7 апреля 2015 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова были совершены богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Вечерню с Литургией святителя Иоанна Златоуста предварило чинопоследование великопостных часов и чин изобразительных. Евангелие на часах прочитал ректор Духовной академии архиепископ Амвросий.
За Литургией владыке ректору сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе; священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Владимир Первушин-фон-Дитц и Адам Бокарев; протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ранне; иеродиаконы Феодосий (Желновачев), Владимир (Палибрк) и Алексий (Дурнев); диаконы Евгений Мельников и Антоний Данилов; иеродиакон Лука (Пронских).
Пели три академических хора, в храме молились сотрудники и студенты Духовной академии.
После чтения Евангелия магистрант II курса церковно-практического отделения чтец Александр Андреев произнес проповедь.
Праздничное богослужение завершилось славлением в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Преподав архипастырское благословение, владыка ректор поздравил духовенство и молящихся с праздником, причастников – с принятием Святых Христовых Таин.
Сегодня вечером, в 18.00, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова будут совершены малое повечерие Великого вторника и утреня Великой среды с первым часом.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Тысячи лет назад, преступлением Божественной заповеди первые люди были осуждены на страдания и смерть. Однако Бог не оставил свое творение. Но уже тогда в райском саду под сенью того самого рокового древа прозвучали слова, подавшие падшему человечеству надежду на спасение – возвращение в состояние подлинного бытия в единстве с Богом. Но как, при каком условии могло произойти спасение? Должно ли это было стать исключительно актом Божественной воли без какого-либо участия человека? Или что же такое требовалось от падшего человечества для того, чтобы вновь обрести возможность воссоединиться со своим Творцом в неизреченном вечном блаженстве?
Всеблагой Бог по образу Своему создал свободные и разумные существа, чтобы разделить с ними радость жизни, радость и счастье бытия. Но человек, соблазненный падшим духом, направил свою свободную волю против Бога, забыв о том, что в Его Деснице дыхание и жизнь созданных Им существ. Восстав против Божественной заповеди, человек добровольно лишил себя источника своего бытия, стал смертным и подверженным всякому греху. Но Бог желает спасти мир – не для страдания и смерти Он создавал его. Однако грехопадение настолько глубоко поразило человеческую природу, что избавить ее от власти греха и смерти смог только воплотившийся в смертное человеческое естество Сын Божий, истинный Бог Иисус Христос, вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
Но кто сможет принять в себя Бога? Кто сможет вместить всю полноту Божества? Архангел Гавриил благовестил Деве Марии, что Она станет Матерью воплотившегося Бога. Как же это стало возможно для падшего человека?
Православная Церковь учит, что подобно всем людям Дева Мария была рождена в естестве, поврежденном первородным грехом. Но она становится Матерью Самого Бога. Усилием собственной свободной воли она сделала Себя достойной этой величайшей чести. Именно свободной волей. Пресвятая Дева была самым обычным человеком. Только благодаря Своим личным качествам, Своей любви и состраданию, Своей работе над Собой Она достигла исключительной сердечной и душевной чистоты, и яд первородного грех больше не имел над Ее волей разрушительной силы. Подобно лучезарной Звезде, воссиявшей среди мрака ночи, явилась Пресвятая Дева среди погибающего в страстях и пороках человечества, личным подвигом жизни сделав возможным приход Спасителя в мир.
«Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему», – смиренно отвечает Пречистая Владычица на ангельское приветствие. И эти смиренные слова – венец Ее подвига, это последнее условие, при котором стало возможно спасение человечества, это было то необходимое свободное движение человеческой воли навстречу воли Божества.
Бог все сделал ради спасения человека. Но среди тысяч и миллионов не было той, благодаря которой пришел бы Христос. И вот этот момент настал. Самая чистая и непорочная среди людей свободно и полностью отдала Свою волю навстречу воле Божественной. Главное условие для возможности человеческого спасения оказалось выполненным – воля Божия и воля человеческая соединились в едином порыве, в едином деле. Жертвенная любовь Божия и жертвенный подвиг смирения со стороны человечества – в лице Пречистой Девы Марии. Это тот момент, которого ждали тысячелетиями, ради которого жили, совершали подвиги и умирали праведники. Ради Пречистой Приснодевы был избран еврейский народ. Одна-единственная среди миллионов…
Об избранничестве Преблагословенной замечательно говорится в богослужебных текстах праздника Рождества Христова. На праздничной Великой вечерне, в стихирах на «Господи воззвах» поются такие слова:
«Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас!».
Бесконечно величие Ее подвига во имя спасения человечества. Она не устрашилась трудностей уготованного Ей пути, не усомнилась в возможности того, что должно произойти. И сегодня мы, в веселии и радости восхваляя и прославляя Ее, воспеваем: «Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, Той же и мы великим гласом воспоем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Пресс-служба СПбПДА