Каждый день в аудиториях Академии на Неве проходят лекции по богословию, библеистике, древним и новым языкам, психологии и художественной литературе. Во время занятий будущие священнослужители изучают теологические и светские дисциплины, которые позволяют им находить общие темы для разговора не только с верующими, но и с людьми, мыслящими понятиями современной культуры. По этой же причине в Духовной школе регулярно проходят кинолектории, во время которых студенты имеют возможность посмотреть и попробовать проанализировать фильмы наиболее важные для понимания религиозного и светского мировоззрений.5 апреля 2019 года в Актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии прошел показ кинокартины немецкого режиссера Дитриха Брюггеманна – «Крестный путь». Перед началом просмотра отец Георгий рассказал зрителям о контексте, в котором происходит действие фильма:
Кинокартина Брюггеманна рассказывает о немецкой девушке, Марии, которая просит Господа исцелить ее брата, болеющего аутизмом. Она живет в очень консервативной католической семье и более всего боится своим поведением оскорбить Бога. По мере развития сюжета в ее жизни появляется юноша из протестантской общины, которому она нравится, но из-за религиозных убеждений не может продолжить с ним общение.«События картины происходят в общине немецких католиков-лефевристов – это очень жесткая религиозная среда. С немецкой последовательностью и добросовестностью эти люди утверждают католические ценности, не щадя при этом ни своих родных, ни близких. Композиция фильма такова, что главная героиня символически проходит весь крестный путь Спасителя: вначале – название эпизода, затем – событие. Очень интересно, что фильм снят со штатива. С точки зрения операторской работы этот прием дарит зрителям особый эффект присутствия в кадре. На мой взгляд, этот фильм как произведение искусства достоин премии “Оскар”».
«Разговор двух подростков на религиозные темы – поразительно! Это показывает, что церковная жизнь в Европе все-таки жива. Максимализм девушки, действительно, бросает вызов окружающим, христианам и неверующим. И именно здесь возникает ключевая проблема фильма – нет ничего хуже, чем потерять себя в религиозной жизни. Когда человек духовно развит и интеллектуально силен, его подъем будет легким, но и его падение будет катастрофичным. Поэтому всегда нужно оставаться самим собой», – отметил отец Георгий.
Последующие эпизоды фильма подводят к кульминации, в центре которой личностная и религиозная трагедия. Девушка выбирает путь полного самоотречения и самопожертвования ради близких и Бога. Картина завершается смертью главной героини в момент принятия в себя Тела Христова. Одновременно с этим происходит чудо – ее брат выздоравливает. Этот факт, по мнению протоиерея Георгия, позволяет говорить о том, что в центром ее жизни был Христос:
«Во время премьеры фильма в Берлине часть зрителей молча ушла из зала тотчас после просмотра, а другая стала аплодировать. У меня к вам главный вопрос – увидели ли вы в этой истории Бога? На мой взгляд, этот фильм абсолютно не антихристианский, напротив, он поднимает одну из самых коренных проблем религиозной жизни всех времен – проблему профанирования подлинной христианской жизни».
Во время просмотра фильма зрители имели возможность задать ведущему интересующие их вопросы.
Пресс-служба СПбДА