В Санкт-Петербургской Духовной Академии создается традиция проведения научных конференций и круглых столов по вопросам церковного права. Так, 7 декабря 2017 года в Книжной гостиной впервые
прошла научно-богословская конференция «Каноническое право и церковный суд в истории Русской Церкви: традиция, новация или фикция?»
15 мая 2018 года в Книжной гостиной прошел круглый стол «Наследие епископа Иоанна (Соколова) и актуальные проблемы церковного права». Организатором мероприятия выступило Историческое общество Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Круглый стол был приурочен к 200-летию выдающегося русского канониста ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Иоанна (Соколова).
В работе круглого стола приняли участие преподаватель канонического права СПбДА протоиерей Алексий Балакай, руководитель Исторического общества Дмитрий Андреевич Карпук, ответственный редактор журнала «Христианское чтение» священник Игорь Иванов, члены Исторического общества, студенты Академии.
Круглый стол открыл Д. А. Карпук, отметив, что наследие владыки Иоанна (Соколова) важно и интересно нам, поскольку, будучи выдающимся ученым и ректором Академии, он был убежден, что студенты должны быть специалистами во всех богословских областях. Исходя из этой установки, владыка Иоанн лично давал темы для научных исследований учащимся Академии. Кроме того, нам сегодня очень важно начать обсуждение проблем церковного права, поскольку в научном сообществе существуют разные точки зрения на церковно-правовые вопросы.
Павел Ткаченко (I ЦПО) зачитал доклад на тему «Основные этапы жизни епископа Иоанна (Соколова)», сделав особый акцент на деятельности епископа Иоанна в деле развития церковного народного образования и просвещения для преодоления раскола. Владыка Иоанн обращал сугубое внимание на педагогические кадры.
Константин Бабак (4 курс бакалавриата) зачитал доклад проректора по воспитательной работе иеромонаха Марка (Святогорова) на тему «Роль и значение презумпции невиновности в светском и церковном суде». В докладе делаются выводы: светский суд, рассматривая дело, не устанавливает истину, а формально устанавливает виновность или невиновность подсудимого. Церковный суд прежде всего нацелен на поиск истины и справедливости, что никогда не может казаться анахронизмом. Иными словами, на первом месте в церковном суде стоит суд совести.
Николай Тарнакин (4 курс бакалавриата) в докладе «Церковный суд и суд светский: общее и различное в принципах» продолжил раскрывать тему предыдущего сообщения на конкретных примерах сопоставления принципов двух судов, также сделав вывод, что церковный суд ищет истину и стремится к справедливости, в отличии от светского суда, стремящегося к реализации формальных принципов.
Переходя к теме следующего доклада, отец Алексий Балакай отметил, что вопрос правоприменения в Православной Церкви нужно рассматривать с учетом того, как он решался в других конфессиях. Так, что касается канонов, то в ХХ веке в Римско-Католической Церкви прошли две канонические реформы, опирающиеся сугубо на авторитет Папы Римского (каноническая «мутация»), протестанты же первоначально отвергли каноническое право наравне с Преданием (каноническая «ампутация»).
Федор Иванов (4 курс бакалавриата) сделал доклад «Проблематика современного правоприменения канонов Русской Православной Церкви» по материалам книги иеродиакона Григория (Матрусова) «Каноны: правила Церкви и правила жизни» (2017). Докладчик осветил основные вопросы, касающиеся применения канонов: принцип неизменности канонов, проблема их адаптация к жизни, ситуативное объяснения канонов и т.д. Было отмечено, что на данный момент нет однозначного алгоритма применения церковного права, как нет и однозначного и общепризнанного в Церкви принципа кодификации канонов. В этом плане книга, представленная на круглом столе, должна послужить хорошим подспорьем всем, изучающим проблемы церковного права.
После этого доклада прошла дискуссия о каноническом правоприменении, итогом которой стал вывод, что только на уровне Вселенского Православия можно ожидать ревизии и кодификации канонического права. Однако, на данном историческом этапе это затруднительно.
В завершении Круглого стола прозвучал доклад Андрея Швайбовича (I ЦПО) на тему «Участие верных в Евхаристии в период древней Церкви». Были раскрыты как канонические, так и духовные основания практики регулярного причащения клириков и мирян как выражения искреннего вероисповедания.
В конце заседания отец Алексий Балакай поблагодарил всех за участие и поздравил с почином проведения круглых столов по церковному праву.
Как обычно, работа круглого стола прошла в традиционной для Книжной гостиной неформальной обстановке «ученого чаепития».
Материалы круглого стола будут опубликованы в №3 «Вестника Исторического общества».
Пресс-служба СПбДА