, студенческая среда. И поэтому, ты и сам себя ощущаешь вечно молодым студентом. А это, в свою очередь, придает огромные силы и стимул. Стимул соответствовать той планке перед студентами, которая может стать для них примером в их будущей жизни, в их дальнейшем служении. Мое послушание в Академии связано с должностью ризничего. И в силу этого, у меня не всегда получается просто физически улавливать весь ход богослужения, не всегда удается как следует погрузиться в молитву. Ко всему прочему, все-таки когда ты стоишь на богослужении в академическом храме, а рядом с тобою молятся такие духовные наставники, которые действительно могут научить и уже научили тебя многому в жизни, то на душе становится особенно тепло. И сегодня я понимаю, что в те годы, когда я еще учился в семинарии, отношение этих людей к нам, студентам, было правильным, когда-то по отечески строгим, когда-то снисходительным. И сейчас, уже по прошествии определенных лет, эта строгость наоборот помогает тебе в жизни.
Иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета: Возможность совершать службы в храмах Санкт-Петербургской Духовной Академии для меня преисполнена чувством большой чести и ответственности. Потому что за молитвой четко осознаешь, какие великие люди здесь служили до нас. Среди них было много выдающихся богословов, ярких проповедников, святых подвижников. Это осознание не может не вызывать особый благоговейный страх и трепет при совершении своего священнического служения. Весь уклад нашего учебного заведения подчинен главной цели – образованию, в самом полном смысле этого слова, то есть развитию как интеллектуальному, так и духовному. Находясь в такой благотворной атмосфере, ты яснее понимаешь для себя необходимость такого гармоничного становления, и, занимаясь по должности церковной наукой, я во время наших академических богослужениях имею ценную возможность обогащать свой духовный, молитвенный опыт. Наши академические храмы, мне кажется, отличаются высоким уровнем культуры совершения богослужений. Это выражается в самом стройном ходе чинопоследования службы, в выразительном пении хоров, в правильном чтении молитв. Также здесь ощущается атмосфера реальной христианкой общины. И это не удивительно, ведь все мы: и студенты, и преподаватели, – постоянно живем вместе, работаем, общаемся, участвуем в Таинствах и находимся в постоянном евхаристическом общении, которое всех нас укрепляет в любви Божией друг ко другу.
Священник Герман Ранне: Участие в академических богослужениях дает мне понятие об эталонном богослужении, ведь в Духовной Академии мы видим то, как оно должно проходить в идеале. И в каком бы отдаленном приходе не служили в дальнейшем воспитанники Санкт-Петербургской Духовной Академии, они всегда должны равняться на те замечательные службы, в которых они имели возможность участвовать. Лично для меня этот литургический опыт останется на всю жизнь неким примером для подражания. Конечно, особенностью наших служб является их красота. Пение хоров, чинные и лишенные суетливости движения священнослужителей, благолепие храмов – все это настраивает на особенное молитвенное состояние. В своей дальнейшей жизни, где бы я ни находился, я буду стараться воплотить в жизнь всю ту внешнюю литургическую красоту и, в то же время, внутреннюю молитвенность, к которым, по благодати Божией, я имею возможность прикасаться за каждым богослужением в наших академических храмах.
Иеромонах Афанасий (Букин): Возможность служить в Академии – это, в первую очередь, возможность присутствовать в своей академической семье в самом полном смысле этого слова, совместно обращаться к Богу в молитвах, и идти к единству во Христе. Возможность служить в Академии – это одна из самых важных частей моей жизни, это самое главное действие в этих стенах. Говоря широко, эта возможность является для меня всем. Это то, ради чего я здесь нахожусь, то, ради чего я живу. Дело в том, что, поскольку Академия является единой семьей, в ней особенно глубоко переживается евхаристическое общение. А это ведет к тому что, участвуя в совместных богослужениях, мы еще больше, то есть глубже, становимся единой семьей. Такое богослужение, как у нас, конечно, можно редко где встретить, хотя бы потому что у нас поют не один, а целых три хора: мужской, женский и смешанный. В этом присутствует особая эстетика, особое отличие наших служб от богослужений в других храмах. Плюс к этому, мы все здесь друг друга очень хорошо знаем. Ведь чаще всего на приходах мы видим такую картину: какие-то группы людей друг друга знают, какие-то – нет. У нас же все наоборот. Мы все знакомы друг с другом, хотя и так называемый «приход» у нас небольшой. Благодаря этому вся Академия являет собой образ малой Церкви, в которой есть свой Предстоятель, служители, верующие. А сегодня, к сожалению, это большая редкость в христианском мире. Богослужения у нас, наверное, в первую очередь отличаются тем, что они более приближены к Уставу. Получается всегда так, что те знания, которые ты получил когда-либо на лекции, к примеру, на лекции по литургике, ты можешь, что называется, лицезреть воочию на богослужении. Ведь, все то, что ты услышал на классном занятии, в той или иной мере все равно будет отражено и на службе. А это очень и очень важно для студентов духовной школы, каковым являюсь и я.
