Архиепископ Амвросий совершил богослужения Антипасхи в академическом храме

26-27 апреля 2014 года, в Неделю вторую по Пасхе, именуемую Антипасхой или Фоминой неделей, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Петергофский Амвросий совершил всенощное бдение и Божественную литургию с пасхальным крестным ходом.

В субботу вечером на богослужение собрались студенты всех отделений Духовной академии, возвратившиеся с пасхальных каникул. В сослужении духовенства академического храма архиепископ Амвросий совершил торжественное всенощное бдение.

После пения тропарей на «Бог Господь…» студент 3 курса бакалавриата диакон Владимир Первушин-фон-Дитц произнес проповедь.

Закончились дни Светлой седмицы – время особого торжества, когда Небо и Земля едиными устами и в едином пространстве пасхальной радости прославляют Воскресшего Христа. Вновь затворяются Святые алтарные врата, и это напоминает нам о том, что наш земной путь к Вечности, к Небесному Царству еще не окончен. Немало предстоит приложить сил, понести немало трудов и подвигов, прежде чем мы достигнем Желанного Отечества, где пасхальная радость и торжество не прекращаются ни на мгновение.

Самые светлые, самые радостные и торжественные дни этого года уже позади. Но мы можем и должны сохранить эту радость и торжество в своих сердцах, мы не должны забывать об этой великой, удивительной победе Добра и о том, к чему призывает нас с вами Воскресших Христос. Никакие временные блага, богатство и земное благополучие не должны затмить собою Свет Воскресения в нашей душе, свет нашего будущего воскресения в вечность…

Начиная с недели Антипасхи, недельные (воскресные) богослужения совершаются по обычному праздничному чину, имеющему некоторые особенности, сохраняющиеся до отдания праздника Воскресения Христова в среду 6-ой седмицы по Пасхе. Совершаемое в эти дни богослужение начинается и заканчивается пением или чтением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…» Каждый богослужебный день на утрени перед 50-м псалмом поется «Воскресение Христово видевше…» На воскресной утрени опускается пение Песни Богородицы «Честнейшую херувим…» Также с недели Антипасхи Церковью благословляется совершение Таинства Венчания.

За праздничной Божественной литургией святителя Иоанна Златоуста владыке Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук), священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Виталий (Морозов) и Афанасий (Букин); протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне, Евгений Миози, Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Хорошилов. Чин исповеди совершил священник Александр Зиновкин.

Богослужебные песнопения исполняли смешанный хор Духовной академии под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. В храме молились преподаватели, студенты и сотрудники академии, прихожане академического храма.

Проповедь после чтения Евангелия произнес аспирант Духовной академии чтец Максим Суворов, а во время причащения духовенства в алтаре – студент 3 курса бакалавриата Алексей Черников.

По окончании Божественной литургии духовенство и молящиеся во главе с владыкой Амвросием совершили пасхальный крестный ход вокруг здания академии.

По традиции во время пасхальных каникул учащиеся всех отделений Санкт-Петербургской православной духовной академии совершают паломнические поездки по святым местам, которые организуются руководством Духовной академии по благословению ее ректора архиепископа Амвросия. В этом году паломнические группы посетили святыни Псковской земли и Пюхтицкий женский монастырь.

На праздничной трапезе после окончания богослужения учащиеся и сотрудники академии, принимавшие участие в поездках, обратились к владыке Амвросию со словами благодарности за проведенное с интересом и пользой время пасхальных каникул.

***

Наименование «Антипасха» не несет в себе той негативной нагрузки, которую мы привыкли видеть в словах с приставкой «анти». В греческом языке «αντι» употребляется в значении «вместо» или «напротив». Таким образом, Антипасха – праздник не противопоставляемый, но дополняющий и продолжающий собой день Светлого Христова Воскресения, когда Святая Церковь вспоминает историю апостола Фомы. Он не присутствовал при первом явлении воскресшего Христа апостолам и на все их свидетельства отвечал, что поверит в воскресение Спасителя только в том случае, если физически ощутит Его раны. И милосердный Господь, видя в Фоме более стремление уверовать, нежели сомнение в Его Воскресении, вновь является ученикам и Сам предлагает апостолу удостовериться в совершившемся чуде.

Господь наш Иисус Христос нисколько не осуждает неверия Фомы, не осуждает его и Церковь. «Сомневающимся ученикам в восьмой день предстал Спаситель там, где они были собраны. И, благословив их, обратился к Фоме: приди, апостол, осяжи длани, пронзенные гвоздями… О, доброе неверие Фомино! Ибо оно верных сердца в познание привело со страхом взывать: Господь и Бог мой, слава Тебе!» (Стихира вечерни Антипасхи).

О, доброе неверие Фомино! Праздник Антипасхи – это тот замечательный день, когда в лице апостола Фомы, как в неком прообразе, мы с радостью видим обращение к спасительной вере всех тех миллионов людей, которые сомневались в учении Христовом. Но увидев своими глазами чудеса Богочеловека, непосредственно ощутив Его благодать и любовь, они навсегда стали Его учениками, жизнью и смертью запечатлев обретенную веру. Для нас же это урок того, что Христос Спаситель никого из стремящихся к Нему, пусть даже и сомневающихся, но способных и всем сердцем желающих уверовать, не оставит без Своего посещения. Его Пречистая Десница, носящая следы спасительных страданий за человеческий род, всегда простерта навстречу протянутой руке сомневающегося.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 27.04.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter