14-15 апреля 2014 года последование богослужений вторника Страстной седмицы архиепископ Петергофский Амвросий совершил в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Чинопоследование богослужений Великого вторника сходно с предыдущим днем. Вечерняя служба включала в себя великое повечерие, утреню с чтением Евангелия и 1-ый час.
Владыка Амвросий прочитал трипеснец великого повечерия и двупеснец утрени. По 9-ой песни архиерей вместе со священником Глебом Санюком и диаконом Кириллом Журавлевым исполнили светилен «Чертог Твой…».
Во время причащения духовенства в алтаре
проповедь произнес магистрант II курса церковно-практического отделения Вячеслав Завальный.
Утром во вторник в академическом храме были совершены 3-й, 6-й и 9-й часы, изобразительные и Литургия Преждеосвященных Даров. За богослужением архиепископу Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе академии; иеромонахи Геннадий (Поляков), Сергий (Иванов) и Афанасий (Букин); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне, Евгений Миози, Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Хорошилов.
Первые три дня Страстной седмицы посвящены притчам и наставлениям, сказанным Господом в последние дни перед Его страданиями, а также тем событиям, которые произошли в эти дни. Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день в церкви читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом, в канонах и песнопениях, шедеврах древней христианской поэзии.
В этот день в евангельских зачалах вспоминаются притчи о десяти девах и о талантах, а также беседа Господа о Втором Пришествии и Страшном Суде. Основным сюжетом Церковь избрала для назидания верующих притчу о десяти девах, как особенно приличную времени Великой седмицы. Эта притча призывает нас быть постоянно готовыми к сретению небесного Жениха целомудрием, милостыней и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, юродивые же имели одно целомудрие, не имея других добродетелей, а особенно милосердия. В ночь настоящей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался клик: «Се жених грядет». Мудрые приготовили светильники свои и вошли с Женихом на брак, и двери затворились. После приходят и юродивые, которые, не имея у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Жениха. «Господи, Господи, – вопиют они, – отверзи нам». Но Он отвечает: «Не знаю вас». Этим примером Святая Церковь говорит нам о том, что человек всегда должен быть готов к внезапному пришествию Христа, который будет судить живых и мертвых.
В Евангелии на утрени мы слышим о том, как Христос последний раз проповедовал в Иерусалимском храме. Проповедь Его полна грозных обличений фарисеям и книжникам. «Горе вам, слепые поводыри!» (Мф 23:16), – обращается к ним Христос. Часто мы также уподобляемся тем вождям народа иудейского, которым на Страшном Суде будет сказано: «И пойдут они на вечную муку» (Мф 25:46). Евангельское же повествование на Литургии Преждеосвященных Даров говорит нам о Страшном Суде. Господь в нескольких притчах показывает, что необходимо нам бодрствовать и быть постоянно готовыми ко встрече с Ним: «Итак, бодрствуйте, – потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф 25:13).
Во время страстной седмицы воспоминаются Священные события последних дней земной жизни Спасителя. Значительную долю в богослужениях занимают чтения из Ветхого Завета. Особенное место среди них занимает история Иова, прочитываемая в пяти отрывках с понедельника и до пятницы. Это пример не просто страдальца, но страдальца невинного. В сегодняшней паремии мы слышим, как к праведнику приходят вестники с недобрыми, одна тяжелее другой, новостями. Иов потерял всё. Но не возроптал, а напротив, он поклонился Господу и сказал: «Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!» (Иов 1:22). Здесь дан пример великого человеческого смирения.
Каждое богослужение первых трех дней Страстной Седмицы оканчивается особым отпустом: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…». Эти слова говорят нам о том, что совсем скоро мы встретимся с Воскресшим Христом, но перед этим Он будет предан осуждению, поруганию и смерти за грехи человеческого рода…
Пресс-служба СПбПДА