Священник Андрей Парафенюк, эконом Духовной Академии: В храмах Санкт-Петербургской Духовной Академии, мы стараемся придерживаться уставного богослужения. Может быть, это громко сказано, потому что служба по Типикону предполагает непрерывный ход молитвенных бдений. Такое возможно только в монастырях, и то не во всех. Но, по крайней мере, службы в Академии имеют наиболее полную структуру, которая возможна при совмещении с учебным процессом. В богослужении качество важнее количества. Но также было бы нехорошо, если акцент был бы смещен в сторону получения знаний, хоть даже и богословских, потому что храм является самой главной аудиторией Академии, и для будущих пастырей богослужения должны быть в приоритете. Здесь службы имеют ту гармонию, при которой человек наиболее устремлен к Богу. Богослужение может раскрыть всю красоту своего содержания только тогда, когда в нем все стройно и наиболее полно. Если мы наблюдаем службу немного в усеченном виде, то в голове складывается не целостная картина, которая не дает нам полностью понять богослужение. Это касается как самих текстов богослужений, так и самого строя службы. Если мы будем сокращать или наоборот искусственно удлинять службы, то как мы будем участвовать в богослужениях? Только телом? Я думаю, что именно этими соображениями мы руководствуемся здесь, в литургической жизни нашей Духовной Академии.
Иеромонах Сергий(Иванов): В первую очередь, богослужения, совершаемые в храмах Санкт-Петербургской Академии, дарят мне возможность личной встречи с Богом, приобщения ко Христу и единения с Ним. Участие в службах сподобляет меня бороться с какими-то проблемами, страстям, которые присутствуют у каждого человека, и, в первую очередь, у священника. То есть для меня это возможность быть истинным христианином, последователем Христа, исполняющим Его заповеди. Честно сказать, я редко служу в каких-либо других храмах. Но если предоставляется такой случай, то эти богослужения происходят в храмах Санкт-Петербургской митрополии. А в них, по большей части, священнослужителями являются выпускниками нашей Академии, и, следовательно, те обычаи и особенности, присутствующие в нашем академическом богослужении, они переносят в свои приходы.
Иеромонах Лука (Пронских): Для меня молиться и служить в Духовной Академии – это особая милость Божия. Ведь именно служение здесь – это тот исключительный случай, когда я получаю возможность молиться одновременно и со своими, по-светски выражаясь, руководителями, и с теми, кто является твоими братьями, близкими друзьями и твоими однокурсниками. Это называется одним словом – «семья». Поскольку я монашествующий, то присутствие на богослужении для меня является крайне важным жизненным фактором. И устроение порядка академической жизни только способствует этому молитвенному деланию. Отличие наших служб от приходских я, наверное, могу выразить, отметив образцовость первых. Ведь даже когда я нахожусь где-то на выездных службах за пределами нашей Академии, я всегда стремлюсь служить в традиции нашей духовной школы. И все с этим соглашаются, поскольку в таком случае службы проходят гладко и верно. Как однажды сказал владыка Амвросий, наши богослужения пропитаны какой-то небывалой молодостью и динамичностью.
Священник Иоанн Никитин: В храмах Духовной Академии службы особенны тем, что приближены к церковному Уставу. Основной особенностью можно назвать то, что на таких службах студентам прививается строгая стройность богослужения. Это происходит через изучение всего спектра богослужебного чинопоследования, понимание богословского значения каждой его детали, через обучение умению правильно читать молитвы на церковно-славянском языке. Важно то, что студенты постоянно видят пример живой литургической жизни в лице священноначалия. В отличии от приходских храмов, в Академии общественные богослужения, молебны и панихиды совершаются полнее и без суетной спешки. В процессе обучения в духовной школе ребята имеют возможность поучаствовать в уставных богослужениях, которые могут продолжаться более восьми часов. Такой молитвенный опыт неоценим и способствует более ясному пониманию отдельных элементов богослужения, которые часто так и остаются неизвестны для прихожан других храмов, в силу того, что службы там исполняются обычно в сокращении.
Иеромонах Феодосий (Желновачев): Каждое богослужение в любом православном храме – это встреча человека с Богом, и в этом отношении нет никакого отличия академических храмов от других православных приходов. Но в то же самое время, сам воздух в храмах Академии пропитан духом тех людей, которые некогда в них молились, а теперь «предстоят Агнцу Божию и с Ангелы песнь победную воспевают Богу». Наша немощная молитва постоянно подкрепляется их дерзновенной горячей молитвой, их молитвенное соприсутствие укрепляет, вдохновляет и делает каждого молящегося в наших академических храмах сопричастником и сотаинником их нескончаемой радости. Академические богослужения, кроме того, что это самые торжественные и красивые службы, за которыми только мне удавалось молиться, это вместе с тем и очень благоговейные и молитвенные службы. Глубокое осмысление текста молитвословий, трепетное отношение к святости храма, внимательное произнесение и исполнение богослужебных текстов – всё это способствует вознесению ума и сердца к Богу. Очень важное отличие академических богослужений от многих других – это сочетание красоты и глубины, пышности, торжественности и благоговения, молитвенности.
Иеромонах Онуфрий (Сонькин): Участие в академических богослужениях мне дает возможность принимать самый ценный дар от Господа – причащаться Его Божественного Тела и Крови. Благодаря этому, у святой Чаши, каждый человек становится членом нашей академической семьи, а в целом и всей Церкви Христовой. Особенность же академических богослужений состоит в том, что любой человек, принимающий в нем участие перенимает особую академическую традицию его совершения, которая является выразителем бесценного молитвенного опыта, накопленного многими поколениями начальствующих, учащих и учащихся нашей Академии.