Праздничную Божественную литургию в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова и чин великого освящения воды 19 января 2016 года совершил ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий.
Накануне в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архимандрит Софроний (Смук) в сослужении духовенства академического храма совершил всенощное бдение праздника Богоявления (Крещения Господня), состоящее из великого повечерия, литии и утрени с первым часом.
В день праздника за Божественной литургией архиепископу Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов) и Сергий (Шардаков); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, иеродиаконы Димитрий Кубеция и Алексий (Дурнев).
Перед началом Литургии владыка ректор постриг во чтеца регента мужского хора и студента выпускного курса бакалавриата Духовной Академии Марка Качанкина.
За богослужением пели три академических хора, в храме молились студенты всех отделений и сотрудники академии, многочисленные прихожане академического храма.После чтения Евангелия студент магистратуры иеромонах Афанасий (Букин) произнес проповедь.
За Литургией после сугубой ектении владыка ректор прочитал молитву о мире на Украине и в Сирии.После заамвонной молитвы, как и днем раннее – в Крещенский сочельник, владыка ректор, духовенство, учащиеся и прихожане храма спустились в вестибюль академии, где архиепископ Амвросий совершил чин великого освящения воды.
По окончании богослужения владыка поздравил участников торжества с праздником Богоявления и обратился с архипастырским словом:
«Бог устроил так, что участие в нашей земной жизни Он часто осуществляет посредством материи. И Свою благодать – невидимую силу, которую Он дарит человеческому роду, Он приносит в этот мир через освященные предметы. Он приходит к нам под видом хлеба и вина Своими Пречистыми Телом и Кровью. Прикасаясь к иконам, священным реликвиям, мощам сосудов божественной благодати – угодников Божиих, человек ощущает изменения в своей жизни. Это не кажущиеся эмоции, это не плод самовнушения! Настоящее чудо преображения человека, осуществляемое благодатью, нередко происходит вопреки воле самого человека, вопреки его намерениям и не благодаря его желаниям. Так, например, было с гонителем христиан Савлом, который стал Павлом, одним из первоверховных апостолов Христа. Такое преображение нередко происходит и после общения с человеком, являющимся носителем благодати Божией. Это происходит тогда, когда абсолютно неверующий, подчас циничный человек посещает святые обители и видит другую жизнь. Часто он мгновенно меняется, как будто пелена спадает с его глаз, и он начинает жить совсем иной жизнью. Почему так происходит? Потому что благодать Божия, явившаяся и спасительная всем людям, действует в нашей жизни.
Сегодня праздник благодати Божией, которая является нам еще в одном жизненно важном веществе – в воде. Но благодать – это и не что-то такое, что дается абсолютно и вопреки жизни человека. Она действительно производит чудо. Но тогда, когда чудо обращения уже произошло, когда человек пошел по дороге жизни, благодать часто отнимается, и, помня удивительное просветление, радость, а главное – изменение жизни от жизни в грехе к жизни в Боге, человек карабкается ввысь по крутым скалам скорбей и молчания Бога, чтобы снова прикоснуться к Источнику Жизни и Бессмертия и ощутить веяние Его благодати. Вот почему святая вода и те святыни, которые даются человеку, производят в нас изменение, когда мы в смирении припадаем к Богу и просим Его об этой перемене ума и перемене сердца. И тогда благодать действительно фонтанирует – именно так переводится одно из греческих слов чинопоследования освящения воды – в жизнь вечную и этим фонтаном поднимает нас от земли.
Праздник Крещения Господня, как и праздник Рождества Его, является праздником смирения и снисхождения Бога к роду человеческому. Бог в Своем Рождестве преклонил человеческому роду небеса. Он небо поставил на колени перед грешным человеческим родом, чтобы тот ответил Ему тем же поклоном и вместе с Тем, Кто первый приклонил колено, поднялся бы от земли к небу. Он пришел на землю и родился в скромной убогой пещере вдали от человеческих глаз. И лишенный торжества и славы, Он явился на реку Иордан с целой толпой народа, не узнанный никем, кроме того, кто был центром внимания у этого народа – святым Предтечей Пророком и Крестителем Иоанном. И ему, человеку, воплотившийся Бог как бы уступил первенство в своем Богоявлении на реке Иордан, преклонив перед ним Свою главу, требуя исполнить “всякую правду”, и совершить над Ним крещение.
В этом самоумалении Бога состоит тайна Его Любви. Созерцая самоумаление Бога, мы, люди, также должны умалиться перед Ним, ответить Ему таким же самоумалением. Приходя в мир, чтобы освятить воды для возрождения людей, чающих крещения и новой жизни, Господь Бог навсегда в центре Своего бытия поставил человека, а значит и нас с вами. И в ответ на это каждый из нас должен поставить в центре своего земного бытия Бога, чтобы все, что совершается в нашей жизни, происходило с оглядкой на то, что в центре нашей земной жизни находится Бог, не человек и не что-либо другое, а только Бог. И тогда все мы, приближаясь к Нему, к Центру, Смыслу жизни, будем ближе друг другу во Христе Иисусе. Именно об этом напоминает нам сегодняшний день, как и о том, что каждый из нас в свой день сподобился личного крещения, начала новой жизни, при котором давал свои обеты Богу. И независимо от того, исполнили мы их или нет, сегодня Христос по Своему милосердию вновь приходит в нашу жизнь, чтобы дать нам новую надежду, новую возможность покаяния, изменения, еще одного обновления нашего земного бытия. Посему, дорогие отцы братия и сестры, в напоминание, в обличение, в напутствие, в радость, в воодушевление служат нам сегодня слова Церкви, возвещающие о событии Крещения Господня, относящие нас и к своему земному крещению. Этому мы должны возрадоваться. Возрадоваться тому, что мы являемся Христовыми и будем таковыми всегда; потому, что Господь нам дает не только сегодня, но и ежедневно, ежечасно, ежеминутно и ежесекундно возможность еще одного изменения, еще одного обращения от греха к святости, от диавола к Богу. Будем помнить о том, что в крещении мы трижды отрекались от сатаны и соединились с Христом, Иисусом, Господом нашим, Ему же слава подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь»
С особым приветствием архиепископ Амвросий обратился к ректору Русской Христианской Гуманитарной Академии Дмитрию Кирилловичу Богатыреву. Владыка выразил Д.К. Богатыреву благодарность за осуществляемое плодотворное взаимодействие между РХГА и Санкт-Петербургской Духовной Академией, за неравнодушное участие в жизни Церкви и вклад в образование священнослужителей. Во внимание к личной помощи Духовной Академии архиерей наградил Д.К. Богатырева академической медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Праздник Крещения Господня
Непостижимое таинство открывает ныне просвещенному светом Истины уму праздник Крещения Господня. Воплотившийся Бог – Господь Иисус Христос, сходит в воды Иордана, освящая и восстанавливая некогда растленное грехом человека водное естество, сообщая ему Силу и благодать Святого Духа, воспринимая которые в крещальной купели каждый христианин становится участником нетленной вечности в Царстве Небесного Отца.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-23; Ин 1:33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
Когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело глубокое онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения .
Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.
Богоявление является одним из древнейших христианских торжеств, отмечавшимся уже в III веке. Вначале в разных поместных Церквах с этим праздником связывались воспоминания различных событий, связанных с рождением Спасителя, Его пришествия в мир, крещения в Иордане от Иоанна и первого чуда на браке в Кане Галилейской. В литургическом календаре армянской Церкви такая практика сохраняется до наших дней, а в латинской литургической традиции в день Богоявления поминается поклонение волхвов Богомладенцу Христу, а крещение Спасителя в Иордане поминается в ближайшее воскресение после 6 января. Праздник Богоявления, как память о крещении Спасителя в Иордане, обрел значение после того, как был установлен праздник Рождества Христова 25 декабря, в день декабрьских календ. Рождество сначала стали праздновать в Риме (не позднее 354 г.), при папе Юлии, позднее и на Востоке. «Апостольские постановления», канонический памятник сирийского происхождения и датируемый исследователями приблизительно 380 г., повелевает праздновать Рождество (25 декабря) и «День явления, в который Господь показал нам Божество Свое» (6 января). В Константинополе праздник Рождества был введен св. Григорием Богословом в 379 г. во время его недолгого правления столичной кафедрой. Таким образом, праздник Богоявления, как память крещения Христа и явления Святой Троицы, с чем и связано возникновение обычая освящать воду в этот день, был установлен не ранее конца IV века.
В Иерусалиме разделение праздников Рождества и Богоявления произошло несколько позднее. Отрывочные сведения о богослужебном чине Богоявленского освящения воды в Иерусалимской Церкви сообщает нам «Иерусалимский канонарь» (VII в.), дошедший до нашего времени в грузинском переводе. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (ок. 560-638 гг.).
Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды – в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника совершается в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII в. Однако интересно отметить, что сама традиция освящения воды для целей, не связанных с Таинством Крещения возникла еще в глубокой древности, на заре истории Церкви, задолго до формирования чинопоследований. Например, священномученик Александр, папа Римский (II век), ввел обычай освящать воду, чтобы верующие кропили ей свои жилища.
Пресс-служба СПбПДА