19 апреля 2014 года после чтения часов и изобразительных великую вечерню в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил архиепископ Амвросий. Богослужение Великой субботы – словно ангельское благовестие женам-мироносицам. Песнопениями и чтениями этого дня Святая Церковь сообщает нам радостную весть о воскресении Победителя смерти и готовит нас к торжественной встрече с ним, заповедуя пребывать в «молчании со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя…»
За Литургией Высокопреосвященнейшему владыке Амвросию сослужили: иеромонах Геннадий (Поляков), священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; иеромонахи Сергий (Иванов) и Виталий (Морозов); протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне, Евгений Миози, Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Хорошилов. Чин исповеди совершил иеромонах Афанасий (Букин).
Богослужебные песнопения исполнялись тремя хорами, в храме молились студенты, преподаватели и сотрудники Духовной академии, многочисленные прихожане.
По окончании богослужения согласно церковному обычаю, имеющему основание в монастырских уставах, по заамвонной молитве было совершено освящение хлеба и вина.
Великая Суббота совершенно неповторимый день – это пасхальное предпразднество, это начало великого торжества.
Вечерня Великой Субботы венчается первой, можно сказать уже пасхальной, литургией святителя Василия Великого. После малого входа с Евангелием перед Плащаницей читаются пятнадцать ветхозаветных паремий, начиная от события сотворения мира.
Дважды во время чтения паремий отверзаются царские врата храма, и хор с особой торжественностью воспевает победную песнь израильского народа по прохождении Чермного моря и песнь отроков, избавленных от пламени в пещи Вавилонской. Оба раза свершилось Божие чудо, спсасшее верных Богу от неминуемой гибели, но теперь мы видим, что те чудеса были лишь прообразом, а главное чудо – избавление от смерти вечной – открывается пред нами лишь сегодня Воскресением Спасителя. Там было избавление временное от временной смерти, здесь избавление вечное от смерти вечной.
После паремий и Апостола начинается праздник Воскресения Христова. Хор протяжно и торжественно поет: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в это время за занавешенной катапетасмой в алтаре черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые. Это – изображение события, когда ранним утром, «еще сущей тьме», мироносицы, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.
После пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.
Со времен Древней Церкви с Великой субботой связан обычай крещения оглашенных, совершавшегося во время чтения паремий. Ко времени же пения Трисвятого епископ вводил в храм новокрещеных, шедших в белых одеждах и со свечами в руках. Церковь приветствовала пополнение Христова воинства пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», читался Апостол о таинственной силе Крещения: «[Братие], все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились, погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6:1-3). Далее следовало Евангелие от Матфея о Воскресении Христа и о повелении Господа просветить и крестить все народы. Эти песнопения и чтения присутствуют в литургии Великой Субботы и сейчас.
В этот день не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год:
«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…»
Это песнопение является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда победа ясна, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере. Этот текст напоминает нам о непостижимости этих событий и о цене этой победы. Он не позволяет нам ликовать открыто, как на Пасху, а заставляет душу радоваться благоговейной, тихой радостью.
Сегодня, 19 апреля, после совершения Божественной литургии с 12:00 до 19:00 в Духовной академии будет проходить освящение куличей и пасок.
В 20:00 начнется чтение Деяний святых апостолов, в 23:25 будет совершена Пасхальная полунощница.
В 00:00 – начало Крестного хода. Пасхальная утреня. Часы Пасхи. Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста.
20 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, в 17.00 архиепископ Амвросий совершит вечернее пасхальное богослужение в академическом храме Иоанна Богослова, а 21 апреля впервые после почти 100-летнего перерыва песнопениями пасхальной Литургии огласятся своды домового храма Двенадцати апостолов исторического здания Санкт-Петербургской духовной академии.
Начало богослужения в 9:30
Пресс-Служба СПбПДА