Накануне Димитриевской родительской субботы в академическом храме было отслужено вечернее заупокойное богослужение (парастас)

04.11.2011_parastas_0007Вечером 4 ноября 2011 г., накануне Димитриевской родительской субботы, в Санкт-Петербургских духовных школах было отслужено заупокойное богослужение (парастас), которое возглавил ректорепископ Гатчинский Амвросий. Преосвященному владыке сослужили проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Виталий Ульянов и Александр Бартов, иеромонахи Геннадий (Поляков) и Николай (Дроздов), диаконы Кирилл Журавлев, Александр Ямков, Виталий Коршунов и Алексий Третевич. НАКАНУНЕ ДИМИТРИЕВСКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ХРАМЕ БЫЛО ОТСЛУЖЕНО ВЕЧЕРНЕЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ПАРАСТАС)НАКАНУНЕ ДИМИТРИЕВСКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ХРАМЕ БЫЛО ОТСЛУЖЕНО ВЕЧЕРНЕЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ПАРАСТАС) За богослужением пели мужской, смешанный и женский хоры. После заупокойных тропарей на утрени студент I курса библейского отделения академии Сергей Юдинцев произнёс проповедь на тему: «Молитва за усопших как выражение любви», в которой призвал к молитвам за усопших близких, сродников и всех православных христиан. НАКАНУНЕ ДИМИТРИЕВСКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ХРАМЕ БЫЛО ОТСЛУЖЕНО ВЕЧЕРНЕЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ПАРАСТАС)НАКАНУНЕ ДИМИТРИЕВСКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ХРАМЕ БЫЛО ОТСЛУЖЕНО ВЕЧЕРНЕЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ПАРАСТАС) Справка Димитриевская суббота – один из основных поминальных дней православного календаря. Вообще же каждая суббота – особый день для хри­стиан. К субботе, по библейскому повествованию, за­вершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным ев­рейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшав­шего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный». Поэтому в каждую субботу совершается поминове­ние усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпе­ливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей. Димитриевская суббота названа так по имени свято­го великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казненного за испове­дание христианства в 306 г. (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому счита­ется покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день другой Димитрий – славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся в 1380 г. (8 сентября по старому стилю). «И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. …И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194). С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших». Димитриевская суббота – это ближайшая суббота перед днем памяти Димитрия Солунского (8 ноября по н. ст.). Тогда и служится панихида. При этом надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (все даты по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается еще одной неделей ранее. В этом случае мы получаем самую раннюю Димитриевскую субботу – 28 октября. ***   Заупокойное Апостольское чтение 1 Послание к Фессалоникийцам 4:13-17 [О воскресении мертвых] Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведет [вместе] с Ним. Это ведь мы говорим вам словом Господним[1], что мы, живу­щие, оста­ющиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся жи­вые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.   Заупокойное Евангельское чтение Евангелие от Иоанна 5:24-30 [Об участи усопших] [Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Мое слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь. Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мертвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос[2]). Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».  
[1] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами (прим. архим. Ианнуария). [2] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному бытовому значению, разумный человек всегда пребывает в состоянии крисиса – то есть в состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Суд (=Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова. Рубан Ю., кандидат исторических наук, кандидат богословия Пресс-служба СПбДА

Опубликовано 04.11.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter