«Ночь, проведённая наедине с Богом». Студенты Духовной школы молились за уставным ночным всенощным бдением

Ноги увязают в мокром снегу. Вдоль лаврских стен тянется вереница юношей в подрясниках, они разговаривают и смеются. «Я вообще-то не собирался идти на уставное, — бросает один из них. «А зачем пошёл тогда? — спрашивает другой. «Да вот подумал, что за все годы учёбы ещё ни разу не был. Говорят, что ночью молитва иначе ощущается». «Тогда давай быстрее, скоро начнётся уже», — отвечает второй и смотрит на часы, на которых стрелке осталось одно деление до 21:00. В домовом храме Двенадцати апостолов уже все готовы. Половину помещения занимают стулья и возвышения для хора. Между ними стоят юноши и девушки, учащиеся Духовной школы, и немногочисленные прихожане. Храм освещают четыре подсвечника и лампады. В ризнице алтарники перемещаются с дымящимися кадилами и свечами, на столах лежит красное облачение с золотым узором. Ночное богослужение, красное облачение, приподнятое настроение — невольно вспоминается Пасха. Действительно, отдельные элементы схожи, но сегодня другой день — память новомучеников и исповедников Русской Церкви, в том числе и святых выпускников Академии на Неве.

Звонит колокол и начинается ночное богослужение, которое по традиции совершается в полном соответствии с Типиконом, без сокращений. В алтаре мальчик лет восьми подходит к диакону, приподнимается на носочках и шёпотом спрашивает: «А Вы знаете сколько мы будем молиться? Больше, чем я сплю. Целых 9 часов». В конце вечерни священники и молящиеся, возглавляемые пономарями с примикириями и хоругвями спускаются на первый этаж для совершения литии. Около полуночи начинается Великое чтение — первое из семи назидательных чтений — переходный элемент между вечерней и утреней. Из алтаря выходят диаконы с подносами, на которых стоят сосуды с вином и лежат хлебные лепешки. Все молящиеся «труда ради бденного» подкрепляют свои силы и готовятся к началу утрени. К часу ночи почти не остаётся пустых стульев, во время кафизм в храме слышны только голос чтеца и скрип паркета под ногами уставщиков. Ощущение времени отчасти из-за усталости, отчасти из-за атмосферы, требующей постоянной концентрации внимания, меняется. Древние называли это состояние термином «кайрос» или временем здесь и сейчас. Богослужение имеет особую силу заключать хронологическое время «под арест», останавливать внимание человека, позволяя одновременно не думать о многом. Это наилучший момент для молитвы, воплощением которой становятся молчание и бездействие. Именно таким образом человек позволяет Христу наполнить пустую форму своей души присутствием Рая.Полиелей, канон и лития завершаются к четырём часам утра. Во время часов открывают окно в алтаре и тут же становится свежо. Литургия по Уставу в отличие от вседневной не спешит подвести молящегося к Евхаристии, она медлит и проверяет его терпение, внимательность и только потом открывает путь к Телу и Крови. Узкий проход между хорами превращается в речное русло, по которому не спеша, юноши и девушки подходят к Чаше, вкушая ту Жизнь и Истину, о Которых слышали и Которыми жили на протяжении последних девяти часов. Так, Церковь вновь реализует своё назначение — быть местом встречи человека и Бога. Эмоциональный накал богослужения постепенно спадает, уступая место улыбкам и радости. После славления и проповеди храм быстро пустеет. Молящиеся идут в притвор, где для них разливают горячий чай и предлагают различные угощения. Ночь прожита и прожита она с Богом — эта мысль, отражаясь в душе, вырывается наружу в каждом слове и взгляде, наполняя восприятие действительности колоссальным по силе внутренним требованием — жить.

Справка:

Уставное всенощное бдение имеет ряд особенностей. Оно начинается с 9 часа и малой вечерни, которые совершаются в шесть часов вечера. Затем молящиеся идут на трапезу и отдыхают, после чего следует ночная служба. В 21:00 студенты уже сидят в храме и ждут начала великой вечерни.

В уставном всенощном бдении особое место занимают канонарх, головщики и два клироса — они полностью пропевают 103-й псалом, первую кафизму, стихиры и канон. Лития совершается дважды: во время вечерни и в конце утрени. В этот день по традиции на литии поминают святых новомучеников и исповедников — выпускников Духовной Академии, а на проскомидии вынимают частицы за репрессированных преподавателей.

Перед шестопсалмием, после кафизм и седальнов, а также в некоторых местах канона читают похвальные слова и поучения. По окончании утрени предстоятель прочитывает огласительное слово преподобного Феодора Студита. Затем следуют часы и Божественная литургия, после которых священник благословляет коливо.

Уставное ночное богослужение с 8 на 9 февраля 2020 года возглавил священник Иоанн Никитин в сослужении иеромонахов Варфоломея (Магницкого) и Филарета (Гавщука), а также иеродиакона Димитриана (Петса), диаконов Петра Чорнобая и Никиты Баскакова. Канонарх — иеромонах Феофан (Друганов).

Пел смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и воспитанницы 4 курса Факультета церковных искусств Марии Молотковой.

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 10.02.2020 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter