Первый день лекций, посвящённых проблеме церковной унии, начался с обсуждения исторического аспекта. Отец Константин рассказал студентам Академии об обстоятельствах заключения Флорентийской унии, когда в июле 1439 года во Флоренции было подписано соглашение об объединении Католической и Православной Церквей на условиях признания Восточной Церковью латинской догматики и главенства Римского папы при сохранении православных обрядов. Особое место лектор уделил разбору папской буллы, принятой на этом соборе, где в очень жёстких и бескомпромиссных выражениях говорится о посмертной участи всех, кто не принадлежит к католической вере. Отец Константин подчеркнул, что именно этот документ во многом и объясняет, почему все последующие века униаты придерживались столь непримиримой позиции в отношении вопроса о возвращении в православие.
Далее подробно был рассмотрен вопрос Брестской унии 1596 года. В самом начале своего рассказа, иеромонах Константин указал на то, что данный договор между Римо-католической Церковью и части епископата Киевской митрополии нельзя считать союзом равных сторон. Это соглашение изначально закрепляло подчинённое положение властям Рима. В качестве доказательного примера лектор указал на то, что в католическом богословии есть такое особенное понятие, как PRAESTANTIA RITUS LATINI. Оно догматически закрепляет позицию Западной Церкви, когда латинский обряд считается выше любых других обрядов т.к. происходит от власти папы Римского. Также отец Константин подчеркнул, что сторонники Брестской унии изначально имели скорее политические мотивы, чем религиозные. Они заключались в том, что киевские аристократы очень хотели попасть в польский парламент и для этого использовали данное соглашение. И именно преобладание политической составляющей станет отличительной чертой феномена унии во все последующие века.
Второй день лекций иеромонах Константин посвятил подробному обсуждению проблемы униатства на Украине. Выступающий сразу обозначил основное заблуждение, которое так рьяно провозглашают сторонники унии в настоящее время. Они утверждают, что именно униатство является исторической религией на Украине. Отец Константин напомнил слушателям, что сторонники Брестского соглашения всегда стремились перейти под польское покровительство, а униатский митрополит никогда не проживал в Киеве, так как боялся за свою безопасность, что показывает чуждость унии историческому прошлому Украины.
Лектор подробно рассказал о руководителях униатской церкви в новейший период. Во время этого обсуждения он задал слушателям вопрос о том, почему современные представители унии так агрессивно настроены по отношению к Православной Церкви? Отвечая, выступающий указал на то, что нынешний епископат униатов состоит в основном из людей, чьи родители очень негативно относились к русским, так как вынуждены были эмигрировать на Запад, спасаясь от преследований большевиков. Это является одной из причин того, почему современная риторика униатской церкви на Украине носит столь ярко выраженный националистический окрас.
В заключительной части выступления иеромонах Константин (Симон) рассказал о обрядовых особенностях униатов. Продемонстрировав студентам большое количество фотоматериалов, лектор подробно объяснил в чём заключается основное отличие униатской храмовой архитектуры, их литургических одежд и богослужений.
Лекции иеромонаха Константина вызвали у студентов большой интерес.
Справка:
Иеромонах Константин — иеромонах Русской православной церкви, Насельник Высоко-Петровского монастыря.
До 2014 года — священник Католической церкви, служивший по восточному обряду, иезуит, профессор славянской и русской истории Папского Восточного института.
В 1973 — 1975 годы изучал философию, получил степень бакалавра в Папском университете Урбаниана в Риме.
В 1975 — 1978 годы изучал теологию, получил степень бакалавра в Папском григорианском университете в Риме.
В 1978 — 1982 годы проходил обучение в Папском восточном институте в Риме, где ему была присуждена докторская степень за диссертацию «Русинская эмиграция в США в ранний период (1884 —1894 гг.)».
В 1980 году был рукоположен во священника Римо-Католической Церкви.
В 1982 году вступил в орден иезуитов, стал членом Южно-Бельгийской провинции Общества Иезуитов.
В 1987 году начал преподавательскую деятельность на исторической секции факультета церковных наук христианского Востока в Папском восточном институте, где читал лекции по истории России и Балкан. При этом особое внимание уделял истории Русской Православной Церкви.
С 1994 года — ординарный профессор по славянской и русской истории в Папском Восточном институте.
С 1998 года преподавал в Папском григорианском университете на факультете церковной истории. Также читал курс русской церковной истории в разных университетах Северной Америки.
Помимо преподавательской деятельности, являлся советником Папского Совета по содействию христианскому единству, а также Экуменической папской комиссии по подготовке ко второму тысячелетию Рождества Христова.
В 2007 — 2011 годы — вице-ректор Папского восточного института. Кроме того, читал курс русской церковной истории в разных университетах Северной Америки.
7 июня 2014 года архиепископом Петергофским Амвросием (Ермаковым) был принят в сущем сане в Русскую Православную Церковь. По благословению Патриарха Кирилла был принят в братию Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы и до монашеского пострига нёс послушания в храмах обители.
27 марта 2015 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) совершил монашеский постриг священника Константина Симона с именем Константин в честь святителя Константина, митрополита Киевского и всея Руси.
Пресс-служба СПбДА